Глава 9. цветовые характеристики интеллекта

Цвет и структура интеллекта

Как известно, цветовая информация складывается из факторов, присущих в равной мере и передающему и принимающему объекту. Так, цвет окрашенной поверхности будет совершенно иначе восприниматься в случае известной принадлежности этой поверхности к знакомому предмету (предметный цвет) или, наоборот, в случае его принадлежности к незнакомому предмету, а также в случае безотносительности этого цвета к любому предмету.

К последнему примеру можно отнести апертурные цвета (безоблачного неба, рассматриваемого через светофильтры, квазимонохромное освещение тумана, представление цвета в воображении с закрытыми глазами и т. п.). В этих случаях появляется отсутствие локализации цветов на каком-либо расстоянии от индивида – они занимают все «видимое» пространство и в то же время не занимают его вообще в сравнении с цветами, локализованными на знакомой поверхности. Это свойство цвета встречается в мифах, где божества или культурные герои обитают в пространстве и вне пространства, во времени и вне времени.

Показательно, что мифы совершенно разных стран, времен и народов имеют множество идентичных значений или, говоря словами Юнга, "единое архетипическое содержание". Это свойство мифов было соотнесено со свойством глаза ощущать одинаковыми метамерные цвета, которые в действительности имеют различный спектральный состав. Можно сказать, что и цветовосприятие, и цветоощущение приобретают значимость для интеллекта лишь в том случае, если входят в систему образов, образующих неосознаваемую модель мира. Следует подчеркнуть это неосознаваемое формирование и образов и модели мира, поскольку к настоящему времени в науке накоплено достаточно доказательств в пользу того, что и зрительные и более сложные (к примеру, сновидные) образы организуются прежде всего на неосознаваемом уровне функционирования интеллекта.

Язык неосознаваемых и, в частности, мифологически-символических действий в онто- и филогенезе предшествовал словесному языку, то есть служил базой для усвоения последнего. Об этом говорят миллионы невербализованных – как чувств, так и оттенков различных цветов – в сравнении с несколькими десятками (максимум сотней) вербализованных чувств и цветообозначений. Эта ограниченность сознания, функцией которого является вербализация, взаимосвязана с тем, что естественный «лингвистический» язык далеко не все и далеко не адекватно отображает в окружающем мире, нередко оставляя достаточно широкое толкование сигнификатов относительно собственных денотатов.

Вместе с тем, из ограниченности поля цветообозначений в сознании никак не следовал вывод, что формально-логическое мышление (свойственное сознанию) является менее совершенным, чем свойственное подсознанию чувственно-образное мышление; они тесно взаимосвязаны и не могут существовать один без другого. В филогенезе же, при условии исторического становления сознания, и проявлялась та мифотворческая сторона подсознания, которая цветом предмета характеризовала не столько предмет, сколько его свойства, а они уже распространялись на свойства и отношения самих предметов.

Наиболее явным образом эти отношения были представлены в «нетрадиционной» медицине традиционных культур Востока, где цветом характеризовались не только функциональные свойства (так называемые поля) организма, но и внутренние органы. Представленное в табл. 1.3 и 1.5 соответствие между цветом (семантически канонизированным в традиционных культурах) и «полями» Востока позволило выявить в хроматической модели интеллекта (MIdS) достоверное подразделение по гендеру (f, m; n=f+m) для нормальных N и экстремальных Е условий существования индивидов и общества.

Как сложный объект исследования, интеллект, согласно А.Н.Колмогорову, может быть определен через минимальное число знаков, содержащих такую информацию об объекте, которая достаточна и необходима для его воспроизведения (декодирования). В связи с этим определением рассмотрим вопросы, связанные с пониманием интеллекта как совокупности сознательного, подсознательного и бессознательного аспектов переработки информации и их моделировании с помощью минимального числа знаков, формализующих эту совокупность в кодах цветов, планов и размерностей.

Вместе с тем, для информационной модели интеллекта необходимо и достаточно учитывать лишь основные принципы динамической локализации функций мозга и системной организации этих функций в ЦНС, поскольку локализовать можно не функцию головного мозга (она достаточно сложно организована и еще далеко не все тонкости этой организации известны), а лишь определенную степень ее выполнения. Так, психические процессы, зависимые от правого полушария головного мозга и подкорки, принято обозначать как психосенсорные процессы, то есть процессы чувственно-образного познания внешней среды и самого себя. Эти процессы были включены нами в функции Ид-плана (подсознания). Зависимые же от левого полушария и стволовых отделов психические процессы принято соотносить с двигательной (функции С-плана – бессознания), а также с вербализующей и абстрагирующей (функции М-плана – сознания) деятельностью мозга и обозначать как психомоторные.

Анализ огромнейшего числа экспериментальных данных позволяет сформулировать весьма важные для хром-модели интеллекта выводы:

1. Психосенсорная сфера (Ид-план в модели интеллекта) обычно является максимально индивидуализированной, поскольку одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с существенно различающимися (в опыте) эмоциональными оттенками, которые определяются и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них и т. п.

2. Психомоторная сфера (М- и С-планы) должна быть предельно унифицирована, так как благодаря этой стороне психики люди однозначно понимают и друг друга, и общечеловеческий опыт.

глава 9. цветовые характеристики интеллекта - student2.ru
Так как все эти характеристики являются мультифакторными, то в них можно выявить определенные характеристики, связанные с заданными кодами информации. Например, информация на уровне подсознания принимает контекстно-зависимый характер лишь при ее осознании. В реальности же она существует в обобщенном виде только как контекст, то есть на языках более высокого уровня, чем это принято рассматривать в теории формальных грамматик. Уже отсюда несложно вывести своего рода оппозиционный характер архитектуры интеллекта.

Подразделение неосознаваемых сфер переработки цветовой информации на подсознание и бессознание при семантической интерпретации цвета позволило выработать четкий критерий подразделения интеллекта на адекватные компоненты и их характеристики. Согласно триадному подразделению интеллекта, эти характеристики представлены в табл. 8.1 с подразделением по гендеру, обозначенному доминантой D соответствующих свойств у женщин f и мужчин m в согласии с известной концепцией Геодакяна и полоролевыми стереотипами.

К типологии интеллекта

Сопоставление информационной емкости цвета с различными типологиями человека, позволило предположить, что последние нередко характеризовались весьма субъективными параметрами моделирования личности, что не позволяло пользователям воспроизводить данные этих типологий на практике. Попытаемся обосновать этот тезис схематическим сопоставлением наиболее распространенных типологий с проведением хроматической корреляции между ними[53]. Так, хроматическая модель интеллекта может быть представлена как определенный критерий типологии личности и рассмотрена, например, с позиций подразделения хроматических цветов на теплые (К—Ж) и холодные (Г—Ф). В согласии с этим делением теплые цвета в интеллекте отвечают бессознательным (телесным, биологическим) проявлениям и/или син-плану интеллекта, тогда как холодные — подсознательным (творческим, эстетическим) и/или ид-плану. Как непосредственное, так и метафорическое, представление этих цветов во взаимодействии с окружением убедительно доказывало справедливость такого деления: общеизвестны как теплота человеческого тела, так и жар сексуальных отношений; тогда как истинное творчество, по существу, бесстрастно, вопреки своей эмоциональности.

Промежуточные же между ними П и З цвета в сопоставлении с юнговским определением Эроса и Логоса (в интеллекте им соответствуют сверхсознание и самосознание и/или мат-план) могли приобретать теплый или холодный оттенок в зависимости от местонахождения в спектре (или от фона). Вместе с тем Кандинский выявил и такие свойства цветов как «выступающие, активные» (К—Ж) и «отступающие, пассивные» (Г—Ф). Несмотря на соответствие К цвета мужскому «активному» бессознанию и Г цвета — женскому «пассивному» подсознанию, возникало некоторое сомнение относительно полоролевых характеристик желтого и фиолетового. Если Ж цвет характеризовал бессознание женщины в нормальном состоянии (об этом говорила цветовая семантика традиционных культур – табл. 1.5), то, казалось бы, он не мог быть активным, по определению. Все-таки ранее большинство культур не поощряло физическую активность женщины (женщина — хранительница и мать, но не охотник, не воин, не спортсмен).

Как показала практика, женщины лучше и четче исполняли не только социальные, но и физические (включая сексуальные) функции мужчин. Теоретически это положение следует из основ цветоведения, где желтый образец, при обычном освещении кажется активным относительно зеленого и пассивным относительно красного. При смене обыкновенного для нормальных условий белого (в действительности — желтоватого) света на красный, определяющий экстремальные условия, красный образец окажется белым («пассивным»), а желтый — красным («активным»).

Аналогично обстоит дело с «пассивностью» фиолетового цвета, который в интеллекте характеризует подсознание мужчины. И хотя творчество, по своей эстетической природе, не может быть пассивным, здесь следовало бы вспомнить свойство фиолетового цвета содержать красные и синие тона одновременно. При доминанте в Ф цвете красного это уже будет красновато-пурпурный («активный») цвет, а при доминанте синего — сине-фиолетовый («пассивный»), который будет характеризовать и мужское, и женское подсознания без полоролевого подразделения. Голубой же цвет, характеризующий женское подсознание («идеальная любовь» дамских романов, рыцарь на белом коне и т. п.), в самом деле большей частью пассивен, поскольку не в состоянии реализовать вынашиваемые образы своего «интровертированного творчества». На наш взгляд, здесь и заключены причины своеобразной “цвето-чувственной слепоте мужчин”: они живут в “идеальном” мире своих оппонентно-организованных образов (Ид – серый), очевидно соотносимых большей частью с тезаурусом их понятий, а не с реальной жизнью. У “женщин” же эта оппонентность разнесена по планам, так что им свойственна, с одной стороны, противоречивость суждений (С-план – черный, тогда как М-план – белый) , а с другой – реальность восприятия реального мира в силу доминанты С-плана.

Таким образом методами культурологии, хроматизма, структурной и психологической антропологии в основном выявлена семантика и полоролевое отнесение «основных» цветов люшеровской подборки. Поэтому к понятию «сверхсознание» может относиться прежде всего правосознание, тогда как к «самосознанию» – самопознание, самооценка, самоконтроль и т.п. Статистика утверждает, что правосознанием в большей мере характеризуются женщины, поскольку репрезентативно они законопослушны и в большей мере социализированы. В то же время повышенной самооценкой в психологии личности характеризуются мужчины, имеющие ярко выраженную «Я-концепцию». Аналогичный вывод вытекает из анализа психологического времени обоих полов: в красном цвете («мужском») время течет более быстро, чем в голубом («женском»).

Модельное представление типа личности через трехмерное цветовое тело основано на результатах работ многих исследователей. Так, полярное представление эмоций, по Вундту, промоделировано цветовым телом с возможностью их количественного измерения по соответствующим цветовым параметрам. Так, трехмерное представление интеллекта, по Юнгу, в согласии с двухфакторной моделью Айзенка и типологией Кейрси, позволило совместить представление эктра-интроверсии (Е—I) с понятием «теплых-холодных» цветов, характеризующим величину вклада S- и Id-планов, соответственно. При этом сочетание формально-логического и хроматического сопоставления оппозиций показало, что ось «размышление-чувствование» (T—F) соответствует оси Ф—Ж цветов; «здравомыслие-интуиция» (S—N) — оси Б—Ч цветов; «рассудительность-импульсивность» (J—P) — оси гЗ-К цветов, соответственно. Одновременно айзенковская ось нейротизма (эмоциональной стабильности-нестабильности) совмещается с П—З осью, позволяя выявить величину вклада М-плана в интегральную работу интеллекта. Данные соответствия представлены в табл.9.1.

Таблица 9.1. Хроматическое соотнесение различных типологий.

Кейрси1) Кейрси, по Люшеру2) - Серову Серов Соционические типологии разных школ3)
SP Дионисий ESTP ISTP ESFP ISFP теп+Б+Ф+КÞтеп.Сир (»5+) хол+Б+Ф+КÞхол.Сир (»5+) теп+Б+Ж+КÞтеп.св.О (»3) хол+Б+Ж+КÞхол.св.О (»3) M + Mf + Sm M +Mf +Idm M + Sf + Sm M + Sf + Sm Антрепренер Тамада Мастер Художник С-Л Э С-Э Э С-Л И С-Э И Жуков Наполеон Габен Дюма
SJ Эпиметей ESTJ ISTJ ESFJ ISFJ теп+Б+Ф+ГÞтеп.св.С (»1+) хол+Б+Ф+ГÞхол.св.С (»1+) теп+Б+Ж+ГÞтеп.св.З (»4) хол+Б+Ж+ГÞхол.св.З (»4) M + Idf +Idm M +Idf + Idm M + Sf +Idf M + Sf +Idf Администратор Опекун Торговец Хранитель Л-С Э Л-С И Э-С Э Э-С И Штирлиц М. Горький Гюго Драйзер
NF Аполлон ENFP INFP ENFJ INFJ теп+Ч+Ж+КÞтеп.тКор (»6) хол+Ч+Ж+КÞхол.тКор (»6) теп+Ч+Ж+Г Þ теп.тЗ (»2?) хол+Ч+Ж+Г Þ хол.тЗ (»2?) S + Sf + Sm S+ Sf + Sm S + Mm (?) S + Mm (?) Журналист Романтик Педагог Предсказатель И-Э Э И-Э И Э-И Э Э-И И Гексли Есенин Гамлет Достоевский
NT Прометей ENTJ INTJ ENTP INTP теп+Ч+Ф+Г Þ теп.тС (»1) хол+Ч+Ф+Г Þ хол.тС (»1) теп+Ч+Ф+К Þ теп.тП (»5) хол+Ч+Ф+К Þ хол.тП (»5) S + Idm + Idf S + Idm + Idf S + Mf + Sm S + Mf + Sm Фельдмаршал Исследователь Изобретатель Архитектор Л-И Э Л-И И И-Л Э И-Л И Дж. Лондон Робеспьер Дон Кихот Бальзак

Примечания к таблице:

1) Все обозначения даны в тексте.

2) В скобках приведены номера цветов, по Люшеру, которые были получены по типологии Кейрси (см. текст)

3) И - интуитивный, Л- логический, С - сенсорный, Э - этический, И- интроверт, Э- экстраверт.

Поскольку с «объективным значением» каждого цвета люшеровской 8-цветовой подборки коррелировал соответствующий компонент интеллекта, определенным образом связанный и с состоянием (нормальным или экстремальным), и с гендером, то проведение корреляции между психологическими типами, характеристиками темперамента и цвета дало возможность соотнести тесты Люшера, двухфакторную модель Айзенка и хром-тесты[54]. Это, в свою очередь, позволило определять функциональные состояния интеллекта, участвующего в процессе цветовосприятия без обращения к тем или иным типологиям, определенная субъективность (отсутствие независимой воспроизводимости и шкал измерения) которых следует из таблицы 9.1. Вместе с тем, по Серову, возможность измерения «веса» каждого из компонентов интеллекта в интегральной функции личности позволяет полагать типологию хроматизма оптимальной для последующей формализации и систематизации. Так, уже в настоящее время вклад каждого из хром-планов M-, Id-, S- может быть достаточно точно измерен с подразделением по гендеру f-m и учетом светлотной M-S составляющей (по ахромной оси цветового тела).

Принимая во внимание принципы выбора Герингом «основных» 4-х цветов и сопоставляя этот выбор с 4-мя цветами как экспрессивными характеристиками Гете или Кандинского, несложно заметить, что они практически совпадают с цветами темпераментов Штайнера. Исследования Айзенка и Люшера также показали, что эти 4 цвета (красно-оранжевый, желтый, сине-зеленый и темно-синий) являются наиболее индивидуальными и одновременно наиболее обобщающими характеристиками.

В самом деле эти две пары (КО—СЗ и Ж—С) согласуются с хроматическим принципом оппонентности как по гендеру и/или факторам, так и по эмоциональным проявлениям каждой пары темпераментов, образующих устойчивые системы любой типологии. Это позволило сделать вывод о том, что тип личности обусловлен с одной стороны, нейродинамической организацией головного мозга и структурно-динамическими особенностями организма, а с другой, – соответствующими доминантами хром-планов, которые позволяют определять этот тип по предпочтительному выбору цветов[55] при строго заданных условиях, где условия подразделяются на нормальные и экстремальные состояния интеллекта.

Наши рекомендации