Геокультура народов Юга России
Геокультура народов Юга России весьма многогранна и разнопланова, что обусловлено уникальностью многонационального состава региона, различными культурными кодами и поликонфессиональностью. Геокультурный образ Юга России формируется культурно-цивилизационными и географическими образами Кавказа, Евразии и Черноморско-Каспийского регионов.
На Юге России проживают народы, принадлежащие к различным языковым семьям – индоевропейской, кавказской (иберо-кавказской), алтайской. Индоевропейская языковая семья представлена в регионе в основном славянской, армянской, греческой и иранской подгруппами. К последней относятся осетины и таты. Второй по численности языковой семьей является северокавказская (как часть иберийско-кавказской). Она, в свою очередь, подразделяется на две группы: адыго-абхазскую и нахско-дагестанскую. В состав первой входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги (первая подгруппа), а также абазины и абхазы (вторая подгруппа). Нахско-дагестанская группа также делится на две подгруппы. Нахскую (вайнахскую) составляют чеченцы, ингуши, кистины и бацбийцы. Дагестанскую подгруппу часто подразделяют на четыре языковые ветви: аваро-андоцезскую, даргинскую, лакскую и лезгинскую. Алтайская языковая семья представлена тюркоязычной и монгольской языковыми группами. На тюркских языках говорят балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, ставропольские туркмены, татары, азербайджанцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др. Особый язык у калмыков, относящихся к западной подгруппе монгольской группы алтайской
семьи.
В настоящее время Юг России представляет собой сложное этнокультурное и конфессиональное образование, включающее в себя различные виды культурно-религиозных традиций: христианско-православную, исламскую, буддистскую. Буддизм сложился в северной части Южной Азии в VI в. до н.э. и в Южнороссийском регионе получил распространение, главным образом, среди калмыков, исповедующих особое течение буддизма махаяны – ламаизм. В начале I тыс. н.э. начинает утверждаться христианство. В нем выявилось два основных направления: восточное (православие) и западное (католицизм). Восточное христианство является наиболее распространенной конфессией в регионе. Кроме армян, греков, русских, украинцев, оно получило распространение среди значительной массы осетин и небольшой части кабардинцев. До принятия ислама у некоторых автохтонных народов Северного Кавказа также было распространено христианство наряду с язычеством. В VII в. ислам возник в арабской среде и в дальнейшем получил распространение среди большинства горских народов Северного Кавказа. Раньше всего он утвердился в Южном и Центральном Дагестане, позже среди адыгов и вайнахов, вытеснив языческие верования. В подавляющем большинстве верующие мусульмане региона относятся к суннитскому направлению. Особенности культурного кода автохтонных этносов Северного Кавказа во многом определяются традиционными религиозными культами и верованиями, формировавшимися на протяжении тысячелетий.
Среди многообразия этнических культур выделяют традиционную (архаическую) культуру, которая доминирует в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. В этом типе культуры господствуют обычаи и передаваемые из поколения в поколение традиции. Глобальной проблемой современной эпохи становится противостояние традиционной и модернизированной (современной) культур, которое оказывает все возрастающее влияние на ход культурно-исторического процесса. Модернизация подразумевает, прежде всего, внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей и является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти традиционным обществам.
В настоящее время на Юге России можно выделить северокавказские геокультуры, русскую геокультуру, геокультуру казачества и геокультуру калмыков.
Большинство северокавказских культур относится к типу трудно модернизируемых, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические и социально-психологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного культурного компонента для самосознания народов Северного Кавказа. Что касается южнорусской культуры (как и в целом русской культуры), то она претерпела несколько этапов модернизации в ходе исторического развития России.
Северокавказские геокультуры в своем большинстве относятся к традиционному, трудно модернизируемому типу культуры, их характеризует стремление к сохранению привычного жизненного уклада. Этносоциологические и социально-психологические исследования всегда фиксировали высокую значимость традиционного культурного компонента для самосознания народов Северного Кавказа. Ученые отмечают такие особенности традиционной культуры народов Северного Кавказа, как воинский культурный комплекс жизни, гостеприимство/куначество, культ старейшин, аталычество, религиозный синкретизм.
Геокультура адыгов(кабардинцы, адыгейцы, черкесы, шапсуги).
В основе духовной культуры адыгов лежит система моральных ценностей под общим названием «адыгагъэ» – адыгская этика, адыгство. Это квинтэссенция нравственного опыта народа, вырабатывавшийся веками механизм его культурной самоорганизации. Принципы и установки адыгства – человечность, почтительность, мудрость, мужество, честь – формировались в тесном взаимодействии с культурными ценностями других народов Кавказа. Это же относится и к адыгскому этикету, который служит важным подспорьем адыгства, институтом, через который этика проводит в жизнь свои принципы и идеалы. В числе конструктивных принципов этикета исследователи называют почитание старших, женщин, гостей, родственников, детей. Специально выделяется понятие гармоничного, артистического поведения, предполагающего не только отличное знание пунктов этикета, но и умение с особым изяществом исполнить их. Человека, не соблюдающего или плохо соблюдающего правила этикета, считают лишенным почтительности и адыгства (С.А. Раздольский).
Геокультура вайнахских народов (чеченцы и ингуши). В области этнической культуры чеченского народа следует подчеркнуть их воинский комплекс жизни, идущий от эпохи военной демократии. Этническая культура также включала в себя большой пласт ценностей, накопленный за многовековую историю практической жизни. Важной сферой духовной культуры являлись: счет, календарь, метрическая система, агротехнические, зоотехнические, метеорологические и другие знания. В ингушской культуре существовало немало пережитков дохристианских и доисламских верований. Одним из самых распространенных был культ Мяцела – покровителя урожая, считалось также, что от него зависит рождение детей и размножение скота. В честь Мяцела ежегодно в конце июня приносились жертвы на горе Столовой. В фольклоре вайнахов заметное место занимали нарт-орстхойский героический эпос, устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец – парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
Геокультура народов Дагестана. Уникальным регионом внутри Северного Кавказа является Дагестан – «страна гор и гора языков». Наиболее крупными народами являются: аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы. У народов Дагестана особенно высоко было развито искусство резьбы по камню, служившее для украшения мечетей и жилищ богатых людей. Его основными центрами считались Дербент, Кубачи. Одним из основных элементов горской архитектуры служили арочные конструкции. В Южном Дагестане заметное развитие получило искусство ковроделия. Здесь изготавливались безворсовые и ворсовые ковры. В элементах орнамента можно заметить животных, хищних птиц, голубей, уточек, бычьи головы, рога разных форм, а также листья, цветы, завитки, солярные (солнечные) знаки и пр. Также дагестанские мастера славились изготовлением холодного оружия (аул Кубачи), ювелирных украшений. Одним из главных праздников у народов Дагестана был день первой борозды, открывавший цикл весенне-полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, магическими действиями, в дни праздника устраивались пиршества, скачки, различные игры. Сильно развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни-колыбельные, лирические, героические («О сражении с Надир-шахом», «Ахульго» и др.), исполнявшиеся как без музыки, так и под нее.
Геокультура осетин. Основу духовной культуры осетин составляет – нартский эпос, являющийся ядром этнической картины мира, этнического самосознания. Нартский эпос существует не только у осетин, но и у других автохтонов Северного Кавказа, оказывая огромное влияние на их культуру. Период развития устного народного творчества у осетин охватывает многие века и имеет длительную художественную традицию. Поэтому их фольклор представлен развитой системой жанров, большим разнообразием сюжетов и художественных средств. Широко распространены в устном народном творчестве осетин сказки, подразделявшиеся на бытовые, сатирические, фантастические, исторические, о животных. Во многих сказаниях отражаются черты популярных древних культов осетин, в частности Уастыржи (св. Георгия), подчеркивается страх человека перед злыми духами. Большой популярностью пользуются героические, исторические песни.
Культура тюркских народов. К тюркским народам Северного Кавказа относятся карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы. Кумыки обладают чрезвычайно богатым и разнообразным как по формам, так и по содержанию фольклором. В нем представлены различные песни, эпос «Песни вольности», волшебные и бытовые сказки, пословицы и поговорки, частушки. Большой интерес вызывают эпические и исторические песни – йыры, которые исполнялись с музыкальным сопровождением. Большое место в кумыкском фольклоре занимают также лирические песни, обрядовая поэзия.
В карачаево-балкарской мифологии и эпосе следует выделить верховного бога в языческом пантеоне – бог неба и создатель вселенной Тейри. Он означал всемогущее и вездесущее божество, отголоски культа которого пронизывают весь комплекс хозяйственно-культурного мира человека. Этот культ, отсутствующий у соседних народов, был унаследован балкарцами и карачаевцами от их тюркоязычных предков. В образе Тейри как героя исследователи отмечают и черты древнего тотема – орла.
Геокультура ногайцев. В этнической культуре ногайцев следует вычленить тип их жилища, отражавший способ существования этноса. Это войлочная юрта с решетчатой основой из прутьев. Вверху находилось отверстие для выхода дыма. Интерьер жилища состоял из очага, циновок, войлоков или ковров, украшавших стены и постеленных на полу одеял, матерчатых или кожаных матрацев и подушек. Ногайцы владели мастерством теснения по коже с помощью специальных штампов, изготовленных из рога или металла. Теснением украшались седла, колчаны и налучия, кожаные сумки, иногда обувь. Сохранились элементы традиционных верований, связанные с культами природы, ее объектов и сил, с верой в демонические существа (Албаслы, джины и др.).
Геокультура калмыков. Само название «хальмг», что происходит от тюркского «калмак» и означает «оставшиеся». Такое значение экзоэтнонима связывают с тем, что предки калмыков – ойраты, остались единственным народом, избежавшим перехода в ислам в XIV в., когда чингизидиские правители Монолистана осуществляли тотальную исламизацию населения. Этническая культура калмыков, основой которой является тибето-монгольская форма буддизма, контрастирует с культурой других народов региона. Данная культура отличается философским своеобразием, она глубоко мистична, представляет собой смешение учений буддизма, шаманских и древних монгольских верований. Для нее характерны развитая обрядность, обращенность к простым людям и возможность спасения для всех, т.е. она воплощает основной принцип учения Будды. Калмыцкий язык относится к западной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. Лингвистически и этногенетически калмыки наиболее близки ойратским западно-монгольским этносам, проживающим в Монголии и Китае.
Русская геокультура. Русские – это крупнейший по численности народ на Юге России. По мнению некоторых этнологов, он включает следующие субэтносы: казаки донские, кубанские, терские. Расселены они по субъектам РФ неравномерно: больше всего в Краснодарском крае и Ростовской области. В северокавказских республиках в связи с экономическим кризисом и политической нестабильностью происходит снижение абсолютной численности русских и их доли в составе населения.
Язык общения – русский, входит в состав восточной группы славянских языков индоевропейской языковой семьи. На Северном Кавказе доминируют южнорусские диалекты. Большинство верующих – прихожане Русской Православной церкви. Существуют также общины старообрядцев, секты духоборов, молокан и др.
С самого начала миграции представителей русского этноса на Северный Кавказ между ними и другими переселенцами, горскими и кочевыми народами устанавливались тесное взаимодействие, взаимный обмен хозяйственным опытом, бытовой культурой. Русские переселенцы приносили свою традиционную культуру, в ответ в их быт, материальную и духовную культуру проникали самые разнообразные элементы культуры народов Северного Кавказа. В новых географических условиях русским пришлось освоить новые сроки посева и уборки; опыт создания новых пород скота, приспособленных к местным природно-климатическим условиям. В частности, русские освоили винокурение, выращивание марены, изучали металлообработку. В то же время русские переселенцы способствовали развитию на Северном Кавказе садоводства и огородничества, строительных навыков и др. Даже в условиях Кавказской войны продолжало развиваться хозяйственное и культурное взаимодействие, широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество и родственные связи. У многих народов Северного Кавказа существуют фамилии, которые ведут свои родословные от русских, а среди русских – фамилии, родоначальниками которых были горцы.
Во второй половине XIX в. складывается единый культурно-бытовой комплекс русских Северного Кавказа, который в то же время характеризовался локальными различиями, связанными с особенностями взаимовлияния традиционной культуры переселенцев из различных частей России с культурой других групп славян, населения и горских народов. Складываются ментальные особенности русских на Северном Кавказе: более независимых, инициативных, чем в Центральной России. В быту усиливается влияние городской культуры, моды, что ведет к унификации народной одежды с включением элементов одежды, заимствованной у местных народов. Городская культура развивалась в общерусском культурном контексте, города Северного Кавказа были тесно связаны с сельским хозяйством. Первоначально в городах преобладали лица военных сословий, но после окончания Кавказской войны, строительства Владикавказской железной дороги и включения Северного Кавказа в социально-экономическую и культурную систему Российской империи быстро выросла доля купечества, мещан, рабочего класса. Города были центрами меновой и ярмарочной торговли. Они превратились также в центры трансляции культуры русских на Северный Кавказ.
В советский период русская инженерно-техническая интеллигенция и рабочие создали на Северном Кавказе мощный индустриальный потенциал, способствовали освоению природных ресурсов; преподаватели помогли ликвидировать неграмотность и создать развитую систему среднего и высшего образования; ученые организовали научно-исследовательские учреждения, музеи, заповедники и др. Русские участвовали в реализации программ по культурному строительству, развитию литературы, национальных театров, киноискусства, создании системы здравоохранения и т.п.
Вклад русских в превращение Северного Кавказа в один из индустриально-аграрных и культурно развитых регионов России неоспорим. Сегодня происходит ослабление доминантной роли русской культуры на Северном Кавказе, сегментация цивилизационно-культурного пространства региона усиливает кризис идентичности и дискомфортность положения русских, что служит одним из мотивов оттока русского и русскоязычного населения из национальных республик.
На Юге России традиционно проживало донское, кубанское и терское казачество. Культура казачества – это православная русскоязычная культура, структура которой определяется элементами традиционной земледельческой культуры восточных славян, ограниченными в основном семейно-бытовой обрядностью, элементами дружинной, военно-демократической культуры и элементами восточных культур кочевого характера. Длительный процесс взаимодействия культур в «контактной зоне» проживания казачества привел к взаимообогащению традиционной культуры народов. В составе донского казачества в начале ХХ в. существовали компактные интегрированные этнокультурные группы: донские калмыки – ламаисты и донские татары – мусульмане.
Для народов Юга России характерно культурное взаимодействие. Процесс диалога культур народов Северного Кавказа и русской культуры начинается в XIX в., особенно со второй половины, когда происходит их интеграция в российскую культурную систему. Социокультурная роль русских на Северном Кавказе проявилась в создании основ письменности как предпосылки развития этнического самосознания и становлении профессиональной культуры автохтонных народов, а также в создании общего образовательного и государственно-идеологического пространства на базе русской культуры.
В целом культура народов Юга России весьма многогранна и разнопланова, что обусловлено уникальностью многонационального состава региона, различным культурным кодом и поликонфессиональностью, тем не менее, можно структурировать геокультурный образ региона как этноконтактной зоны нескольких цивилизаций, где особое внимание уделяется процессам межкультурной адаптации.