Акцентирование педагогами внимания на предметной, знаниевой стороне курса.
Трудности организационного характера:
1. Пассивное отношение родителей к введению курса:
• отсутствие помощи со стороны родителей при подготовке домашних заданий;
• родители относились к курсу, как к необязательному.
2. Большие временные затраты педагогов для подготовки к урокам:
• «теоретизированность курса привела к огромной работе по поиску и отбору различных
литературных, художественных и прочих материалов для обсуждения»;
• «для подготовки интересного содержательного урока необходимо много времени», «много времени затрачивалось на создание презентаций к каждому уроку, подбор мультфильмов, кинофильмов, песен, иллюстраций».
3.Снижение мотивации обучающихся к изучению курса вследствие безотметочной системы:
• в 4 классах основным стимулом в учебе является бальная отметка;
• отсутствие оценки снижает интерес и мотивацию детей при выполнении домашнего задания;
•учащимся хотелось получать отметки;
• не разработан инструментарий оценки качества усвоения материала.
4. Неудовлетворительное техническое оснащение кабинетов, в которых проводились урокиОРКСЭ, отсутствие постоянного кабинета для проведения уроков (отсутствие компьютера, интерактивной доски, мультимедиа проектора, доступа в Интернет). Установленная система Linux не дает возможности использовать готовые электронные пособия, поэтому педагоги совместно с учащимися и родителями разрабатывают собственный комплект презентаций и электронных пособий.
5. Недостаток учебного времени для реализации курса в полном объёме:
• недостаток времени для раскрытия отдельных тем, необходимость в короткие сроки выдать обучающимся большой объем информации;
• очень насыщенная программа, 34 часов недостаточно, чтобы успеть реализовать все поставленные задачи на должном уровне, для некоторых тем необходимо 2-3 урока подряд;
•должны быть выделены часы на работу вне школы: экскурсии, встречи, праздники;
• поток информации слишком насыщен на каждый урок. Ученик не успевает насладиться новым материалом, осмыслить его, как вдруг поступает новая контрастная информация, не менее насыщенная и обширная. Часто 40 минут урока мало, если творчески подходить к преподаванию курса;
• объем программного материала не соответствует количеству часов (модули «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».
6. Трудности, связанные с составлением расписания:
•обеспечение одновременного проведения занятий по всем модулям курса
• определение оптимального времени для проведения занятий по курсу ОРКСЭ для всех классов параллели (количество уроков у них разное);
•сокращение учебных программ других предметов (для курса ОРКСЭ нет часов в учебном плане).
7. Непродуманность организационных вопросов:
•неправильно выбрано время для начала преподавания курса, «конец 4-го класса осложнён завершением курса начальной школы»;
• учителям начальной школы, преподающим ОРКСЭ, трудно совмещать работу с учащимися 1-го и 5-го классов одновременно (отсутствие времени на качественную подготовку, несовместимость расписаний занятий и т.п.);
• неравномерное распределение учащихся по группам;
•в малочисленных группах не удалось использовать групповые формы работы, рекомендованные автором курса;
• отсутствие возможностей для организации экскурсий в музеи, на выставки, для посещения храмов (отсутствие транспорта, недостаточное количество часов и т.п.);
• трудно избежать перегрузки учащихся, т.к. два часа в неделю – большая нагрузка для младшего школьника.
8.Недостаточное количество учебников:
•учебники по курсу ОРКСЭ» выделяются только для учеников, а учителю иногда приобрести его невозможно;
•проблемы с учебниками возникают при смене модуля, переходе учащихся из школы в школу;
• изменение состава групп не предусмотрено (необходимо иметь на несколько учебников больше).
9.Отсутствие у учащихся дома компьютеров (выхода в Интернет):
• отсутствие домашнего ПК у отдельных детей (как правило, проживающих в сельской местности) лишает их возможности индивидуально работать с учебными пособиями – демо-версиями (в домашних условиях).
10. Отсутствие продуманной системы оплаты труда учителей, преподающих курс ОРКСЭ:
• при выборе различных модулей формируются не равнозначные по количеству группы учащихся (менее 25 человек), в связи с чем оплата педагогов за преподавание в небольшой группе невысокая;
•оплата труда учителей малых групп в условиях НСОТ.
11. Работа с обучающимися непривычной возрастной категории (для учителей предметников).[14]
Урок ОСЭ