О лицензировании деятельности музеев

О лицензировании деятельности музеев

К поручению аппарата Правительства Российской Федерации №П16-226 от 7.04.98

Минкультуры России рассмотрело обращение участников конференции движения «Отечество» к Правительству Российской Федерации, в части лицензирования дея­тельности музеев, и сообщает В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ МФ), музеи в Российской Федерации могут осуществлять свою дея­тельность только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 26 ФЗ МФ установлено, что музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений.

Таким образом, лицензированию подлежит лишь деятельность учреждений, осу­ществляющих хранение, изучение и публичное представление музейных предметов музейных коллекций.

Деятельность образовательных учреждений, в части хранения музейных предметов и музейных коллекций, осуществляется ими без специального разрешения (лицензии).

Заместитель Министра П.В.ХРОШИЛОВ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

культурные ценности - предметы религиозного или светского характера, имею­щие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

музейный предмет - культурная ценность, качество либо особые признаки кото­рой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное пред­ставление;

музейная коллекция - совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;

музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Россий­ской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот ко­торых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций,

хранение - один из основных видов деятельности музея, предполагающий созда­ние материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;

публикация - одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.

ГЛАВАII. МУЗЕЙНЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного на­следия народов Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного насле­дия народов Российской Федерации.

Статья 6. Формы собственности на музейные предметы и музейные коллек­ции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

ГЛАВА IV. НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ЧАСТЬ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 19. Состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации

Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, соста­вляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЙНОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММА

Программа

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносто­ронних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, люб­ви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устой­чивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Оте­чество» создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведе­нием, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к род­ной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству.

Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Фе­дерации «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: доброволь­ности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности дет­ских коллективов.

Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятель­ности участников движения определяются его примерной программой.

Программа намечает основные направления, тематику_и_ориентиры краеведчес­кого поиска. Ведущая задача примерной программы — создание оптимальных возмо­жностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетво­рения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности,

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патри­отические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культу­ры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять уча­стие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности — в этом заключается основной смысл движения «Отечество».

Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно рас­ширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путеше­ствиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляет­ся возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорга­низации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обуче­ния и воспитания детей.

Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и организационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза крае­ведов России «Краеведение». Союз краеведов России и региональные краеведчес­кие общества оказывают организационную и методическую помощь участникам дви­жения, рассматривая их как полноправных участников реализации программы «Кра­еведение».

Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководите­лям выбрать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ предполагает получение и использование конкретных результатов на че­тырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расши­рение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательски­ми методами, моральная и физическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика); федеральном (общероссийский).

Реализация тематических программ может осуществляться с использованием всего многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскур­сий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых собы­тий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в му­зеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой колле­ктив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями. Хоро­шо, если детский коллектив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу, которую он принесет в процессе туристско-краеведчес­кой деятельности.

Во многих регионах России местными организациями и объединениями осущест­вляются собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного, природоохранительного и иного характера. Одна из важнейших задач движения — привлечение его участников к реализации подобных программ.

Участники движения «Отечество» могут работать:

по федеральным программам;

по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшколь­ным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными ор­ганизациями);

по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, фи­нансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти про­граммы.

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» является Центр детско-юношеского туризма Министерст­ва общего и профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполняют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.

Организационно-методические центры осуществляют разработку местных туристско-краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельно­сти участников движения по реализации программ и взаимодействие с местными го­сударственными учреждениями и общественными организациями, проводят комп­лексные и тематические массовые мероприятия по программам движения, организу­ют подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий ор­ганизаторов и участников движения, осуществляют издательскую и популяризатор­скую деятельность.

В рамках движения «Отечество» проводятся общероссийские массовые меропри­ятия с участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:

туристско-краеведческие слеты участников движения;

тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;

краеведческие олимпиады учащихся;

педагогические краеведческие чтения.

Формы работы:

организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;

проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

создание конкретных баз данных по выбранным темам;

составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводите­лей, Книг Памяти;

формирование: музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев:

участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению при­родных и исторических памятников;

выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных за­хоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;

издание методической, учебной литературы, сборников из опыта работы, публи­каций, исследований участников программы;

проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;

пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, те­матических дней и др.

Программы туристско-краеведческого движения «Отечеством:

1. Родословие.

2. Летопись родного края.

3. Земляки,

4. Исчезнувшие памятники России.

5. Исторический некрополь России.

6. Археология.

7. Природное наследие.

8. Экология.

9. Юные геологи.

10. Культурное наследие,

11. Литературное краеведение.

12. Этнография.

13. Военная история России.

14. Великая Отечественная война.

15. Дети и война.

16. Поиск.

17. История детского движения.

18. К туристскому мастерству.

19. Школьные музеи.

РОДОСЛОВИЕ

Задачи

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

Содержание

Родословие, или по-научному «генеалогия», изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сосло­вий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди — персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, при­нимавших участие в исторических событиях.

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

Задачи

Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшне­го дня, составление летописи наших дней.

Содержание

История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими реги­онами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы явля­ется выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественны­ми процессами.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба — изуче­ние отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природ­ных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно корот­кое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления «по горячим следам», то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэ­тому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной за­дачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюи­рование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных пуб­ликаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведчес­ких данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школь­ных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами — все это является важным средством документирования истории родного края.

Задачи

Выявление, собирание и введение в научный оборот краеведческих материалов об утраченных памятниках материальной и духовной культуры, объектах природы.

Содержание

Самобытная культура России, ее многовековая история отразились во множест­ве не дошедших до наших дней памятников истории и культуры. Россия потеряла ог­ромное количество памятников архитектуры, градостроительства, науки и техники, изобразительного искусства, народного творчества, документальных памятников, объектов природы. Среди них целые города, деревни и села, театры и музеи, архи­вы и библиотеки, монастыри и часовни, церкви и скиты, усадьбы и парки, уникальные лесные массивы и земельные угодья, произведения живописи, иконографии и скульптуры, а также традиционные обряды, игры и т.д.

Однако не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сохранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоминаниях. Выявление и собирание источников об утра­ченных памятниках природы, истории и культуры края позволит более детально изу­чить региональную историю, поможет восстановлению, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры.

Задачи

Выявление, учет, описание и охрана исторических некрополей России.

Содержание

Некрополи как никакие другие памятники сочетают в себе понятия материально­сти, духовности и мемориальности. Некрополь — это не только место физического захоронения людей, но и форма сохранения памяти о них. Места захоронения пред­ков у всех народов и во все времена почитались священными. Осквернение, уничто­жение могил, надгробий, памятников у всех народов считалось и считается величай­шим кощунством.

Бережное отношение к кладбищам, братским могилам и отдельным захоронени­ям было в России одной из исконных традиций. В нашем столетии большое количе­ство старых кладбищ уничтожено городской застройкой, многие памятники и надгро­бия пошли на переплавку, облицовку общественных сооружений, а то и просто были выброшены, разрушены, зарыты и утоплены. Некоторые памятники, надгробия, дру­гие элементы некрополей были использованы для оформления могил других людей.

Возрождение России невозможно без возрождения памяти о наших предках, тра­диции бережного отношения к некрополям.

ЗЕМЛЯКИ

Задачи

Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой ро­дины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Содержание

Родной край, малая родина, так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испы­тывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях. Другим хочется по­лучить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте. Третьим необходимо связаться с земляка­ми, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея воз­можности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное — юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

АРХЕОЛОГИЯ

Задачи

Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.

Содержание

Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Совокупность приемов их изучения на месте — это полевая археология. Изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возмож­ность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.

Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходи­мостью фиксации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологией вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами, способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по истории и культуре народов России.

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

Задача

Изучение и охрана природного наследия.

Содержание

Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края — растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т.п., как сохра­нившуюся в естественном виде, так и измененную в процессе деятельности человека, со всеми экономическими, экологическими, социально-культурными проблемами.

Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти всегда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явле­ний культуры, связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памят­ника истории и культуры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процессы и явления способствовали этому.

Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, оп­ределили формирование традиций землепользования, развития промыслов и про­мышленности, строительства, организацию быта и др.

Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медици­ны, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д.

Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полез­ное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края. Это могут быть собранные в процессе полевых ис­следований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.

ЭКОЛОГИЯ

Задачи

Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружа­ющей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.

Содержание

Смысл экологической культуры — уважение к законом живой природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространения различ­ных животных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в об­ласти экологии по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявля­ют различные экологические нарушения, участвуют в их ликвидации.

Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты. Проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, турист­ских биваков, родников. Организуют экскурсии. Выявляют положительные и отрица­тельные факты воздействия человека на природу в ходе изучения литературных, ар­хивных и иных источников, путем изучения народных традиций взаимоотношения че­ловека и природы. Создают постоянно действующие экологические посты; составля­ют экологические карты и картосхемы на отдельные регионы, районы города, посел­ки, села, деревни и другие объекты с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.

В круге интересов всех экологов — проблемы выживания и жизнедеятельности человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благо­приятных и опасных мест для человека.

Задачи

Развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии.

Содержание

Рожденное содружеством педагогов и геологов юношеское геологическое движение накопило уникальный опыт воспитания геологией. На его счету открытые юными геоло­гами тысячи проявлений и месторождений полезных ископаемых, новых минералов.

Геология построена на исследовательских методах. Кто приобщается к геологии, тот становится естествоиспытателем. Многолетний опыт работы с юными геологами показывает, что у значительной части детей возникает желание более глубокого ос­мысления происходивших на Земле геологических процессов и более основательных знаний о таких составляющих геологической науки, как минералогия, петрография, палеонтология. Связанное с этим коллекционирование минералов и ископаемой флоры и фауны уже является начальным этапом научных исследований.

Юные исследователи изучают геологию родного края, участвуют в экспедициях научных организации, формируют коллекции школьных музеев, выступают с сообще­ниями о результатах своей работы на конференциях и слетах юных геологов.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Задачи

Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание

Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, вклю­чая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, тра­диции, игры, архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоизда­тельство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодея­тельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных органи­заций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.

В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, кон­фессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкрет­ных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеве­ды овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выяв­ленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Задачи

Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творче­ства обучающихся.

Содержание

Литература — один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его са­мобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-эконо­мические явления, культурные и национальные традиции.

Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных ге­роев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследова­тельской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспе­диции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приоб­щаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.

ЭТНОГРАФИЯ

Задачи

Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общест­венного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Содержание

Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными по­стройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура — это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологи­ческие представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хорео­графия, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).

Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов являет­ся наблюдение. Этнографы выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы — записи наблюдений и бесед с населением, рисунки, чертежи и фотографии, фик­сирующие предметы материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, народных игр и т.д.). Собираются также предметы матери­альной культуры. Все найденные материалы фиксируются в полевых документах.

Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литератур­ные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е. исследуют все те этно­графические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращают­ся этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях — фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, гео­графии и демографии.

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Задачи

Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

Содержание

Исторически сложилось так, что прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. Начиная с самого раннего исторического периода Россия непрерыв­но была вынуждена вести борьбу с внешним врагом. Целые поколения историков за­нимались изучением героического прошлого нашей Родины.

Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в исто­рию и стали известны в нашей стране и за рубежом. Но зачастую современники и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их земляки.

Для исследования можно выбрать любую тему, начиная с военной истории дале­кого прошлого и кончая современными вооруженными конфликтами.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Задача

Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами.

Содержание

История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и ши­рокой общественности. Однако еще и сегодня она изучена далеко не полно. История войны — это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.

Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещевые и изобра­зительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи, записи воспоминаний участников войны); устанавливают име­на погибших солдат, матросов и офицеров, считавшихся пропавшими без вести; по­могают ветеранам получить не врученные им ранее награды; организуют встречи од­нополчан и делают их регулярными, устанавливают тысячи обелисков и других па­мятных знаков, создают военно-исторические музеи в разных уголках страны.

ДЕТИ И ВОЙНА

Задачи

Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей — участников и очевидцев событий.

Содержание

В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отража­ющих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного време­ни краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. Возможно, у некоторых из них сохранились исторические документы — фотографии, письма, почетные грамоты и т.д. Основным же источником для работы могут служить рассказы и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны.

Как сложилась судьба детей — участников боевых действий после войны? Кто из них продолжил и далее службу в Вооруженных Силах? Как сложилась судьба детей, находившихся в фашистском плену и оккупации?

Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в па­мяти у этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло на дальнейшую жизнь.

ПОИСК

Задачи

Изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявле­ние мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.

Содержание

На территории нашей страны во многих местах боев остались не захороненные останки погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами взрослых отряды учрежде­ний образования участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших за­щитников Отечества и жертв войны, установлению их имен и судеб, поиску родствен­ников погибших. Они ухаживают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных знаков и обелисков на солдатских могилах; организуют по­исковую работу по письмам-запросам о судьбах пропавших без вести, ведут иссле­довательскую работу в военных архивах и музеях, оказывают помощь редколлегиям Книги Памяти. Поисковики активно работают в созданных ими общественных музеях, посвященных боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, восстанавли­вают «белые пятна» истории, сотрудничают с ветеранскими организациями, оказы­вают шефскую помощь ветеранам войны, людям старшего возраста, семьям погиб­ших, сотрудничают с государственными военно-историческими музеями, передают им реликвии военного времени, ведут пропагандистскую работу среди населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, сотрудничают со средст­вами массовой информации, составляют летопись поискового движения России.

ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Задачи

Изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта рабо­ты детских организаций и объединений страны.

Содержание

Организованное детское движение в России существует с начала XX века. Воз­никали разные детские организации и объединения: скауты, пионеры, клубы юных моряков, космонавтов, техников, интернациональной дружбы, голубые и зеленые па­трули и др. Практически все детские объединения и организации были нацелены на воспитание патриотизма, развитие и укрепление нравственного и физического здоро­вья подрастающего поколения. Во главе детских объединений стояли взрослые — вожатые, наставники, педагоги, методисты, котор

Наши рекомендации