Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса;

Задача № 5:

Ø Название учебного курса;

Ø ФИО лектора;

Ø ФИО ассистента;

Ø Их возраст;

Ø Должность;

Ø Стаж работы;

Ø Место работы(кафедра);

Ø Объем лекций в часах;

Ø Объем лабораторных занятий в часах;

Ø ФИО зав. кафедрой;

Ø Его рабочий телефон;

Ø Номер аудитории-кабинета.

Структура БД:

Название учебного курса ФИО лектора ФИО ассистента Их возраст Должность Стаж работы Место работы (кафедра) Объем лекций в часах Объем лаб. занятий в часах ФИО зав. кафедрой Его рабочий телефон номер аудитории-кабинета

Решение: Выделение ИЭл и ИОб. Выделим ИЭлементы и рассмотрим несколько возможных вариантов организации их в ИОбъекты:

Вариант 1. БзД в виде одной таблицы «Сведения КГТУ » (одного ИОб).

«Сведения КГТУ».

Ø Название учебного курса;

Ø ФИО лектора;

Ø ФИО ассистента;

Ø Их возраст;

Ø Должность;

Ø Стаж работы;

Ø Место работы(кафедра);

Ø Объем лекций в часах;

Ø Объем лабораторных занятий в часах;

Ø ФИО зав. кафедрой;

Ø Его рабочий телефон;

Ø Номер аудитории-кабинета.

Вариант 2. БзД в виде пяти таблиц (пяти ИОб).

«Учебный курс»:

Ø Название учебного курса;

Ø ФИО лектора;

Ø ФИО ассистента;

Ø ФИО зав. кафедрой;

«Личные сведения о лекторах»:

Ø ФИО лектора;

Ø Их возраст;

Ø Должность;

Ø Стаж работы;

Ø Место работы(кафедра);

«Личные сведения об ассистентах»:

Ø ФИО ассистента;

Ø Их возраст;

Ø Должность;

Ø Стаж работы;

Ø Место работы(кафедра);

«Личные сведения о зав. кафедрой»:

Ø ФИО зав. кафедрой;

Ø Его рабочий телефон;

Ø Номер аудитории-кабинета

«Лекции»:

Ø ФИО лектора;

Ø Объем лекций в часах;

«Лабораторные занятия»:

Ø ФИО ассистента;

Ø Объем лабораторных занятий в часах;

По приведенным вариантам видно, что при одном и том же количестве ИЭл в предметной области, может быть выделено большое количество различных ИОб. Какой же вариант предпочтительнее? Тот, в котором меньшее число дублированных ИЭл, так как такой вариант позволит упростить изменение ИЭл и внесение новых экземпляров в ИОб данной БзД. Другая сторона предпочтительности такого выделения ИОб (таблиц) – использование в каждой из них функциональной зависимости (X ®Yi, где X – ключ таблицы, а Yi, – её описательные атрибуты, причем каждое значение ключа xÎX определяет одно значение описательного атрибута yÎ Yi).

Для того, чтобы в предметной области рационально выделить ИОб, надо учесть требование функциональной зависимости и для остальных ИОб. Таким требованиям удовлетворяют ИОб, приведенные в

Варианте 2.

Для удобства работы с таблицами целесообразно уменьшить имена атрибутов (полей) ИОб:

1) Определение таблицы «Учебный курс» (ИОб1):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб1 Тип поля
Название учебного курса; Курс Текстовый 20*
ФИО лектора; Лектор Текстовый 20
ФИО ассистента; Ассистент Текстовый 20
ФИО зав. кафедрой Зав.кафедрой Текстовый 20

Таким образом, ИОб1 Учебный курс имеет следующую структуру:

(Курс*, Лектор, Ассистента, Зав.кафедрой).

Приведем пример таблицыУчебный курс:

Математика Сергеева И.И Иванов И.И Лобырева И.И
Физика Петров П.П Кольцов П.П Кульпин П.П
Информатика Сидоров С.С Огурцов С.С Киров С.С

Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса; - student2.ru Экземпляры ИОб1

Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса; - student2.ru Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса; - student2.ru Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса; - student2.ru Разработка структуры БЗД по описанию предметной области. Ø Название учебного курса; - student2.ru

Поле Поле Поле Поле «Курс» «Лектор» «Ассистент» «Зав.кафедрой»

2) Определение таблицы Личные сведения о лекторах (ИОб2):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб2 Тип поля
ФИО лектора; Лектор Текстовый 20*
Их возраст; Возраст Числовой
Должность; Должность Текстовый 20
Стаж работы; Стаж Числовой
Место работы(кафедра); Место Текстовый 20

Таким образом, ИОб2 Личные сведения о лекторах имеет следующую структуру: (Лектор*, Возраст, Должность, Стаж, Место)

Приведем пример таблицыЛичные сведения о лекторах:

Сергеева И.И Доцент  
Петров П.П К.т.н.  
Сидоров С.С Профессор  

3) Определение таблицы Личные сведения об ассистентах (ИОб3):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб3 Тип поля
ФИО ассистента; Ассистента Текстовый 20*
Их возраст; Возраст Числовой
Должность; Должность Текстовый 20
Стаж работы; Стаж Числовой
Место работы(кафедра); Место Текстовый 20

Таким образом, ИОб3Личные сведения об ассистентах имеет следующую структуру: (Ассистента *, Возраст, Должность, Стаж, Место)

Приведем пример таблицыЛичные сведения об ассистентах:

Иванов И.И Доцент  
Кольцов П.П К.т.н.  
Огурцов С.С Профессор  

4) Определение таблицы Личные сведения о зав. кафедрой (ИОб4):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб4 Тип поля
ФИО зав. кафедрой; Зав.кафедрой Текстовый 20*
Его рабочий телефон; Телефон Числовой
Номер аудитории-кабинета Аудитория Текстовый

Таким образом, ИОб4Личные сведения о зав. кафедройимеет следующую структуру: (Зав.кафедрой*, Телефон, Аудитория)

Приведем пример таблицыЛичные сведения о зав. кафедрой:

Лобырева И.И 11-11-11
Кульпин П.П 22-22-22
Киров С.С 33-33-33

5) Определение таблицы Лекции(ИОб5):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб5 Тип поля
ФИО лектора; Лектор Текстовый 20*
Объем лекций в часах; Лекции Числовой

Таким образом, ИОб5Лекцииимеет следующую структуру:

(Лектор*, Лекции)

Приведем пример таблицыЛекции:

Сергеева И.И
Петров П.П
Сидоров С.С

6) Определение таблицы Лабораторные занятия(ИОб6):

Название ИЭл из предметной области Имя ИЭл (атрибута/поля) ИОб6 Тип поля
ФИО ассистента; Ассистент Текстовый 20*
Объем лабораторных занятий в часах; Лабораторные Числовой

Таким образом, ИОб6Лабораторные занятияимеет следующую структуру:

(Ассистент*, Лабораторные)

Приведем пример таблицыЛабораторные занятия:

Иванов И.И
Кольцов П.П
Огурцов С.С

Наши рекомендации