Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание.
Рассмотрение вопросов психологии воспитания невозможно без учета развития ценностных ориентации человека, которые представляют собой одну из центральных характеристик личности и оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности.
Ценностиобычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, то есть как нечто, ценное само по себе. В первом случае понятие «ценности» иногда используется тождественно понятиям «смысл», «значимость», «убеждения». В этом аспекте можно говорить о смысле жизни как необходимой для человека ценности, потеря которой является угрозой его психическому, а иногда и физическому благополучию. Одна из важнейших форм ценностей — это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал. Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентации как основных элементов системы отношения человека к социальному миру, определяющих стратегию социальной жизни личности.
Гуманистическая психологиякак направление в современной психологии делает предметом своего изучения целостного человека в его высших специфических для человека проявлениях. Одним из центральных мыслителей и основателем данного направления и является Абрахам Маслоу.
Чтобы ответить на вопросы о человеке и человечестве: что могут люди, насколько может вырасти человек, Маслоу предлагал изучать не «средних» или больных людей, а «наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости». Он выдвинул идею «хороших экземпляров» или самоактуализирующихся личностей, которые достигают высоких результатов в развитии своей собственной природы: яркие творческие способности, психическое здоровье и высокая степень человечности. Каждый человек может стать такой личностью.
В своих исследованиях Маслоу пришел к выводу, что общество в целом нездорово и человек, адаптированный к такому обществу, не может быть здоров. «С огромным сожалением я замечаю, что большинство людей не протестуют против плохого обращения с собой. Они принимают его и расплачиваются годы спустя разнообразными невротическими и психосоматическими симптомами. А в некоторых случаях они никогда не осознают, что больны, что потеряли дорогу к истинному счастью, богатую эмоциональную жизнь и безмятежную, полноценную старость, что они никогда не узнают, как прекрасно быть творцом, эстетически воспринимать мир и переживать жизнь как волнующее событие».
В человеке изначально присутствует самость, которая с рождения стремится к росту, успеху, здоровью, актуализации.
Чтобы достичь самоактуализации, нужно:
• во-первых, научиться прислушиваться к опыту своего организма так как он обладает «биологической мудростью», надо научиться ему доверять, слышать внутренние сигналы;
• во-вторых, каждый раз совершать выбор в сторону личностного роста;
• в-третьих, не бояться своих переживаний, быть полностью ими поглощенным;
• в-четвертых, принять ответственность за свою жизнь;
• в-пятых, быть смелым, не бояться перемен и жизни в условиях не определенности;
• в-шестых, стремиться к совершенству в своем деле;
• в-седьмых, испытывать пиковые переживания;
• в-восьмых, осознавать свои способности, свое предназначение, что для тебя хорошо, а что плохо, отказаться от психологических защит.
Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.
Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентации различного рода нравственных качеств. По словам Г. Крайг, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями.
Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентации всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны.