Обоснование содержания кейса.

Введение. Обоснуйте выбор и опишите целевую аудиторию, для кого предназначен кейс и основную цель кейса (студенты, категория населения, специалисты).

В первом параграфе (на первой странице) освещаются период развития рассматриваемой ситуации, главные действующие лица, предметы кейса, обстоятельства, обусловливающие важность решения проблемы. Представленная вначале картина ситуационной задачи будет критерием, вокруг которого будет развиваться кейс. Важно правильно расставить акценты, чтобы вы могли легко описать эту картину любому специалисту/руководителю, с которым вы, возможно, учитесь (работаете).

Подготовьте краткое содержание. Краткое содержание кейса, включая список демонстрационных материалов, поможет вам систематизировать ваши мысли и материал, который вы планируете использовать в ситуационной задаче. Нередко окончательная структура кейса не соответствует изначальным мыслям, поскольку по ходу изложения у вас появятся новые идеи относительно подачи материала. Однако краткое содержание является полезной стартовой точкой, оно поможет вам разработать первый черновой вариант ситуационной задачи. К тому же это важный инструмент для передачи вашего видения кейса вашим коллегам, а также для получения их комментариев и информации, которые, по их мнению, должны быть в кейсе.

Временная шкала. Определите время действия кейса — день, неделя, месяц. От этого зависит, какую информацию необходимо включить в кейс, а какую — нет, поскольку события закончились после времени действия кейса и поэтому неактуальны. Затем составьте таблицу, в которой все актуальные события находятся напротив времени действия. Убедитесь, что вы понимаете логическую взаимосвязь между событиями: как они влияют друг на друга?

Написание.Обозначьте структуру кейса – (вопросы, подвопросы при описании ситуации - см. постановку вопросов).

Активно используйте цитаты. Также, вкладывая субъективные взгляды в цитату, вы позволите читателю рассмотреть их критически. Когда же автор выражает свое субъективное мнение, читателю гораздо труднее проверить его обоснованность. Можете использовать неформальный язык, короткие фразы.

Структура

Классическая структура кейса может быть хронологической, описывающей развитие ситуации, а также включать исходные данные о других проблемах и стратегиях решения.

«Предуведомление» в кейсе, чтобы сделать акцент, на что обратить особое внимание. Допустим, в первом параграфе описано, как главное действующее лицо решает проблему.

Подготовка демонстрационных материалов (цитаты, фрагменты фильма). Демонстрационные материалы — важная часть любой ситуационной задачи.

Вы должны четко представлять себе, какой цели служит демонстрационный материал. Если целью является заключение вывода, убедитесь, что демонстрационный материал способствует такому результату. Если целью является обеспечение исходных данных для анализа, убедитесь, что представлена вся необходимая информация.

Используйте в изложении прошедшее время. Не используйте слова «в настоящее время», чтобы описать событие, актуальное во время написания кейса. Это внесет путаницу для читателя через пять лет. Вместо этого употребите фразу «в течение 2012 г.», или «к лету 2012 г.», или какие-либо другие фразы с фактическими датами, на которые вы хотите обратить внимание.

2.5. Подготовка методических рекомендаций

Методические рекомендации представляют собой объяснение, каким образом возможно использование кейса в учебном процессе. После подготовки рекомендаций текст кейса приобретает завершенную форму.

Методические указания имеют следующие подразделы: введение, образовательные цели кейса, образовательные цели. основные проблемы и противоречия исследования; вопросы для обсуждения, анализа, рекомендации; приложения, ссылки, литература.

Введение, первая часть – необходимо указать, каким образом в рамках учебных курсов может использоваться в учебном процессе, какие теоретические, практически вопросы затрагивает кейс. В рамках каких предметных и для каких специалистов кейс представляет интерес. Возможно обоснование уровня подготовки студентов.

Образовательные цели – определение навыков, знаний, на развитие которых направлен кейс. Рекомендуется конкретная и точная формулировка достижения результатов в результате рассмотрения кейса.

Основные исследовательские проблемы, рассматриваемые в кейсе – включает описание проблем, блоки проблем, для анализа которых создан кейс. Здесь могут быть представлены вопросы и краткие ответы на них, моделируется решение, рекомендации в определенной области (например для специалистов по работе с определенной проблемой, на примере той, которая рассмотрена в кейсе).

Вопросы для обсуждения, анализа. Это подраздел, включающий в себя рекомендации о применении кейса в ученом процессе. необходимо описать задания, список вопросов для студентов.

Примерные вопросы[10]:

1. В чем состоит исследовательская проблема кейса?

2. Возможные пути решения проблемы?

3. Какое решение следует предпринять в рассматриваемой ситуации?

Сформулируйте вопросы для дискуссии в группе (клиентом, специалистами).

Возможные решения (вывод на основе анализа).Как можно предвидеть подобные ситуации. В чем состоит помощь. Для каких групп ситуация представляет интерес.

Заключение. Выводы о возможностях кейс-технологий применительно к решению практических задач (актуальность, например для социальной работе).

Подготовка оформленного кейса(в том виде, в каком он будет использоваться для работы с группой, индивидом) или проекта статьи (по результатам исследования).

Список используемых источников информации, материалов для анализа.

3. Кейс стади как стратегия исследования

Кейс стади как стратегия исследования– это глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые механизмы его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях. Это определенная стратегия исследования, связанная с пониманием, углублением представлений о проблемной ситуации[11].

Проведение исследования может рассматриваться как метод сбора информации для подготовки кейсов, предназначенных для обучения (работы с группой), и может рассматриваться как самостоятельный жанр, позволяющий организовать исследование проблемы.

В зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь и/ автор учебного кейса исследование может быть организовано по-разному.

Логика кейс стади может быть способом построения отчетной работы по курсу, основой подготовки творческой самостоятельной работы и способом организации научного исследования. Методология кейс стади позволяет провести исследование различного масштаба и глубины анализа. Главное достоинство методологии – построение общений и проведение анализа на основе различных данных, методов сбора информации. Результат определяется во многом тем, какие задачи ставит перед собой исследователь. Поэтому перед определением методов исследования и анализа ситуации необходимо определить качество и необходимое содержание.

Наши рекомендации