О лицензировании деятельности музеев Российской Федерации

В дополнение к письму Министерства культуры №Кол-815-01-б6 от 20.04.98 г. сообщаем следующее.

Выраженные опасения о негативных последствиях для школьных музеев реали­зации Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» вызваны неправильным толкованием норм закона.

Названным законом установлено, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений и их деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Школьные музеи и в прошлом и сегодня - это структурные подразделения образовательных учреждений (школ) и самостоятельными юридическими лицами не являются.

Таким образом, работа школьных музеев по выявлению, сбору и изучению исто­рических и краеведческих материалов, с точки зрения закона, является деятельно­стью учреждения образования и дополнительному лицензировании не подлежит.

В том случае, если в собрании музея находятся предметы, имеющие универсальную историко-культурную ценность, они могут и должны быть включены в состав Му­зейного фонда Российской Федерации. Порядок включения таких предметов в состав Музейного фонда в Российской Федерации устанавливается Положением «О Музейном фонде Российской Федерации», утвержденным Правительством Российской Федерации.

Государственные музеи России, Министерство культуры Российской Федерации готовы впредь оказывать школам и Министерству общего и профессионального обра­зования Российской Федерации необходимую помощь в организации учета, хранения и изучения предметов, составляющих собрание школьных музеев

Во избежание недоразумений, возникающих из-за неправильного толкования за­кона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Министерство культуры Российской Федерации планирует подготовить и распростра­нить соответствующие комментарии к тексту данного законодательного акта.

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ'

При организации школьного музея нужно прежде всего определить концептуальную направленность в его деятельности. Музеи могут быть такими:

• музей - выставка;

• музей - мастерская, студия;

• музей - клуб, театр;

• музей - адаптационный центр;

• музей - творческая лаборатория;

• музей - центр воспитательной работы;

• музей - центр туристско-краеведческой работы;

• музеи - научный кабинет.

Эта направленность не зависит от профильности музея. Любой школь­ный музей может быть в своей основе либо выставкой, либо студией, ли­бо научным кабинетом, либо включать в себя все или несколько этих со­ставляющих. Главное не в том, какова его форма деятельности, а в том, как он реализует свою образовательно-воспитательную функцию на ос­нове сформированных коллекций.

При разработке концепции школьного музея следует определиться по нескольким позициям.

Место музея. Название музея, принадлежность его к учебному заведе­нию, образовательному учреждению и место нахождения с указанием почтового адреса.

Цель.Выделить конечную цель в работе музея. Определить категорию посетителей.

Создание фондов музея. Составить план комплектования с привлече­нием школьного актива, учителей и родителей. Организовать учет и хра­нение музейных коллекции.

Замысел экспозиции. Определить основную идею экспозиции.

Содержание экспозиции. Описать экспозицию в авторском представ­лении, исходя из наличия коллекций музея или на основании поисково-собирательской работы. Раскрыть экспозиционные комплексы и последо­вательность их показа. Указать экспозиционную площадь.

Принцип построения экспозиции,Определить, каким он будет: проб­лемным (наиболее характерные особенности раскрываемой темы), мемо­риальным, коллекционным, ансамблевым, образно-сюжетным.

Тематическая структура экспозиции.Определить темы будущей экс­позиции и кратко их раскрыть.

Требования к архитектурно-художественному решению экспозиции и экспозиционному оборудованию.Составить план помещения с разме­щением в нем витрин, стендов, шкафов, подиумов, подставок, турникетов и др. Выполнить художественный эскизный проект.

Основные затраты.Определяются исходя из стоимости экспозицион­ного оборудования, технических средств и оплаты художника-дизайнера. Концепция является первым этапом в формировании музея.

О музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 г.

(Извлечение)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имею­щие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки кото­рой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное пред­ставление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Россий­ской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот ко­торых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций,

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий созда­ние материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

ГЛАВАII. МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного на­следия народов Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного насле­дия народов Российской Федерации.

Статья 6. Формы собственности на музейные предметы и музейные коллек­ции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

Наши рекомендации