Четвертый этап: «Отбор материалов для экспозиции».
Отбор экспозиционных материалов - это определение состава экспонатов в будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всем протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в ТЭП.
Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства, функциональной принадлежности.
Игрокам важно определить типичность музейного предмета, то есть его соответствия сущности данного явления. Каждый окружающий нас предмет потенциально может быть помещен в экспозицию. Чтобы не «утонуть» в их массе участники игры должны правильно выбрать существенно-необходимое, нужно определить типичность того или иного источника. Следует различать редко встречающиеся, но типичные предметы, от единичных и случайных. Помнить о соответствии данной вещи конкретному времени и определенному месту действия. Учитывать внешнюю выразительность предмета.
После отбора музейных предметов игроки должны их сгруппировать различными приемами в зависимости от поставленной задачи: показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление (по технике изготовления, принадлежности, материалу изготовления и т.д.).
Одним из видов сопоставления является метод контрастного показа. Например: «Наш край прежде и теперь».
Группировка материалов может происходить по систематическому принципу. Например: «Коллекция минералов».
Возможна группировка по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Например: интерьер помещения со всеми характерными для него предметами; биогруппа с растительным и животным миром в определенных климатических условиях.
В экспозиции используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленных задач.
Пятый этап: «Размещение экспозиционных материалов».
До начала работы игрокам необходимо напомнить о том, что каждый раздел, подраздел, тема, подтема, экспозиционный комплекс должны иметь четкую экспозиционную площадь. Это членение должно восприниматься зрительно. Обязательным является единство и законченность всех элементов структуры экспозиции, единый подход к отражению каждого из них.
Чрезвычайно важно выделение художественными средствами наиболее значимых, ведущих тем и последовательность осмотра экспозиции. Каждая тема должна логически продолжать и развивать предыдущую тему и создавать интерес к познанию и раскрытию последующей темы.
Шестой этап: «Соблюдение определенных условий при монтаже различных видов экспозиционных материалов».
Седьмой этап: «Оглавительные тексты и этикетаж».
Экспозицию музея целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.
Каждый раздел экспозиции представляют заголовками.
Критерии оценки.
При оценке результатов игры учитываются все этапы игры «Оформители школьного музея». Предлагается одна из возможных схем оценки результатов (возможны и другие). Максимальная оценка в соответствии с правилами заполнения в следующих баллах
а) заполнение Тематического плана - 20 баллов; б) занесение информации в Тематико-экспозиционный план – 40 баллов; в)отбор материалов для экспозиции - 20 баллов; г) построение экспозиции – 30 баллов;
д)размещение экспозиционных материалов – 30 баллов;
е)соблюдение определенных условий при монтаже различных видов - 20 баллов.
ж)оглавительныетекстыиэтикетаж – 20 баллов
Для оценки 5,6,7 этапов прилагаются критерии оценки в помощь членам жюри (Приложения 1,2,3), позволяющие профессионально подойти к определению лучших участников.
Из максимальных баллов минусуются штрафные баллы:
Этап: «Составление Тематического плана»
- Обоснование темы до 5 баллов
- Информационная емкость до 3 баллов,
- Соответствие графам плана до 3 баллов.
- Аккуратность заполнения до 3 баллов.
Этап: «Разработка тематико-экспозиционного плана»
-Информационная емкость до 3 баллов
-Полнота отражения особенностей материала до 5 баллов; - Смысловая ценность, соответствие графам, разделам, строчкам до 5 баллов;
- Точность подбора слов для выражения мыслей до 3 баллов;
- Аккуратность заполнения до 2 баллов.