Активные процессы в современном русском языке (лексике, грамматике, фонетике) в условиях смены коммуникативной парадигмы
Самостоятельная работа № 1: « Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке на современном этапе»
Задание № 1: Прочитайте текст и выполните его анализ по плану, предложенному после текста. При необходимости воспользуйтесь примером анализа текста.
Русский язык — это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации. Он используется как средство межнационального общения в самой России и в ближайшем зарубежье. В настоящее время русский язык — один из языков европейского и мирового значения. Он входит наряду с английским, французским, испанским, китайским в число официальных международных языков. Он звучит с трибуны ООН.
За свою многовековую историю русский язык никогда не испытывал таких значительных преобразований, как в XX столетии. Это связано с коренными политическими, экономическими, культурными изменениями, которые происходили в государстве. Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и революционную перестройку 90-х гг. В результате революции было создано мощное тоталитарное государство СССР со всеми характерными для него атрибутами. Перестройка привела к распаду СССР, восстановлению Российской Федерации как самостоятельного государства, демократизации общества, утверждению гласности, открытости межгосударственных связей и отношений.
В первый период, особенно когда советский народ одержал победу во второй мировой войне, а затем стал оказывать поддержку государствам, ставшим или становящимся на путь построения социализма, необыкновенно возрос интерес к русскому языку во всем мире. Его стали воспринимать как язык великой державы, многовековой культуры и богатейшей литературы, как один из самых информативных языков (60—70% мировой информации публикуется на английском и русском языках).
Советское государство много сделало для усиления роли русского языка как одного из языков мирового значения *
Во всех республиках СССР было немало школ, в которых все преподавание велось на русском языке. С 1938 гм когда было принято постановление GHK СССР и ЦК ВКП(б) «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», русский язык как обязательный предмет изучался во веек национальных школах. В результате с каждым годом увеличивалось число лиц нерусской национальности, владеющих русским языком. Так, по фактам переписи населения в СССР в 1970 г. и в 1989 г. количество лиц нерусской национальности, считающих русский вторым родным языком, возросло с 41,9 млн до 68,8 млн человек; а в целом в 1989 г, нерусских, свободно владеющих русским языком, было 87,5 млн человек.
Огромная тяга к изучению русского языка во всем мире способствовала созданию в 1967 г. в Париже Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Генеральная ассамблея (высший орган), президиум (исполнительный орган), Секретариат (рабочий орган) находятся в Москве. Первым президентом ассоциации был академик В.В. Виноградов. Задача МАПРЯЛ — объединить преподавателей русского языка за рубежом, оказывать им методическую помощь, содействовать изданию учебников, разнообразных учебных материалов, словарей. С 1967 г. начинает выходить журнал «Русский язык за рубежом». В 1973 г. открывается Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Это учебный и научно-исследовательский центр. В нем разрабатываются новейшие методы преподавания русского языка иностранцам, создаются учебники, словари, кинофильмы и другие пособия по русскому языку для иностранцев; принимают в аспирантуру, докторантуру, на курсы повышения квалификации зарубежных русистов, на стажировку иностранных студентов.
Важную роль в пропаганде русского языка играет созданное в 1974 г. издательство «Русский язык», которое в основном специализируется на издании различной учебной литературы, особенно словарей для изучающих русский язык как иностранный.
Во многие вузы страны, начиная с 60-х гг., стали приезжать иностранцы, чтобы приобрести ту или иную специальность и овладеть русским языком. Количество приезжающих с каждым годом увеличивалось.
После распада СССР, когда союзные республики стали самостоятельными государствами, произошла переоценка многих прежних ценностей, что привело к заметному снижению интереса к русскому языку в этих государствах. Если до начала 90-х гг. русский язык в бывших республиках Советского Союза воспринимался как средство приобщения к ценностям культуры, получения образования, престижной должности, то в последнее десятилетие эта мотивационная база в известной степени утратила свою действенность.
Негативное отношение к русскому языку проявили в странах Балтии. В Литве, Латвии, Эстонии государственным языком становится только соответствующий национальный язык. Резко сокращается в школах и вузах преподавание на русском языке и само изучение русского языка. Перестают издавать на русском языке научную и общественно-политическую литературу, использовать его при оформлении производственно-хозяйственной и официальной документации.
Неприятие русского языка, особенно со стороны представителей правительства, приводит к анекдотическим ситуациям. На официальных встречах президенты Латвии, Литвы, Эстонии, прекрасно говорящие на русском языке, демонстративно ведут переговоры с помощью переводчиков, при этом каждый президент имеет двух переводчиков.
Тенденция к сокращению влияния русского языка, его изучения и функционирования в качестве языка межнационального общения наблюдается и в других бывших союзных и автономных республиках. В их средствах массовой информации русский язык начинают называть «имперским языком», «языком тоталитаризма», «языком оккупантов».
На Украине в 1989 г. проходит конференция по национально-языковым проблемам. В итоговой резолюции национально-русское двуязычие было названо «политически вредным» и «научно несостоятельным». Появляются официальные предписания значительно сократить количество часов на преподавание русского языка в национальных школах, не считать его изучение обязательным и даже предлагается исключить предмет «русский язык» из школьных и вузовских программ.
Однако жизнь вносит свои коррективы. В постперестроечный период становится очевидным, что русский язык необходим как для народов России, так и для Союза Независимых Государств. Известный писатель-абхазец Фазиль Искандер пишет: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы Друг друга понимали. Сейчас же происходит переход республик, народов на средства своего, национального языка. Это ставит преграды в развитии культуры, искусства, экономики, в общении людей друг с другом, И, в конечном итоге, приводит к тем трагическим результатам, которые мы имеем сегодня» (Аргументы и факты. 11.03.93). Об этом же говорит директор института этнологии и антропологии РАН В. Тишков: «Национально-русское двуязычие, в том числе и официальное, — это тот вариант, который может стать самым сильным средством в пользу политики культурного плюрализма и позволит избежать этнических конфликтов. Директора предприятий в Аджарии и Хакасии будут договариваться между собой о поставках все равно на одном языке — русском. Это реально существующее средство межгосударственного и человеческого общения, которое ныне не связано с имперским центром и демонтировать его невозможно, да и не рационально» (Комсомольская правда 16.03.91).
Трезвое отношение к русскому языку, понимание его значения для народов суверенных государств, для развития их культуры, экономики, торгово-промышленных отношений определяют языковую политику в Казахстане, Азербайджане, Армении. «У нас все казахи, — говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, — прекрасно знают русский язык, и это преимущество, мы, казахи, никогда не должны его потерять. В республике выходит сегодня 467 газет на русском языке, на казахском только 211, 32 телекомпании вещают на русском, на казахском всего 5. Кстати, единственное государство в СНГ, официальным языком которого принят русский, — это Казахстан» (Комсомольская правда 20.05.97).
Ассоциация русистов в Армении, созданная в 1991 г., в своей декларации записала: «Существующий ныне уровень владения русским языком требуется непременно сохранить. Это необходимо, в первую очередь, в интересах обмена научной и культурной информацией, использования всего богатства знаний, накопленных в республике. Решено, что Ассоциация будет содействовать преподаванию русского языка и литературы в школах и вузах, развитию переводческой деятельности; способствовать расширению сотрудничества армянской и русской культуры, устанавливать контакты с аналогичными организациями и предприятиями за пределами Армении» (Ханбабян А. Не забывать язык друзей // Правда. 26.12.91).
Заслуженный деятель науки Якутии, профессор Н.Г. Самсонов в книге «Русский язык на пороге XX века» (Якутск, 1998 г.) с горечью и болью пишет о том, чем обернется для того иди иного немногочисленного народа отрицательное отношение к русскому языку, стремление ограничить его использование, его изучение: «Тенденция опираться лишь на одну свою нацию, свою республику, родной национальный язык не может привести ни к чему, кроме искусственной и вредной изоляции соответствующего народа, к условиям, когда для народа окажутся в значительной мере закрытыми достижения мировой культуры, науки, техники, а его собственные достижения останутся только в рамках национальной республики, следовательно, использование русского языка в качестве языка-посредника — явно в интересах каждого народа в наших многонациональных республиках Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). И внушение того, что с ним связано ущемление национальных чувств, является плодом невежества или результатом сознательной фальсификаторской оценки». И далее автор говорит о значении русского языка для существования и дальнейшего развития языков других народов. «Наличие языка-посредника не означает свертывание функции национальных языков. Наоборот, всестороннее экономическое и культурное сотрудничество наций, обмен научными, политическими и экономическими знаниями ведет к взаимному обогащению национальных языков, приводит их в соответствие с современным уровнем общественного прогресса. Достоинство народа заключается не в этнической самоизоляции, а в духовной раскованности, во взаимосотрудничестве народов, в совместном равноправном творчестве».
Русский язык продолжает вызывать интерес в современном мире. По свидетельству публикаций в российской прессе, число граждан США, Франции, Испании, Швеции, Финляндии, Австрии, Кореи, начавших изучать русский язык и литературу, в последнее время увеличилось в несколько раз.
«Русский язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока, освоил греко-византийское, латинское, восточное и старославянское наследие. Он воспринял достижения новых языков романского и германского ареалов Европы. Однако главным источником его развития, обработки и шлифовки явилось созидательное творчество русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей пауки, политики, техники, культуры и литературы — русский язык стал высокоразвитым, богатым, раскрытым в своих потенциях, упорядоченным, стилистически дифференцированным, исторически сбалансированным языком, способным обслуживать все потребности — не только национальные, но и общечеловеческие» [70, 446].
План анализ текста:
1. Определите тип текста по содержанию (повествование, описание, рассуждение)
2. Определите тип текста по структуре ( включает одно или несколько предложений).
3. Дайте характеристику композиционной структуре текста (экспозиция, зачин, развитие действия, кульминация, развязка).
4. определите способ связи между предложениями в тексте: параллельный и/или цепной (последовательный).
5. охарактеризуйте средства связи предложений в тексте (грамматические – союзы или союзные слова; лексические – синонимы, повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, однокоренные слова; синтаксические – параллельное строение предложений и др.).
При возникновении затруднений, воспользуйтесь ОБРАЗЦОМ характеристики текста.
Образец характеристики текста[1]
Красноперов шел по набережной Меллер –странд…
Горело солнце. Лучи его вспыхивали то на ветровом стекле мотороллера, то на пуговицах бойскаутов. То на велосипедных спицах. Был обеденный час…
Красноперов ускорил шаги. На душе у филолога было смутно. Он перешел в тень. Слева тянулась изящная ограда Миллес-парка. За огрдой в траве бродили голуби. Ещё дальше филолог увидел качели. Несколько белеющих статуй. И двух лебедей на поверхности чистого озера.
Вдруг кто-то окликнул его по-шведски. За оградой стоял мужчина лет тридцати. Он был в твидовом пиджаке и сорочке «Мулен». Оксфордские запонки горели в лучах полуденного солнца.
Мужчина что-то сказал. Красноперов не понял (С.Довлатов. Иная жизнь).
1. Данный текст представляет собой повествование с элементами описания. К последним относится описание погоды, улицы, парка, внешности и одежды незнакомого человека.
2. Текст включает в себя несколько предложений.
3. В тексте повествуется о событиях, происходящих в определенной последовательности: первые два абзаца представляют собой экспозицию, завязка – появление Красноперова в парке, развитие действия – встреча с незнакомцем и попытка завязать разговор. Такие элементы композиционной структуры, как кульминация и развязка, выходят за рамки данного отрывка, - они представлены в полном тексте произведения.
4. В этом тексте используются различные способы связи предложений – параллельный и последовательный (цепной). Текст разбивается по смыслу на две части. Между ними параллельная связь, при которой предложения имеют сходное строение, то есть подлежащее предшествует сказуемому, а последующее предложение не повторяет элементов предыдущего: Красноперов шел по набережной Меллер-странд…Вдруг кто-то окликнул его по-шведски.
Между предложениями первой части последовательная связь, при которой каждое последующее предложение продолжает и развивает мысль предыдущего. Красноперов ускорил шаги. На душе у филолога было смутно. Он перешел в тень. Слева тянулась изящная ограда Миллес-парка. За оградой в траве бродили голуби. Ещё дальше филолог увидел качели. Несколько белеющих статуй. И двух лебедей на поверхности чистого озера.
5. Основным средством связи в тексте является синонимическая замена слов (Красноперов – филолог - он; кто-то –мужчина – он; обеденный час –полдень). Используются лексические повторы: горело солнце, горели запонки.
Задание № 2: Прочитайте статью Т.М. Балыхиной, выпишите основные тезисы, раскрывающие активные процессы в современном русском языке.
Балыхина Т.М.
Самостоятельная работа № 2: «Стили речи. Типы речи»
Задание № 1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:
1. Что такое стиль речи (стили речи)?
2. Сколько стилей речи принято выделять в русском языке, перечислите их?
3. Заполните таблицу 1:
Таблица 1
Стили речи | Где употреб-ляется | Задачи, которые преследует стиль | Характерные черты | Особенности средств выразительности | ||
Лексиче-ские | Морфо-логиче-ские | Синтакси-ческие | ||||
4. Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Сам способ зависит от того, что содержит в себе текст, то есть от характера информации. Какие бывают типы речи в русском языке? Ответьте на вопрос, заполнив по образцу таблицу 2.
Таблица 2
Тип речи | Задачи типа речи | Основной вопрос | Части речи |
Повествование | Описать события, действия | Что делали? | Глагол, деепричастие, причастие |
Задание № 2. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту.
1) Каков предмет?
2) Почему?
3) Что произошло?
Задание №3. Прочитайте приведённые ниже отрывки с одинаковым первым предложением, определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
1) Было начало апреля. На склонах гор появились первые проталинки. На холмах сквозь снега пробиваются тонкие стебельки с тугими бутонами подснежников. В низовьях гор протекают весёлые звонкие ручьи. Взгляните на небо: высоко под облаками парят грачи – первые вестники весны.
( Семёнова Е)
2) Было начало апреля. Воздух, наполнившись свежими ароматами, благоухал. Только – только сошёл снег. Ожили первые насекомые и большим роем запорхали над прошлогодними цветами.
Прилетели первые птицы – скворцы и принялись занимать кто вперёд скворечники, которые ещё в прошлом году сделали школьники. Вслед за ними прилетели ласточки, они, в отличие от скворцов, начали сами строить себе гнёзда из веточек и прутиков.
Жизнь закипела!
(Радзеновский Ю)
3) Было начало апреля. Как всегда я пришла на берег небольшого озера к своей любимой берёзе. Наконец-то она сбросила свой зимний наряд и начала оживать. На её тоненьких изящных веточках уже набухли липкие почки, которые, казалось, вот-вот лопнут и из них выглянут первые клейкие зелёные листочки.
Ещё немного, и моя любимая берёзка преобразится и станет стройной, пышнокронной королевой леса. А озеро только дополняет красоту берёзки и овивает её свежим озёрным воздухом.
(Конова Н)
4) Было начало апреля. В природе почти уже не было снега. Прихватив ружьишко, я пошёл прогуляться в знакомую рощу. Когда гулял по лесу, увидел семью воробьёв, расположившуюся около чистого ручья.
Одни плескались, пили прозрачную воду, другие чистили пёрышки. Толстый серый воробей расправил крылья и взъерошился. Его крылья блестели на солнце от капелек воды.
Довольный и одухотворённый, я вернулся домой.
(Ермолаев Р)
5) Было начало апреля. Мы с ребятами пошли в парк, где я стал свидетелем ужасной картины: два подростка мучили котёнка, подкидывали его в воздух и не ловили его.
Бедный котёнок еле мяукал, он едва выпускал свои коготки, пытаясь обороняться. Увидев меня, обидчики удалились, бросив несчастное существо.
Возвращаясь домой с малышом, спрашивал себя: «Что стало с людьми, с нашей молодёжью? Куда делось чувство добра? Какое будущее ожидает нас?»
(Корниенко Р)
Самостоятельная работа № 3: «Текст. Строение текста. Преобразование текста».
Задание 1: Выполните комплекс упражнений:
Упражнение 1. Составьте предложения так, чтобы получился текст. Ответы запишите в виде кода букв, например 1) АВБГ.
1)
А. Иван - коровий сын ухватил её калёными щипцами за язык, а братья начали бить её железными прутьями, пробили шкуру до костей.
Б. Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула.
В. И поехали Иван – коровий сын, Иван – Девкин сын и Иван-Царевич домой.
Г. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли.
2)
А. Ходит царь, любуется на свою дочь, а царица грустная сидит над ребёнком и горюет.
Б. Взглянули на неё царь и придворные и ахнули: краше её никого не видели.
В. Скоро родилась у царицы дочь.
Г. Побледнела, исхудала, а с люльки глаз не сводит.
3)
А. Раздвастрис лишился чувств и свалился с лошади.
Б. Очевидно, победили последние.
В. Всадники схватились за своё оружие.
Г. Когда он очнулся, точно сказать нельзя, но, во всяком случае, уже после того, как бой между сопровождавшими его гвардейцами и теми, которые их задержали, окончился.
4)
А. Шла она чистым полем, шла тёмным лесом, высокими горами.
Б. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы – все звери к ней сбегались.
В. Птички весёлыми песнями ей сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса тёмные привечали.
Г. Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста-ясна сокола.
5)
А. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
Б. А волк в это время бежал в другую сторону.
В. Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Г. Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Упражнение 2
В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.
1)
А. Дальний Восток – это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Снег лежит здесь почти круглый год. Омывающие побережье моря даже летом не полностью очищаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра, и промёрзшая земля почти не оттаивает.
Б. Название «Дальний Восток» возникло в народе, вероятно, в конце 17 века, когда землепроходцы уходили в поисках «новых землищ» и пушного зверя всё дальше на восток, пока не достигли берегов Тихого океана.
В. Близ дальневосточного побережья находится одна из самых глубоких впадин в мире – Курило-Камчатский жёлоб. Глубина его немногим менее 10 тысяч метров.
Г. По льдинам Северного Ледовитого океана бродят белые медведи, а сквозь лесные земные чащи юга пробираются уссурийские тигры.
План.
1. В поисках «новых землищ».
2. Северная часть удивительной земли.
3. Белые медведи.
4. Самая глубокая впадина.
2)
А. Вследствие муссонного характера климата основное питание рек – дождевое, на его долю приходится свыше 70%, меньшую роль играет снеговое и грунтовое.
Б. Амурская область богата реками. Это связано с особенностями климата – обилием летних осадков, умеренным испарением, а также наличием водоупорных грунтов на значительной части территории. Всего рек в области около 37000, однако большинство из них – малые.
В. Гордостью амурчан является река Амур, одна из величайших рек мира. В бассейне его среднего и верхнего течения находится наша область. Годовой сток Амура составляет 346 куб. км. воды. Для сравнения скажем, что Волга, дон, Днепр, Кубань вместе взятые дают столько же воды, сколько один Амур.
Г. густота речной сети в северных и южных районах различна. Особенно густа речная сеть на севере, что объясняется невысоким испарением, водонепроницаемостью пород из-за наличия многолетней мерзлоты.
План.
1. Особенности климата.
2. Густота речной сети.
3. Характер климата.
4. Гордость амурчан – река Амур
Сухопутные войска.
А. Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения войск и боевых частей.
Б. Кроме родов войск, в состав СВ входят специальные войска: войска связи, части и подразделения тыла.
В. Войска противовоздушной обороны СВ – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, прикрытия группировок войск, пунктов управления и объектов тыла.
Г. Войска связи предназначены для развёртывания и эксплуатации систем связи и обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.
План.
1. Род войск.
2. Специальные войска.
3. Предназначение войск связи.
4. Предназначение частим и подразделения тыла.
4) Функции поселений.
А. Градообслуживающие функции – это обслуживание населения города: внутригородской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, большая часть сферы услуг.
Б. Функции любого города подразделяются на градообслуживающие и градообразующие.
В. Рассмотрим теперь функции поселений – городских и сельских. Под функциями понимается роль, назначение поселений в обществе.
Г. Градообразующие функции – это те виды деятельности, продукция которых идёт и на сторону: промышленность, строительство за пределами города, внешний транспорт.
План.
1. Понятие функции.
2. Подразделение функций.
3. Большая часть сферы услуг.
4. Оказание услуг населению.
Упражнение 3.
Задание:
1. Можно ли назвать данное высказывание текстом?
2. Как в данном тексте связаны предложения?
3. Определите тему, основную мысль текста.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потом всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум. И холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… (А.П.Чехов.)
Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией.
2. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными.
3. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию.
4. "Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году.
5. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло.
Упражнение 5. Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных, числительных.
1. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.
2. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.
3. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.
4. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.
Упражнение 6. Прочитайте сочинение учащегося. В каком стиле оно задумано и в основном выполнено? Найдите в нём стилистические ошибки и исправьте их.
В выходной день мы с другом любим совершать лыжные прогулки. Въезжаешь в лес, и аж дух захватывает от такой красоты. Кругом лежит снег и серебрится на солнце. Чуть дотронешься до ветки – снег так и посыплется лёгкими пушистыми хлопьями.
Упражнение 7. Отредактируйте предложения.
1) На день рождения мне не только подарили новую компьютерную игру, но и ролики. 2) Я встретил на вокзале подругу моей тёти, которая живёт в Крыму. 3) Мне нравятся книги писателей, которые не просто учат жизни, но заставляют самостоятельно мыслить. 4) Сдайте тетради учителю, в которых вы делали домашнюю работу. 5) В июне месяце мы всем классом ездили в Псков. 6) Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени. 7) Из каждой поездки мы привозим бабушке па-мятные сувениры. 8) Мы не только участвуем в олимпиаде по русскому языку, но и по литературе.
Упражнение 8. Найдите лишние слова (плеоназмы) в следующих предложениях.
1) Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2) Караван двигался по песчаным барханам к оазису. 3) Мы вновь возобновили с ними переписку.4) Я не успел закончить до конца эту работу. 5) Моя автобиография уместились на страничке тетради. 6) Всадники уже приближались ближе к деревне. 7) На Камчатке много горячих гейзеров. 8) Она сидела, облоко- тившись локтями о стол. 9) У ворот стоял пожилой старик. 10) Он бросил камень, но промахнулся мимо. 11) Мой дедушка – старый ветеран войны и труда. 12) Подруга долго не возвращала мне книгу обратно.
Упражнение 9. Исправьте ошибки.
1. Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь.
2. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
3. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
4. Сегодня мы озабочены о том, кем станут сегодняшние школьники.
5. Получены интересные предложения с наших областей.
Упражнение 10. Перед вами страничка из дневника ученика. Мальчик передаёт свои впечатления об одном чудесном зимнем дне. Вчитайтесь внимательно в его рассказ, отредактируйте, попытайтесь избежать однообразного повторения однородных сказуемых и придаточных предложений.
5 января. Я проснулся рано утром, подбежал к окну, подышал на стекло, которое замёрзло, и заглянул в глазок, который образовался.
В глаза ударила резкая белизна снега, который недавно выпал. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, торопливо застлал её, сделал зарядку, с удовольствием умылся, позавтракал, захватил лыжи и выбежал во двор.
Во всю ширь, куда ни кинешь взгляд, лежал белым пологом пушистый снег, сверкал на солнце и слепил глаза. Я пристегнул лыжи, взобрался на ближайшую гору, оглянулся вокруг, вдохнул полной грудью морозный воздух, оттолкнулся палками и стремительно понёсся по склону.
Упражнение 11. Отредактируйте отрывок из ученического сочинения. Запишите исправленный вариант.
Какое огромное количество замечательных стихотворений у великого поэта А.Пушкина! В своём сочинении я хочу рассказать именно про его творчество. Я считаю, что этот человек внёс всю свою душу в рус - скую литературу. Даже в наше время его произведения считаются совре- менными несмотря на то, сколько лет назад они были написаны. Каждое из его стихотворений, прочитанные мной, можно легко осмыслить и да- же понять, с каким оно было написано.
Больше всего мне запомнилось и понравилось небольшое и очень душевное стихотворение «Я вас любил».
Небольшая печаль Пушкина вызвана не тем, что он любит, а тем, какая сильная его любовь к женщине.
Упражнение 12. Устраните речевые недочёты.
Одним из самых революционных стихотворений М.Ю.Лермонтова является стихотворение «Смерть поэта». Темой этого стихотворения является отклик русского народного поэта на великую утрату, понесённую его родиной. Это стихотворение начинается словами: «Погиб поэт! – невольник чести…»
Упражнение 13. Устраните ненужные повторы, используя предложения с однородными сказуемыми, объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: а, и всё-таки, и, и, и.
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею. Нильс потащил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раскормила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дотащил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студёную воду.
Упражнение 14. Определите и исправьте логические ошибки.
А. Радищев ненавидел крепостное право и призывал к свержению его. С каким восхищением писатель рассказывает о непосильном труде крестьянина- пахаря («Любани»), с радостью знакомит нас с крепостным интеллигентом, который предпочёл 25-летнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»).
Упражнение 15. Отредактируйте тексты.
1. «Земля воспитывает нас с тех пор, как мы родились. Малая родина – это наша земля, она вливает в нас положительные или отрицательные качества».
2. «Устаревшие слова играют большую роль, если их убрать, то слов станет меньше, и люди будут долго подбирать выражения».
3. «И будь ты в провинции, она по-прежнему останется нашей малой родиной. Пусть даже будет большой город или небольшой посёлок в тундре. Малая родина даёт многое, половина от родителей и половина от растившей нас земли. Она способна исправить ошибки в воспитании нас родителями. Первое – это добро и зло, красивость и уродство выносим мы из неё…»
4. «Родные места всегда останутся в душе моей, их невозможно забыть. Даже если я сменю место жительства мой маленький посёлок где-нибудь в тундре на маленький город, всё равно центром для меня останется мой родной любимый посёлок.
Природа родного края останется в наших душах навеки. Ведь её невозможно забыть, она одна из самых важных для человека…»
5. «Малая родина способна исправить ошибки родительского воспитания, первое самое прочитанное о красоте и уродстве. Природа родного края останется в наших душах навечно.
Малая родина – это не только деревня, но и человеческое взаимоотношение, уклад жизни и традиции живучестей, это и язык, и вера, и определённая скромность, и вынесение из самой земли её солями.
Раздел 2. Лексика и фразеология.
Самостоятельная работа № 4: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».
Задание 1. Письменно ответьте на вопросы:
1. Что такое синонимы? (Запишите определение.)
2. Как синонимы можно классифицировать? (На какие группы и по какому принципу их можно разделить.) Ответ подтвердите примерами.
3. Что такое антонимы? (Запишите определение.)
4. Какие группы антонимов принято выделять по типу выражаемых ими понятий?
5. Какие бывают антонимы по своей структуре?
6. Как разделяют антонимы с точки зрения языка?
7. Что такое омонимы? (Запишите определение.)
8. Что такое омоморфемы? (Приведите примеры.)
9. Чем различаются омонимы, омофоны, омографы и омоформы?
10. Что такое паронимы? (Запишите определение.)
11. Какие виды паронимов принято выделять? (Опишите классификацию паронимов.) Приведите примеры для каждого вида паронимов.
Задание 2. Выполните комплекс упражнений:
Упражнение 1.
Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. Образец: спустя рукава - засучив рукава.
1. Важная птица. 2. Заваривать (заварить) кашу. 3. <Жить> как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста <испечены>. 6. Кот наплакал.
Упражнение 2.Найдите антонимы в данных пословицах и поговорках.
1. Маленькое дело лучше большого безделья. 2. Утро вечера мудренее. 3. По одежке встречают - по уму провожают. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани с весны, а колеса с осени. 6. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. 7. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 8. С чем пришел, с тем и ушел. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом.
Задания по тексту
1. С каким мифом перекликается данный миф? Проведите параллель между ними.
2. В каком предложении первого абзаца есть вводное слово. Напишите его номер.
3. Какое предложение связано с предыдущим противительным союзом. Напишите его номер.
4. Какое предложение связано с предыдущим союзом, указательным словом, контекстуальным синонимом. Напишите его номер.
5. В каком предложении в качестве средства связи использовано союзное слово. Напишите номер этого предложения.
6. Назовите СПП с придаточным причины.
7. Среди предложений 5-7 найдите предложение, одной частью которого является неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.
8. Назовите предложения из текста, в которых хотя бы одна из частей является безличным предложен