Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Основные факторы риска, влияющие на адаптацию студентов к учебной деятельности: социальные перемены и жизненные трудности; психоэмоциональное перенапряжение; нервное и умственное переутомление.

Факторы, определяющие работоспособность:

1. Физиологического характера (состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других);

2. Физического характера (степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие);

3. Психического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)

Экзамены – это стрессовая ситуация в учебной деятельности студентов, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Тема 5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

Физические упражнения – двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.

Методические принципы – основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.

Принцип сознательности и активностипредусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.

Принцип доступности и индивидуализациипредполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.

Принцип систематичности предполагает регуляр-ность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

Принцип динамичности заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих.

Методы физического воспитания – способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком.

Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.

Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью.

Переменный метод характеризуется непрерывный работой меняющейся интенсивности.

Повторный метод состоит в выполнении одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности.

Интервальный метод заключается в выполнении одних и тех же упражнений с жестко заданными интервалами для отдыха.

Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность.

Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата.

Методы словесного воздействия: рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний); распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся); оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся).

Методы сенсорного воздействия: непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии); демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.); световая сигнализация; звуковая сигнализация.

Физические качества – отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий.

Быстрота – это способность человека выполнять движение за минимальный промежуток времени.

Элементарные формы быстроты: время реакции; время одиночного движения; частота движения или темп.

Выносливость – это способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности (способность противостоять утомлению).

Общая выносливость – совокупность функциональ-ных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью.

Специальная выносливость – способность организ-ма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

Гибкость (подвижность в суставах) – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой.

Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями, точно дифферен-цировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности, в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Двигательное умение – степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание движения; углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного умения; достижение двигательного мастерства, формирование двигательного навыка.

Урочная форма – основная форма организации систематических занятий по физическому воспитанию, характерными признакам которой являются:

· проводятся под руководством педагога;

· коллектив занимающихся организован и однороден;

· занятия проводятся по разработанным на достаточно длительный срок программам;

· занятия проводятся по расписанию.

Неурочные формы занятий – формы организации, которые характеризуются относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, а также прояв-лением личной инициативы и большей самосто-ятельности.

Общая плотность занятия – это отношение полезно использованного времени на занятии к директивному (установленному по расписанию), выраженного в процентах.

Моторная (двигательная) плотность – это отношение времени, непосредственно потраченного на выполнение упражнений, к общему времени занятий, выраженного в процентах.

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Цель самостоятельных занятий – сохранение хорошего здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы самостоятельных занятий физическими упражнениями у студентов:

· объективные (состояние материальной базы; содержание занятий и направленность учебного процесса по физической культуре; состояние здоровья занимающихся; личность преподавателя; частота проведения занятий, их продолжительность; эмоциональный фон занятия.

· субъективные (удовлетворение; понимание общест-венной и личной значимости занятий; духовное обогащение; развитие познавательных способ-ностей).

Формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика; упражнения в течение учебного дня (физкультпауза); самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка) – упражнения, включаемые в распорядок дня в утренние часы после пробуждения ото сна.

Упражнения в течение учебного дня – упражнения, выполняемые в перерывах между учебными занятиями.

Самостоятельные тренировочные занятия – упражнения, которые в основном используются для сохранения здоровья, развития отдельных физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, физического совершенствования.

Требования к организации проведения самостоя-тельных занятий физическими упражнениями:

· ведение здорового образа жизни;

· наличие рационального режима дня;

· полноценное питание;

· соблюдение личной гигиены; хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви.

Физические показатели нагрузки: интенсивность и объем; скорость и темп движений; продолжительность и число повторений.

Физиологические показатели нагрузки: частота сердечных сокращений; ударный объем крови; минутный объем крови.

Порог анаэробного обмена (ПАНО) – уровень частоты сердечных сокращений, при котором организм человека переходит от аэробных механизмов энергообеспечения к анаэробным.

Наши рекомендации