Герой Советского Союза А. В. Иванов
(1907 —1943).
Январь 1942 г.
Фотография Б. Петрова.
На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме. Гоним врага от Москвы».
(Писатель А. Приставкин с учащимися учителями школы № 109 — учасниками спектакля «Ночевала тучка золотая...» после премьеры.
Москва, 1988г.
Письменные источники.При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета: раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затруднительно. В последнем случае в этикетке указывается его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.
Письмо участника битвы за Берлин Б. Н. Петрова с фронта.
Б. Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим штурмом.
Апрель 1945 г. Ксерокопия.
Письмо лейтенанта Г. А. Мамонова, командира 1-й роты батальона морской пехоты.
Г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота.
«За советский флот и за Советское государство, если и придется умереть, то всегда на это готов, и сердце нашего флота - Севастополь - мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась».
Аннотация на произведения печати составляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия автора, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен быть копией титульной страницы. Иногда важно показать автограф, подчеркнуть уникальность издания (место издания, тираж). Интересным является и то, кто пользовался книгой.
И. Дитятин
Городское самоуправленне в России. Том 2.
Ярославль, 1877 г.
При аннотировании газет, если текст находится не на первой странице, в аннотации приводятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее содержание, затем дается название газеты, число. месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.
Сообщение Министерства Внутренних Дел СССР о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже й тєрроризме и их полной реабилитации. «Известня», 4 апреля 1953 г.
При аннотировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробными поясненнями наиболее интересные документы. При экспонировании грамот, благодарностей. приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс экспонатов по определенной теме, аннотации излишни.
Если грамоты, благодарности и т. д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а зкспонируется только лицевая сторона, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование, (почетная грамота, поздравительньй адрес и т.п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручення грамоты, место нахождения организации, выдавшей документ и. т.д. Например:
Почетная грамота Наркома ВМФ СССР начальнику планового отдела мастерской № 1 Д. М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великий Отечественной войны. 1942.
Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этиккетке указывается: название произведения, материал, время создания и автор. В этикетках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а данное им название произведения. В художественых экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. тонированный и т. д. Как правило, в аннотации сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т. д., данное автором. В отдельньгх случаях, экспозиционер расшифровьшает, дает более полное название.
Напримєр, на картине К. Г. Дорохова дана авторская аннотация: «Портрет П. Ф. Горпищенко». Но при экспонировании этого произведения целесообразно расшифровать эту надпись.
К. Г. Дорохов (1906 - 1960).