Социальный статус – положение человека в обществе
1. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.
2. Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
a. Основные (типичные) роли
i. Семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические роли и
b. Ситуационные социальные роли.
i. Роли пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и др.
3. Ролевой набор формирует набор социальных отношений. Они определяются ожиданиями людей. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль. При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следующие компоненты.
· Описание типа поведения, соответствующего данной роли
· Предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли
· Оценка выполнения данной роли
· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли
4.От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
· биопсихологические возможности человека;
· личностный образец;
· характер принятой в обществе системы социального контроля;
· структурагруппы.
5. Человек исполняет в различных ситуациях множество ролей, что порождает ролевой конфликт. Виды ролевых конфликтов:
· Внутриролевые (слушайся, но будь творческим);
· Межролевые
· Личностно-ролевые
Социализация индивида
1. Личность – субъект сознательной деятельности, совокупность социально значимых черт, свойств и качеств
2. Структура личности: статус, роль, направленность
3. Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, социального опыта и моделей поведения, необходимых для успешного функционирования общества
4. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
5. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры. В процессе социализации устанавливаются взаимные отношения между человеком и обществом, когда обе стороны осознают не только свои права, но и обязанности.
6. Ответственность общества перед личностью непосредственно связана с предоставлением ей экономических, правовых, политических асоциальных гарантий. Социально ориентированное государство обязано гарантировать человеку рабочее место, медицинскую помощь, возможность получить жилье и образование, право на отдых и т. д. Чтобы реализовать данные гарантии, государство должно быть экономически устойчивым, содержать на должном уровне системы здравоохранения, культуры, образования, расширять жилищное строительство и т. д.
7. Агенты социализации: семья, школа, социальное окружение, СМИ, государственная политика, национальные традиции, самовоспитание
8. Расширение и углубление социализации: в сферах деятельности, общения, самосознания
9. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к постоянно меняющейся социальной среде. Отличают два вида социальной адаптации:
· - активный (когда личность не только осваивает социальную среду, но и пытается ее изменить);
· - пассивный (когда происходит только приспособление к окружающей среде).
10. Для динамики процессов социальной адаптации имеют значение:
· высокий социальный статус личности;
· успешное выполнение ею своих социальных ролей;
· в целом положительное восприятие личностью окружающей социальной среды.
Семья и брак
1а. Семья — это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны
· общим бытом,
· взаимной помощью,
· моральной и правовой ответственностью.
1б. Семья — это социальный институт, его функция — воспроизводство (репродукция) населения.
2. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая
· их права и обязанности,
· отношение к детям и к
· совместному имуществу.
3. Типы семьи)
По составу:
· Нуклеарная (в основе – супружеские связи; max 2 поколения);
· Расширенная (в основе – кровнородственные связи; несколько поколений)
По наследованию (фиксация своего происхождения):
Патрилинеальные – Матрилинеальные – Билинеальные (в т.ч. Россия)
По месту проживания:
Патрилокальные – Матрилокальные – Неолокальные
По власти в семье:
Патриархальные – Матриархальные – Эгалитарные (равные)
4. Формы брака
· моногамная (единобрачная) семья предусматривает появление брачной пары - мужа и жены;
· полигамная (многобрачная) семья реализует форму группового брака.
· В свою очередь полигамия бывает двух видов:
· полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);
· полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).
5. Функции семьи.
Роль семьи в обществе исторически менялась.
· В первобытном обществе семья – это единственный реально функционирующий институт
· Сегодня она передала часть своих полномочий институтам права, образования, религии.
6. Этапы становления брачно-семейных отношений
· Неупорядоченные половые связи (промискуитет)
· Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми)
· Парная (моногамная, единобрачная) семья
a. Парная патриархальная (Естественное неравенство полов; мужчина – обладатель богатств; у мужчин господствующее положение в общественной жизни (связь с военным и правовым статусом))
b. Парная демократическая
7. Функции современной семьи:
· репродуктивная (воспроизводство населения);
· сексуальная;
· воспитательная (социализация молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм);
· хозяйственно-бытовая (= экономическая) (поддержание физического здоровья членов общества, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных);
· эмоциональная (стабилизирует психологическое состояние людей);
· контролирующая (поведение членов семьи);
8. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых.
9. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи».
10. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.