Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры.
Курс лекций
по дисциплине «Физическая культура»
Методическое пособие
Улан-Удэ
Издательство ВСГУТУ
УДК
ББК
Б
Печатается по решению редакционно-издательского совета Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления
Рецензенты:
Курс лекций: методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2016. – с.
ISBN
Пособие составлено из материалов ведущих учебников по теории и методике физической культуры и спорта. Оно поможет студентам в освоении знаний по теоретическому курсу дисциплины «Физическая культура», в приобретении практических умений и навыков для физического развития, укрепления здоровья, овладения профессией.
ISBN ББК
© Г.Б.Барбаев,
Э.В.Любарская
В.В. Карнакова
Т.Л. Иванчикова,
М.А. Шаданова
© ВСГУТУ, 2016
Введение
Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Физическая культура – как часть общечеловеческой культуры.
Физическая культура — это часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физическая культура– органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Итак, физическая культура – вид культуры общества, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе.
Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой культурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, её пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для неё видах социально-трудовой деятельности, усиливают её адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно «открыто» новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий её морфофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию с её индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.
Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты, один их эффективных механизмов слияния общественных и личных интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Её специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение её сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает её мощным средством повышения социальной активности личности.
Спорт – явление культурной жизни.
Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий.
Исторически спорт сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития.
Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты.
Безусловно, спорт - явление культурной жизни. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений.
Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные Основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте», 04 декабря 2007 г принят Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской федерации. Эти документы направлены на то, чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским комитетом.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения президентом Российской федерации был принят Указ № 172 от 24.03.2014г. «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Система физической культуры направлена на то, чтобы организовать физическое воспитание населения с учетом интересов каждого человека, требований производства, образования и культуры народов Российской федерации. Система существует в государственных и общественных формах деятельности. Физическое воспитание в образовательных учебных заведениях происходит на основе государственных образовательных программ, также используется внеучебная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. С обучающимися, имеющими отклонения в развитии, занятия проводятся в рамках индивидуальной программы реабилитации.
Администрации учреждений, организаций, предприятий и объединений обязаны создавать учащимся, работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, после трудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. Муниципальные органы создают условия для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха. Администрация санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристских баз обязана создавать условия для использования в процессе отдыха и лечения различные компоненты физической культуры в целях укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний. Органы управления здравоохранением (государственные, на предприятиях, в учреждениях) используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний. Они осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, организуют и проводят подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения, создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами физической культуры, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры.
Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. К судейству спортивных соревнований допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду спорта.
Чтобы подготовить спортсменов высокого класса, создаются специализированные организации (государственные, муниципальные, негосударственные, в том числе частные и общественные). Граждане имеют право заниматься профессиональным спортом в качестве спортсменов или судей. Нельзя использовать с целью достижения спортивных результатов приемы, способы и средства, запрещенные в спорте регламентирующими документами, утвержденными спортивными организациями и объединениями.
К профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом. К профессиональной деятельности в области лечебной физической культуры допускаются лица, имеющие профессиональное образование по специальности «Физическая культура и спорт» или медицинское образование.
Гуманитарная значимость физической культуры.
Являясь, по своей сути, человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы. Активизировать готовность полноценно реализовать свои возможности в здоровом и продуктивном стиле жизни, также профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной, комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.
Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, самоуправления, самоопределения. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.
Физическое воспитание является неотъемлемой составной частью обучения и профессиональной подготовки студентов. Оно направлено на укрепление здоровья, улучшение физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов.
Физическое воспитание осуществляется комплексно в тесной взаимосвязи учебных занятий, тренировок в спортивных секциях, оздоровительных группах, клубах по видам спорта и самостоятельных занятий студентов.
Важным так же является участие студентов в спортивно-массовых мероприятиях во внеурочное время. Большое значение имеет теоретический раздел учебной программы, в котором предусмотрено освоение студентами знаний по использованию средств физического воспитания для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне умственной работоспособности, профилактики заболеваний, приобретения навыков самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Цель физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
— формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
— овладение целостной системой знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
— формирование мотивационно - ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие;
— развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей физическую готовность студента к будущей профессии;
— приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в быту, в семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей.
Основы организации физического воспитания в вузе.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего, специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:
- преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности;
- интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности;
- проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей;
- проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями;
- ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально и личностно-ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное самосовершенствование;
- коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании;
- социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств. Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины «Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических условий.
Чтобы достичь цели физического воспитания - сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
- формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;
- приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей'"
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных;
- элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;
- индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;
- самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;
Внеучебные занятия организуются в форме:
- выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
- самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
- массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированное физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Паралимпийские игры
В 1948 году врач Сток Мандевилльского реабилитационного госпиталя Людвиг Гутман собрал британских ветеранов, вернувшихся после Второй Мировой Войны с поражением спинного мозга, для участия в спортивных соревнованиях. Называемый «отцом спорта для людей с ограниченными физическими возможностями», Гуттман был решительным сторонником использования спорта для улучшения качества жизни инвалидов с поражением спинного мозга. Первые Игры, ставшие прототипом Паралимпийских игр, имели название Сток Мандевилльские игры колясочников — 1948 и по времени проведения совпадали с Олимпийскими играми в Лондоне. Гуттман имел далеко идущую цель — создание Олимпийских игр для спортсменов с ограниченными физическими возможностями. Британские Сток-Мандевилльские игры проводились ежегодно, а в 1952 году, с приездом голландской команды спортсменов-колясочников для участия в соревнованиях, Игры получили статус международных и насчитывали 130 участников. IX Сток Мандевилльские игры, которые были открыты не только для ветеранов войны, состоялись в 1960 году в Риме. Они считаются первыми официальными Паралимпийскими играми. В Риме соревновались 400 спортсменов на колясках из 23 стран. С этого времени началось бурное развитие паралимпийского движения в мире.
В 1976 году в Эрншёльдсвике (Швеция) состоялись первые зимние Паралимпийские игры, в которых впервые приняли участие не только колясочники, но и спортсмены с другими категориями инвалидности. В том же 1976 году летние Паралимпийские игры в Торонто вошли в историю, собрав 1600 участников из 40 стран, в числе которых были слепые и плоховидящие, параплегики, а также спортсмены с ампутированными конечностями, со спинномозговыми травмами и другими видами физических нарушений.
Соревнования, целью которых изначально было лечение и реабилитация инвалидов, стали спортивным событием высшего уровня, в связи с чем возникла необходимость создания управляющего органа. В 1982 году был создан Координационный совет международных спортивных организаций для инвалидов — ICC. Семь лет спустя Координационный совет был преобразован в Международный паралимпийский совет — International Paralympic Committee (IPC).
Другим поворотным событием в паралимпийском движении стали летние Паралимпийские игры — 1988, для проведения которых использовались те же объекты, на которых проходили олимпийские соревнования. Зимние Паралимпийские игры 1992 года проходили в том же городе, и на тех же аренах, что и Олимпийские соревнования. В 2001 году Международный олимпийский комитет и Международный паралимпийский комитет подписали соглашение, по которому Паралимпийские игры должны проходить в тот же год, в той же стране и использовать те же объекты, что и Олимпийские игры.
Олимпийское движение – это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта.
Олимпийское движение – движение общественное, международное. Оно за развитие спорта, оно за то, чтобы человек достиг физического и духовного совершенства.
Цель международного олимпийского движения – способствовать построению мира, привлечению молодежи к занятиям спортом, воспитанию ее без какой – либо дискриминации и в олимпийском духе, т.е. в духе взаимопонимание, дружбы, солидарности и честной игры.
Девиз олимпийского движения гласит: «Никакой дискриминации в спорте – ни политической, ни религиозной, ни расовой». А это значит, что все спортсмены равны, у всех равные условия для соревнования, для победы.
Олимпийское движение борется за развитие спорта как одного из средств достижения физического и духовного совершенства человека, за укрепление международного сотрудничества.
Благодаря развитию олимпийского движения появились и новые виды соревнований, организаторы которых руководствуются высшими идеалами спорта. И эти соревнования так же, как Олимпийские игры, содействуют укреплению мира между народами. К таким соревнованиям в первую очередь следует отнести Игры доброй воли (проводятся с 1986 г.), Всемирные Юношеские игры (впервые проведенные в 1998 г. в Москве), Паралимпийские игры, являющиеся аналогом Олимпийских игр, но для спортсменов – инвалидов (стали проводиться во второй половине 20
Дыхание.
1. Курите ли вы:
Нет – 5 очков; да, 5сигарет в день – 4; да, 10 – 3; более 20 в день – 0.
2. У вас появляется одышка, когда вы быстро ходите:
через несколько метров – 1 очко;
через несколько сот метров – 3;
через несколько км – 4.
3. Как вы дышите после того, как пешком поднялись на второй этаж:
Достаточно равномерно – 2 очка;
Задыхаетесь – 1.
4. Когда вы занимаетесь физкультурой, что вас заставляет остановиться, передохнуть:
Затрудняется дыхание – 2 очка;
Устают мышцы – 4.
5. Сколько времени вы можете задерживать дыхание под водой:
30 с – 3 очка; 45 с – 4; более минуты – 5.
6. Умеете ли вы восстанавливать дыхание после интенсивных физических упражнений, нагрузок:
Нет – 0 очков; иногда – 2; часто – 3.
Результаты:
От 23 до 16 очков. Вы умеете владеть своим дыханием. Оно отлично приспособлено к вашей трудовой и спортивной деятельности. Вы совершенно спокойно можете заниматься любым видом спорта. Выбор за вами!
От 15 до 6 очков. Вам нужно развивать, тренировать свое дыхание. Предлагаем отличное упражнение: прыгайте со скакалкой каждый день в течение 10 мин. Очень важно научиться правильно дышать, делать полный вдох и выдох. Рекомендуем умеренные физические нагрузки, но при этом прилагайте больше старания, делайте эти упражнения тщательно, регулярно. Советуем заняться ездой на велосипеде, кроссовым бегом, плаванием.
5 и менее очков. Вы не умеете правильно дышать. И, прежде чем займетесь каким-то видом спорта, вам придется подготовить свои легкие. Больше ходите пешком. Каждое утро и вечер выполняйте следующее упражнение: в положении лежа глубоко вдыхайте и полностью выдыхайте воздух, напрягая пресс. Проделайте эти упражнения 20 раз. За счет этих упражнений вы повысите «производительность» своих легких.
Аэробные способности.
1. Ходите ли вы пешком:
Никогда – 0 очков; иногда – 1; регулярно по 1 км в день – 2; от 1 до 3 км в день – 3; свыше 3 км – 4.
2. Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта: ездой на велосипеде, плаванием или бегом:
Никогда – 0 очков; иногда – 2; регулярно – 4.
3. Сколько времени вы занимаетесь каким-либо из перечисленных видов спорта:
Полчаса – 2 очка; от 30 мин до 1ч – 3; свыше часа – 4.
4. Можете ли вы разговаривать, когда быстро ходите, бежите или едете на велосипеде:
Да- 2 очка; нет – 0.
5. Каково примерно расстояние, которое вы можете преодолеть за 12 минут ходьбы, бега трусцой:
Более 2,6 км – 5 очков; от 2,6 до 2 км – 4; 1,7-1,5 км – 3; менее 1,5 км – 2.
Результаты:
От 19 до 12 очков. У вас энергичная, активная натура, вы умеете давать своим мускулам и сердцу самое лучшее «горючее» - кислород. Вы можете заниматься любым видом спорта, есть основания заняться спортом всерьез. Пробегайте в вашем обычном темпе несколько километров, после этого рывком ускоряйте темп на дистанции 100-200 м. Таким образом, вы выработаете еще большую выносливость и сможете бегать быстрее.
От 11 до 6 очков. Вы можете заниматься некоторыми видами спорта, но прежде всего вам нужно развивать свои аэробные способности с помощью плавания, бега, велоспорта. Когда бежите или едете на велосипеде, старайтесь разговаривать с товарищем, петь, дышите глубоко и равномерно, старайтесь не задыхаться. Не забывайте, что физические нагрузки мы получаем только после 20 минут активной физической деятельности.
От 5 и менее очков. Разработайте свою программу, в которой предусмотрите ежедневную ходьбу от 2 дом 5 км, чередуя ее с бегом по пересеченной местности. Постоянно увеличивайте продолжительность занятий и расстояние. Но если такие нагрузки превышают ваши возможности, то сначала ограничьтесь упражнениями со скакалкой.
Гибкость тела.
1. Соедините ноги вместе и медленно наклоняйтесь к полу:
Достаете ладонями пола – 4 очка; пальцами – 3; не касаетесь пол –0
2. Ноги прямо, на ширине плеч. Наклонитесь влево и вправо, не двигая тазом:
Касаетесь игр ног – 4 очка; достаете до колена – 3; не дотягиваетесь до колена – 0.
3. Лежа на спине, заведите ноги за голову:
Прямыми ногами касаетесь пола – 4 очка; касаетесь слегка согнутыми ногами – 3; согнутыми – 2; не касаетесь – 0.
Результаты:
От 12 до 8 очков. У вас завидная гибкость. Для поддержания формы рекомендуем заниматься гимнастикой, спортивными танцами, плаванием.
От 7 до 4 очков. Чередуйте «силовой» спорт с более «мягким», например, теннисом, гимнастикой, аэробикой и т.д.
От 3 до 0 очков. Вы не обладаете достаточной гибкость. Вам необходимо заниматься плаванием, аэробикой (пилатес, стретчинг и др.), йогой, спортивными танцами. Не перенапрягайтесь, исходите из ваших возможностей. Терпение!
Прыгучесть.
1. Ноги вместе, сделайте мах руками и прыгните с места вперед. На сколько вы прыгнете (девушки/юноши):
120 /190 см – 2 очка; 160/220 см – 3 очка; 180/240 см – 4 очка; 200/260 см – 5.
2. Поставьте ноги вместе, встаньте у стены и с поднятой над головой рукой мелом отмерьте на стене высоту. На сколько выше это отметки вы прыгнули:
На 25 см – 1 очко; на 25-30 см – 2; на 30-40 см -3; на 40-50 см – 4; более 50 см – 5.
Результаты:
От 10 до 6 очков. Вы активны, энергичны. Рекомендуем любые виды спорта: игровые, плавание, легкая атлетика.
5 и менее очков. Занимайтесь сначала со скакалкой. Когда вы ходите пешком или бежите, то прыгайте через препятствия (канавки, поваленные деревья, садовые скамейки, невысокие ограждения и т.д.). Прыгайте, пытаясь схватить листья с деревьев. Играйте в волейбол, баскетбол.
Ваши мышцы.
1. Болят ли у вас мышцы после физических нагрузок:
Всегда – 2 очка; никогда – 4.
2. Испытываете ли вы боль в ногах, когда ходите на лыжах, ездите на велосипеде:
Всегда – 2 очка; иногда – 3; никогда – 4.
3. Ноют ли у вас ноги, когда вы пешком преодолели несколько этажей:
Иногда – 2 очка; никогда – 3.
4. Бывают ли у вас мышечные спазмы:
Часто- 1; редком или никогда – 3.
5. Чувствуете ли вы боль в руках и плечах, когда плаваете или ездите на велосипеде:
Часто- 2 очка; иногда – 3; никогда – 4.
6. Можете ли вы без затруднений делать что-то с высоко поднятыми руками:
Да – 3 очка; нет – 0.
7. Попробуйте присесть на одной ноге, другую держа прямо, не помогая при этом руками:
Успешно выполнили – 4 очка; выполнили, но потеряли равновесие – 3; выполнили, помогая руками – 2; не смогли выполнить – 0.
8. Чувствуете ли вы боль в спине спустя 2-3 часа после физической нагрузки:
Всегда – 1 очко; иногда – 2 очка; никогда – 3.
Результаты:
От 27 до 20 очков. Ваши мышцы в хорошем состоянии. Занимайтесь тем видом спорта, который вас увлекает, совершайте пешие переходы по пересеченной местности, походы в горы. Это увеличивает силу мышц.
От 19 до 10 очков. Вам нужно больше развивать мышцы. Активно занимайтесь с отягощениями (гири, гантели) это развивает мышцы. Чаще играйте в волейбол, баскетбол.
9 и менее. Хотя бы два раза в неделю занимайтесь по 30-45 минут физическими упражнениями. Играйте в волейбол, футбол, баскетбол, плавайте.
Используемая литература
1. Анатомия человека / М.М .Курепина, А.П. Ожгова, А.А.Никитина.- М.: ВЛАДОС, 2002.
2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов. – М. Изд-во РУДН, 2002. – 165 с
3. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: Методология, теория, практика /Под ред. Маликова Н.Н. (3 изд., стер.) учеб. пособие, 2009.
4. Бишаева А.А. Физическая культура (2 изд.,испр. и доп.), 2010.
5. Барвинский В., Вилинский С. “Рождено Олимпиадой”; Москва 1985.
6. Базунов Б. “Эстафета олимпийского огня”; Москва 1990.
7. Бакал Д.Большая олимпийская энциклопедия;Эксмо,2008 г.
8. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб.пособие. – М., 2005.
9. Википедия– https://ru.wikipedia.org/wiki/ Олимпийский_флаг.
10. Гилев ГА. Физическое воспитание в вузе. – М.,2010.
11. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М., 2004.
12. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта (1-е изд.), 2009.
13. Гик Е.Я., Гупало Е. Ю. История Олимпийских игр; Изд-во: Эксмо, 2013 г.
14. Григоревич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта; Изд-во: Советский спорт, 2008 г.
15. Дашинорбоев В.Д. Физическая культура: Учебное пособие для вузов. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2007
16. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. – М., 2003.
17. Дудов В.А. Физическая культура – основа здорового образа жизни: учебное пособие / М.:РАГС, 2010
18. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
19. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения (6-е изд., стер.), 2010.<