Основные принципы хроматизма

Все вышесказанное говорило о том, что необходима разработка принципиально новой методологии научного исследования, в которой изучение природы человека могло быть основано на единстве понятийного, смыслового и измерительного подходов к единству психофизиологических функций человека и физических свойств внешней среды. Поскольку практически все свойства интеллекта (то есть психического) могли изменяться (в зависимости от возраста, условий и т.п.), то они, следовательно, являлись и измеримыми величинами. Вообще говоря, для проведения таких измерений было необходимо: формализовать основные характеристики, свойства и параметры интеллекта, и определить допустимые (логикой) единицы измерения, по необходимости связанные с физическим миром в силу существования интеллекта в виде открытой системы.

Предположим, что мы получили формулы для основных проявлений интеллектуальной деятельности. Возникает вопрос о том, в каких собственно единицах мы будем измерять , например, эмоции, потребности и т.п.? Пороговые величины обычно являются относительными, использование же абсолютных физических единиц измерения, например. яркости (кд м-2) не даст учета информации, связанной в интеллекте. В итоге несложно показать, что основными единицами измерения в психологии могут быть только единицы информации (бит). Помимо информации, разумеется, в систему единиц измерения должны быть включены единицы измерения времени и пространства, поскольку все остальные единицы с этой точки зрения окажутся производными от данной триады, как это будет показано в 3 части.

Оптимальным вариантом такого представления оказалось бы использование светоцветовых величин в силу того, что последние, по своей природе, – физико-психо-физиологические. Уже этим они принципиально отличались бы от прочих единиц измерения оптимальной приближенностью к сущностным проявлениям интеллекта в заданных условиях реальной светоцветовой среды. Это предположение связано с тем, что адекватной моделью информационных процессов можно считать прежде всего светоцветовое взаимодействие среды с интеллектом человека, поскольку именно светоцветовые параметры относятся, во-первых, одновременно и к психо-физиологической, и к физической области измерения, во-вторых, – к кодам автоматизированного восприятия и, в-третьих, – к единственной универсалии природы, допускающей бесформенность, безвременье, безмолвие и т.п., но только не бесцветие.

Однако здесь вставала отмеченная выше проблема абстрагирования (как научного обобщения), формально не сводимая к цветовому триединству физики, психики и физиологии. Проведенный анализ культуры традиционных обществ достоверно показал, что обобщения человеческим разумом всегда осуществлялись на трех уровнях представления информации: сознательном (красный цвет светофора – запрещающий), подсознательном (красный – “любовь”) и бессознательном (красный – возбуждающий). В таблице 1.7 нами уже были представлены цветовые коды, соответствующие этим трем уровням интеллекта. В связи с этим следует, очевидно, оговорить тот факт, что бессознательные импульсы, в отличие от подсознательных, не всегда могут быть осознаны, по определению. Игнорирование этого факта психологами при (ставшем уже традицией) использовании философской терминологии приводит, например, А Яффе[47] к следующему высказыванию: «четыре функции сознания, описанные Юнгом, - мышление, чувство, интуиция и ощущение - оснащают человека всем необходимым...». Показательно, что только одна из этих четырех особенностей «сознания» может быть обоснована с формально-логических позиций собственно сознания (как рассудка) без привлечения особых допущений, поскольку чувство, интуиция и ощущение базируются на эмоциональном уровне отражения действительности, а эмоции еще никому не удавалось осознать на уровне формальной логики.

Иначе говоря, к области "сознания" (осознаваемого) в психологии до сих пор относятся частично и/или полностью неосознаваемые явления, что является не совсем строгим, а следовательно, и не формализуемым в научном плане (по причине необоснованного расширения значений этого понятия и выхода за пределы его логической доказуемости). С другой стороны, понятия «интеллект», «интеллектуальный», «интеллектуализация» нередко используют для обозначения весьма узких, как правило, рассудочных областей человеческой деятельности, игнорируя тем самым преобладающую часть семантического поля этого термина.

Определение интеллекта

Интеллект – (от лат. intellectus - ощущение, восприятие, представление, понятие. разум, мышление, познание, рассудок и др..) понятие (близкое к личности, к психическому в психологии или к сознанию в философии). Поэтому до сих пор встречающееся сужение этого понятия до «рассудочности», до «рацио», на наш взгляд, искажает практически все наследие прошлого. В философской, психологической и медицинской литературе можно встретить разнообразные и также противоречивые теории с определениями интеллекта как личности. Сравнительный анализ их адекватности показал, что наиболее обоснованной и перспективной является теория динамических смысловых систем. Согласно этой теории, интеллект может быть определен как совокупность индивидных и межиндивидных связей, которые коррелируют с тремя основными характеристиками человека: биологи­ческое (бессознательное), психологическое (подсознательное) и социальное (сознательное).

Показательно, что локализацию этих функций с позиций функциональных систем, вообще говоря, принято сводить к трем физиологическим факторам: бессознательное обычно связывают со стволовыми отделами мозга, подсознательное - с подкорковыми и/или правым полушарием и сознательное - с корой и/или левым полушарием головного мозга[48]

Основные принципы хроматизма - student2.ru
. Несмотря на мультифакторный характер, в них принято выделять определенные доминанты, связанные с теми или иными проявлениями интеллекта. Так, например, в качестве рабочей гипотезы можно предположить, что чувствам отвечает доминанта сознательного и подсознательного компонента интеллекта над бессознательным, воле ¾ доминанта сознательного (и/или бессознательного) компонента, аффектам ¾ бессознательного над сознательным и подсознательным и т. п. В целях оптимальной формализации в хроматизме их принято обозначать путем краткой записи через планы интеллекта (хром-планы): сознательное - мат-план (М-), подсознательное - ид-план (Id-) и бессознательное - син-план (S-). Тогда приведенные в тексте доминанты могут быть отображены, к примеру, как M+Id >S для чувств, M+S > Id для воли, S > M+Id для аффектов и т. п.

Подразделение интеллекта на сознание, подсознание и бессознание было проведено по критерию их относительной информационной насыщенности (хром-планам). С учетом триадной модели интеллекта[49], хром-планы были подразделены по гендеру (социокультурному диморфизму), обозначаемому доминантой -D соответствующих свойств у женщин f и мужчин m. Для лучшего представления гендерных доминант хром-планов рассмотрим несколько примеров. Так, психические процессы, зависимые от правого полушария коры головного мозга и подкорки, принято полагать ответственными за чувственно-образное познание внешней среды и самого себя. Эти процессы были включены в функции подсознания (Ид-плана). Зависимые же от левого полушария и стволовых отделов психические процессы принято соотносить с двигательной функцией бессознания (С-плана), а также с вербализационной и абстрагирующей функциями сознания (М-плана).

Обратим внимание на тот факт, что аналогично приведенному выше эмоциональному отношению в определении «цвета» (то есть отношению идеального к материальному), существует и отношение мужчины к женщине. По определению философов, оно определяет уровень цивилизованности человека, то есть уровень культуры, всецело связанной с цветом. Поскольку, согласно тестам MMPI, в каждом мужчине есть нечто женское, то мы оперируем понятием «гендер», включая сюда и биологические, и социокультурные полоролевые установки интеллекта как женщины, так и мужчины. В таблице 8.1 сведены рассмотренные нами выше разнородные функции интеллекта по критерию релевантных хром-планов.

Таблица 8.1. Хром-анализ разнородных систем интеллекта

Хром-планы системы S-(Син) план Id-(Ид) план M-(М) план
Этимология “планов” suggeneV - родство idea –идея, идеальное maqhma – знание
Ахромный сублимат планов черный серый белый
Функции интеллекта бессознание подсознание сознание
Предикаты интеллекта как открытой системы для внешней среды (ВС) природное, базово-органическое, биологическое культурное, образно-логическое, творчески-человеческое общественное, формально-логическое, социально-обусловленное
Процесс мышления (“от ощущения к мысли”) интуиция, аффекты, ощущение эмоции, чувства, вынашивание и рождение идей форма, понятие, опредмечивание идей, мысль
Структурно-динамическая локализация функций стволовые отделы и подкорка правое полушарие головного мозга и подкорка левое полушарие и кора головного мозга
Гендерные доминанты D f (S > Id < M) D m (S < Id > M) D f (S > Id < M)
Кодирование информации ВС спектр ВС Þ метамер Þ апертурный код Þ когнитивный код социума
Результат кодирования цветоощущение цветовосприятие цветообозначение

Примечание к табл. 8.1: Понятие Id-плана ни семантически, ни этимологически не связано с латинским обозначением инстанции “Оно” З. Фрейда и, кроме того, отличается записью (вне других планов) с основой (Id-план) или с дефисом (Id-).

В таблице 8.1 представлены и гендерные доминанты в формализованном виде хром-планов. Следует оговорить еще раз, что помимо воспроизводимости и измеримости, наука характеризуется формализацией работающих представлений. В этих целях нами и введены хром-планы, показывающие степень относительно идеальности и/или материальности описываемых ими атрибутов интеллекта.

Как следует из анализа репрезентативных данных культурологии, у «женщины» доминирует С-план (бессознание). Действительно, много большая (чем у мужчины) средняя продолжительность жизни, ярко выраженный в динамике гомеостаз (периодическое возобновление крови, вынашивание, помимо себя, и плода, кормление младенца и т.п.) говорят сами за себя. И здесь же, у «женщины», обнаруживается доминанта М-плана (сознание), которая тоже находит свое подтверждение в истории культуры: женщина всегда была хранительницей традиций, дома и очага, обладала лучшей социальной адаптацией и много меньшей (чем мужчина) криминогенностью. Психологам хорошо известны и прекрасные способности женщин к вербализации, обучаемости и т.п. Строго говоря, сочетание именно этих (достаточно противоречивых) доминант женского интеллекта и могут объяснить смысл и многовековую устойчивость такого известного во всех языках оборота, как «женская логика».

В тоже время у репрезентативного «мужчины» перечисленные характеристики оказываются много меньшими, чем творческая (креативная) способность, то есть потребность в овладении новым, неизвестным ранее в культуре и обществе, – тем, что в зависимости от контекста можно назвать духовным и/или идеальным, и/или не опредмеченным, то есть теми свойствами интеллекта, которые мы соотносим с подсознанием и обозначаем в формальной записи как Ид-план интеллекта. Итак, у «мужчины» существует доминанта Ид-плана (подсознания).

При этом, согласно динамической модели интеллекта, М-план, т.е. сознание подразделяется на сверхсознание (правосознание, интуиция, опыт) и самосознание («Я-концепция»). Гендерные доминанты этих компонентов представлены в правом столбце табл.8.2. Однако для М-плана при формальной записи гендера появляется явная неоднозначность в, то есть доминанты М-плана характеризуют и мужчину, и женщину.

Таблица 8.2. Хроматическая модель и планы интеллекта

Динамическая структура интеллекта (личности), по Платонову Динамическая локализация функций Хроматическая модель интеллекта Хром-планы (D -доминанты)
Социально обусловленные качества кора, левое полушарие Соз- сверхсознание DM ( f > m )
Уровень подготовленности (личного опыта) головного мозга нание самосознание DM ( m > f )
Особенности психических процессов подкорка, правое полушарие Подсознание DId ( m > f )
Биологически обусловленные особенности подкорка, стволовые отделы Бессознание DS ( f > m )

Вообще говоря, это должно быть очевидным, так как М-план – это социализация интеллекта, благодаря которой потенциальные партнеры могут не только вступить в социальные отношения, но и на едином вербальном языке их поддерживать. Вместе с тем, в целях однозначности, которой характеризуется любая научная парадигма, выше мы уже нашли критерии различия феминного и маскулинного компонентов сознания (М-плана интеллекта), определенные историей мировой культуры. В таблице 8.3 представлены полученные результаты для полихромных цветов, которые позволяют однозначно формализовать все компоненты интеллекта MIdS в нормальных (N) и экстремальных (E) состояниях. Здесь же сведены воедино (представленные в 1 части) сублимированные архетипы наиболее распространенных религий.

Таблица 8.3. Формализация гендерного смысла цветовых канонов и архетипов традиционных культур

Цвет Каноны MIdS (N) MIdS (E) Архетипы религий
красный мужское тело, (ян) S (m) S (f) Тотемизм
желтый женское тело, (инь) S (f) S (m) Индуизм, иудаизм
зеленый Осирис, (ян), мужской M(m) M (f) Ислам
голубой женский (инь), девы Id (f) Id(m) Иудаизм, православие
фиолет Вишну, Лель (мужской) Id(m) Id (f) Католичество
пурпур София, Дева Мария M (f) M(m) Античные религии

Доминанты религиозных архетипов позволяют цветотерапевту промоделировать гендерное поведение верующих данной конфессии по вкладу в предпочтительные цвета и/ или влиянию на их выбор..В самом деле, цветовые каноны традиционных культур на протяжении тысячелетий сохраняли свой архетипический (неосознаваемый, по К.-Г. Юнгу) смысл. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что приведенные в таблицах 1.5 и 8.3 цветовые каноны воспроизводились в истории мировой культуры независимо от каких-либо миграционных процессов и/или влияний (ни Китай, ни Египет, ни культура инков никак не были связаны друг с другом). Это позволяет полагать, что цветовые каноны фиксированы в архетипической форме на генетическом уровне[50].

Об этом говорит и тот факт этнологии и культурной антропологии[51], что задолго до появления одежды человек, точнее говоря, женщина раскрашивала своих соплеменников в строго определенные цвета, которые требовались для заданных (возрастом, полом, N-E состоянием) ситуаций. Причем, по данным археологов, нередко племя посылало гонцов почти на край света именно за тем оттенком красителя, которого требовал ритуал. Таким образом, цветовые каноны можно считать своего рода объективной реальностью субъективного проявления функций человека (интеллекта).

Поскольку же цвет (как атрибут этой реальности) можно измерять, то это позволяет измерять и соответствующие функции интеллекта, например, по вкладу каждого из компонентов в функцию цветовых отношений. Так как выше мы обозначили каждый из компонентов интеллекта и все рассмотренные цвета определенными хром-планами, то появляется возможность исследовать отношения между компонентами разнородных систем согласно известным отношениям между хром-планами и/ или цветами систем однородных.

Гендерный смысл цвета

Восприятие цвета можно представить через интегрирующую деятельность интеллекта, сопоставляющего ощущение цвета (поступающее из внешней среды в бессознание) с существующими в подсознании хроматическими свойствами архетипов, которые сознание может осознавать и запоминать (цветовые коды представлены в табл.1.7).

Для моделирования и соответственно кодирования информации, циркулирующей в интеллекте, поэтому сопоставим свойства внешнего и внутреннего цветового пространств на таком детально изученном (позволяющем проводить воспроизводимые измерения) объекте, как цветовое тело. Цветовое тело включает ахромную ось и цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре, как было показано на рис.1. Иначе говоря, любой заданный цвет можно описать тремя параметрами и выразить точкой в трехмерном пространстве типа двойного конуса: цвет (цветовой тон, сопоставимый с доминирующими длинами волн l) – сходство данного цвета с одним из спектральных; насыщенность m – степень отличия данного цвета от серого равной светлоты; светлота r – близость определяемого цвета к белому, измеряемая по ахромной оси. Существование в интеллекте минимум трех уровней переработки информации достаточно явным образом коррелирует и с известными представлениями психоаналитической теории, и с цветовым телом. Рис. 6 и 7 наглядно демонстрируют этот факт.

  Основные принципы хроматизма - student2.ru Основные принципы хроматизма - student2.ru  
Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда Рис.7. Трехмерная модель интеллекта

Рис.6. Модель интеллекта, по рисунку Фрейда

Рис.7. Трехмерная модель интеллекта

На этих рисунках представлено соответствие между фрейдовским пред- и подсознательным «Я» (Vbw und Untbw) [52] и, по терминологии хроматизма, подсознанием (Id-планом) интеллекта, откуда непосредственно следует смысловая близость, с одной стороны, функций фрейдовского «Оно» Ubw и бессознания (S-), а с другой - «сознания» Bw и сознания (M-) как компонента модели интеллекта. Согласно изображенной на рис.1, 6 и 7 корреляции между цветовым телом и функциями интеллекта, их можно описать тремя характеристиками и выразить точкой в трехмерном пространстве цветового тела.

Показательно соответствие результатов, полученных в Части 1, с гендерными доминантами интеллекта, изображенными на рис.6 и 7: «цветнослепой»мужчина предпочитает именно серый цвет (сочетающий все цвета спектра в их идеальном представлении, то есть оппозиционно) и характеризуется именно доминантой Ид-плана, тогда как «одетая во все цвета радуги» женщина имеет принципиально материальные М- и С-плановые доминанты, действительно включающие все материальные цвета (краски) в их противоречивом единстве.

Анализ опытного материала и теоретических разработок в определенных областях человекознания показал, что введенные представления хроматизма позволили выявить сущностные свойства цвета, связанные с гендером как социокультурным диморфизмом человека. Так, например, социологические опросы по представлению другого индивида в группе показали важность (для поддержания стабильности социальных групп) таких характеристик как полоролевое отношение и цветовое оформление внешности индивидов. Наглядным примером последнего может служить упомянутое замечание Рембо о легкости соблазнения женщины в красном, или экстраординарность мужчины в желтом. С большой степенью вероятности можно полагать, что к настоящему времени выявлена семантика и полоролевое соотнесение цвета с вышеуказанными компонентами интеллекта. Так, например, по данным Г.С. Васильченко, среди женщин достоверно чаще встречаются сангвиники и меланхолики, тогда как среди мужчин — холерики и флегматики.

Согласно Айзенку, эти типы для каждого пола имеют полярный характер, который в соответствии с их вербальными характеристиками соотносится с вербальными характеристиками цветов проективной методики Люшера, с одной стороны, и с компонентами хроматической модели интеллекта, с одной стороны. Эта хром-интерпретация цветовых предпочтений, в частности, однозначно коррелировала с гендерными цветопредпочтениями, выявленными в работах по дифференциальной и функциональной психологии индивидами разных темпераментов и представленными в таблице 8.4:

Таблица 8.4. Природное различие «полов» по темпераментам, в %

Направленность Экстраверты Интроверты
Темперамент Холерики Сангвиники Флегматики Меланхолики
Предпочтительные цвета Красный Желтый Зеленый Синий
Женщины 24,5 12,5 19,5 43,5
Мужчины 29,5 11,5 22,5 36,5
Различие -5,0 +1,0 -3,0 +7,0

По-видимому, семантику цвета можно отнести к основной характеристике, объединяющей людей по естественному (для фило- и онтогенеза) семиотическому принципу цветового взаимодействия. Этот тезис был основан на представленных в табл.1.5 цветовых кодах (как характерных признаках архетипических представлений о внешнем мире), которые не только автоматизированно считывались, но и сохранялись неизменными на протяжении тысячелетий. Поэтому предпринятый нами в 1 части анализ цветовой семантики традиционных культур привел к выводу о канонизированных цветах как традиционной основе естественного сочетания триады интеллекта.

Наши рекомендации