Основные принципы при организации работы с семьями
Основные принципы при организации работы с семьями
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
· Целенаправленность, систематичность, плановость.
· Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
· Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
· Возрастной характер работы с родителями.
· Доброжелательность, открытость.
· Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Индивидуальные формы работы
Посещение семьи ребенка
Данная форма работы много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила:
- педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита;
- советы давать тактично, ненавязчиво;
- внимательно слушать родителей, сопереживать им;
- предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка
- воспитатель может выяснить: микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу в семье; семейный уклад (как распределены хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие); организация режима ребенка, игр, трудовых обязанностей, занятий;
- благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.
Нельзя:
- опаздывать или приходить раньше, отменять встречу без согласования;
- предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
- при посещении семьи не желательно жаловаться на ребенка, делать замечания, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни;
- говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;
- проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
- вести во время беседы записи (они могут вызвать недоверие, раздражение, отвлечь от темы разговора).
Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
Обследование семьи проводится с участием общественности (членами актива родителей). Цель: оказание материальной помощи семье, защита прав ребенка, воздействие на членов семьи, нарушающих свои обязанности. В этих случаях на месте составляется акт обследования семьи, психолого-педагогическая характеристика семьи.
2) Беседа с родителями– это метод получения и корректировки информации на основе общения. Успех беседы зависит о предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, уели и задачи разговора.
Затем воспитатель предлагает вопросы: простые, нейтральные по смыслу – в начале; сложные, требующие размышления, припоминания различных жизненных ситуаций - в середине; вопросы стимулирующие формирование родителями своего запроса педагогам детского сада – в конце беседы.
Виды:
- эпизодические и регулярные;
- длительные и кратковременные;
- происходящие по инициативе родителей или воспитателей.
Могут проводиться во время утреннего приема и ухода детей домой. Цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Они помогают воспитателю и родителям ближе познакомиться, следить за успехами и неудачами ребенка, за изменениями в его поведении и здоровье.
Правила при проведении беседы:
- знать родителей (Ф, И.О.);
- беседу целесообразно начинать с положительных фактов;
- содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию;
- педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей
- выражать свою заинтересованность, доброжелательность;
- оба собеседника разговаривают либо стоя, либо сидя;
- при разговоре не смотреть в сторону, на часы;
- хвалить детей в их присутствии, высказывать замечания – в их отсутствии.
Примерные вопросы к беседе:
1. Состав семьи.
2. Место работы родителей.
3. Как семья предпочитает проводить свободное время.
4. Чем увлекаются члены семьи.
5. Как складываются отношения между детьми в семье.
6. Как разрешаются конфликты в семье.
7. Применяются ли к детям какие – либо наказания. Если да, то какие именно
8. Какие виды поощрений приняты в семье.
9. Испытывают ли они трудности при воспитании ребенка.
10. Как преодолеваются эти трудности.
11. Нужна ли помощь детского сада. Какая.
Консультации
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации могут быть теоретического или практического характера. На групповые консультации приглашаются родители, имеющие одинаковые проблемы (капризные дети, часто болеющие), или, наоборот, успехи в воспитании (дети с ярко выраженными способностями к чему-либо).
Телефон доверия
В ДОУ заранее вывешивается объявление о том, что в определенный день, время будет работать телефон доверия (на звонки могут отвечать заведующая, психолог, врач), по которому вы можете задать волнующие родителей вопросы, высказать свои претензии, замечания по поводу работы ДОУ.
5) Поздравления
Воспитатель может лично от себя или от детей группы поздравить родителей,
детей с каким-либо знаменательным событиемв жизни их семьи.
Переписка с родителями
Устанавливается в тех случаях, когда затруднено непосредственное общение (отъезд родителей на длительное время). Записка-просьба, письменное обращение логопеда, психолога – это руководство к действию. Письменное сообщение гарантирует конфиденциальность информации о проблемах семьи.
7) Благодарственное письмо – это обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду (экскурсий, праздников, акций, конкурсов, мастер-классов), а также за сотрудничество в воспитании и обучении детей.
8) Открытка –форма письменного поздравления с достижениями ребенка, а также с праздниками (в том числе семейными) и профессиональными успехами родителей воспитанников.
7) Анкетирование - это метод сбора информации путем письменных ответов на поставленные вопросы. Анкетирование – самый популярный метод изучения отношений, предпочтений, ожиданий родителей. Элементы анкеты: обращение к родителям, преамбула (смысл и ценность ее проведения), сведения о респонденте, объяснения по заполнению анкеты, вопросы (закрытые, открытые) – не более 10-15, признательность за ответы.
8) Сочинение –метод исследования, позволяющий увидеть точку зрения автора по определенному вопросу (проблеме). Сочинение – важный шаг в осознании и понимании родителями проблем воспитания, фундамент для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком.
Общие родительские собрания
Организуются 2-3 раза в год. На них обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического, нравственного воспитания и т.п. Темы общих родительских собраний предусматриваются годовым планом. Перед общим собранием отчитывается заведующая ДОУ, родительский комитет. На общее собрание можно пригласить врача, психолога. Юриста, логопеда. Предусматриваются выступления родителей. Этапы подготовки к собранию те же, что и к групповому собранию.
Родительские конференции
Основная цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист, затем он вместе с родителями обсуждает тему в ходе дискуссии.
Конференции могут проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему для родителей («Здоровье детей – здоровье нации», «Роль отца (бабушек и дедушек) в воспитании ребенка», «Почему ребенок не слушается?», «Воспитание будущего семьянина»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической и детской литературы, фотовыставка. Завершать конференцию можно совместным концертом детей и родителей.
Вечера вопросов и ответов
О проведении данного мероприятия в группах и вестибюле детского сада вывешиваются объявления. Родителям предлагается заранее написать интересующие их вопросы, на которые они хотели бы получить ответы (отпускали в ящик для вопросов). Затем собираются все вопросы, анализируются и назначаются выступающие, в зависимости от характера вопросов – заведующая, психолог, врач, юрист и др.
Проблемные группы
Приглашаются родители, которые объединяются не по возрасту детей, а по общим проблемам в воспитании детей. Например,
а) здоровье – физическое воспитание детей;
б) подготовка к школе;
в) формирование характера – нравственное воспитание;
г) проблемы в развитии речи, звукопроизношении детей.
8) Почтовый ящик.Переписку невозможно представить без почтового ящика, в который складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. По мере наполняемости почтового ящика, воспитатели группы знакомятся с поступившей в адрес специалистов детского сада информацией и определенным образом реагируют на нее – отвечают сами или адресуют заведующей, методисту, медсестре, психологу. Ответы на вопросы могут быть также оформлены на стенде для родителей.
Университет педагогических знаний и лекторий
Цель: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье.
10) Выставки – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг и журналов, детских поделок, летописей группы, семьи и пр.)
Выставки детских работ организуются в детском саду в целях привлечения внимания семьи к результатам обучения детей. Работы детей должны быть подписаны или расположены в индивидуальных ячейках, чтобы каждый родитель мог легко найти работу, выполненную его ребенком. Тематические выставки («Как воспитать здорового ребенка», «Досуг в семье», «Домашнее чтение», «Игры детей», «Общение с детьми» и др.) позволяют познакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания и обучения детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.
11) Медиатека.Информация храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио-видеокассетах. В состав семейной медиатеки могут быть включены:
· мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;
· мультимедийные энциклопедии, словари;
· развивающие и обучающие программы;
· собрание медиа – объектов (аудио-, видео-,мультмедиа-,ресурсы):
· коллекция проектов и итоговых мультимедийных презентаций, выполненных педагогами и родителями.
12) Киноуниверситеты или кинолектории
Позволяют широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. После просмотра фильмов – обсуждение.
Тренинги
Проводит психолог с родителями по какой-либо проблеме («Послушание детей», «Поощрения и наказания в воспитании детей», «Развитие воображения», «Детские конфликты»).
14) Акция –это действие, предпринимаемое для какой–либо цели (благотворительность, выражение гражданского протеста, благоустройство детского сада и др.). Инициатором акции в детском саду могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников.
В последнее время получают распространение акции по благоустройству детского сада, например, «Сделаем наш детский сад красивым!».
Цель акции: объединение усилий родителей, детей и сотрудников детского сада в благоустройстве участков детского сада.
1 этап. Подготовительный. Составление текста обращения к семьям воспитанников и подготовка необходимого материала.
2 этап. Покраска забора.
3 этап. Создание детьми проектов оформления веранд. Презентация проектов родителями.
4 этап. Оформление веранд.
5 этап. Организация и открытие выставки фотографий и рисунков «Как мы делали детский сад красивым». Подведение итогов. Награждение благодарственными письмами активных участников акции.
Кружки для родителей
Тематика: мягкая игрушка, кружевоплетение, оригами, бисероплетение, домоводство и др.
Год семьи, день семьи
Международный день семьи утвержден в 1993 году Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. С 1995 года ежегодно 15 мая этот праздник отмечается в России. В этот день в детском саду можно устраивать акции, выставки семейных газет, семейные посиделки, конкурсы, концерты, спектакли семейных коллективов, фестивали детского творчества, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Этот праздник – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях, поблагодарить семьи воспитанников за активное участие в жизни детского сада. На такие праздники могут приглашаться гости (мэр, депутаты, общественность).
19) Участи е родителей в мероприятиях ДОУ:
Помощь в изготовлении костюмов, декораций, организация видеосъемки, фотографирование; ведение кружковой работы с детьми.
20) Презентация дошкольного учреждения
Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением , его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно)т все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, хореографом).
Разделы наглядной агитации
Настенная агитация:
1.Родительский уголок, где даются родителям советы по воспитанию детей.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому –
Родители пример ему!
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб, пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина –
Вся братия пьяным, пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе.
И за слова. Легко толкнуть детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом!
Себастьян Бранд
2. «Рады сообщить вам!» (объявления, поздравления, благодарности – не более 3)
Спасибо Вам за труд большой,
За то, что сделано с душой!
Рады сообщить Вам, что книжки по родительской плате нужно сдать до 10 апреля.
3. «Сегодня нас приятно удивили».
(Лена и Оля, которые прекрасно дежурили в уголке природы).
4.«Читайте вместе с нами!»
(полочка с книгами).
5. «Уголок детских работ»(разное оформление).
6. «Вести с занятий»
Сегодня мы научились решать задачи!
7. «Уголок забытых вещей»
«Кто ищет, тот всегда найдет»
«Без вещей ты никуда, загляни скорей сюда»
«Каждой вещи свое место»
«Потеряшка».
«Ну, ребята, чей платочек, ну, скажите, чей носочек?»
«Загляни ко мне в роток, там увидишь свой платок»
8. «Зеркало» (в умывальной и раздевальной комнатах). Оформление зеркала в виде игрушки – петрушки, матрешки.
9. «Меню»(в виде ежика, яблока) – меняется ежедневно.
10. «ОКНО» - очень короткие новости.
Настольная агитация
· Ширмы, папки-передвижки, на специальном столе – правильная сервировка стола, красиво сложенные салфетки (схемы - как сложить салфетку).
· Информационные бюллетени с рекомендациями: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте, как организовать игровой уголок дома, какие книги читать ребенку…
Основные принципы при организации работы с семьями
· открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
· Целенаправленность, систематичность, плановость.
· Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
· Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
· Возрастной характер работы с родителями.
· Доброжелательность, открытость.
· Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Индивидуальные формы работы
Посещение семьи ребенка
Данная форма работы много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Для того чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, травмирующего как старших, так и младших ее членов, воспитатель должен знать некоторые правила:
- педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита;
- советы давать тактично, ненавязчиво;
- внимательно слушать родителей, сопереживать им;
- предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка
- воспитатель может выяснить: микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу в семье; семейный уклад (как распределены хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие); организация режима ребенка, игр, трудовых обязанностей, занятий;
- благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.
Нельзя:
- опаздывать или приходить раньше, отменять встречу без согласования;
- предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
- при посещении семьи не желательно жаловаться на ребенка, делать замечания, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни;
- говорить с родителями в категорическом, назидательном тоне;
- проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
- вести во время беседы записи (они могут вызвать недоверие, раздражение, отвлечь от темы разговора).
Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.
Обследование семьи проводится с участием общественности (членами актива родителей). Цель: оказание материальной помощи семье, защита прав ребенка, воздействие на членов семьи, нарушающих свои обязанности. В этих случаях на месте составляется акт обследования семьи, психолого-педагогическая характеристика семьи.
2) Беседа с родителями– это метод получения и корректировки информации на основе общения. Успех беседы зависит о предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Беседа воспитателя с родителями начинается с краткого вступления, в котором обозначаются тема, уели и задачи разговора.
Затем воспитатель предлагает вопросы: простые, нейтральные по смыслу – в начале; сложные, требующие размышления, припоминания различных жизненных ситуаций - в середине; вопросы стимулирующие формирование родителями своего запроса педагогам детского сада – в конце беседы.
Виды:
- эпизодические и регулярные;
- длительные и кратковременные;
- происходящие по инициативе родителей или воспитателей.
Могут проводиться во время утреннего приема и ухода детей домой. Цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Они помогают воспитателю и родителям ближе познакомиться, следить за успехами и неудачами ребенка, за изменениями в его поведении и здоровье.
Правила при проведении беседы:
- знать родителей (Ф, И.О.);
- беседу целесообразно начинать с положительных фактов;
- содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию;
- педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей
- выражать свою заинтересованность, доброжелательность;
- оба собеседника разговаривают либо стоя, либо сидя;
- при разговоре не смотреть в сторону, на часы;
- хвалить детей в их присутствии, высказывать замечания – в их отсутствии.
Примерные вопросы к беседе:
1. Состав семьи.
2. Место работы родителей.
3. Как семья предпочитает проводить свободное время.
4. Чем увлекаются члены семьи.
5. Как складываются отношения между детьми в семье.
6. Как разрешаются конфликты в семье.
7. Применяются ли к детям какие – либо наказания. Если да, то какие именно
8. Какие виды поощрений приняты в семье.
9. Испытывают ли они трудности при воспитании ребенка.
10. Как преодолеваются эти трудности.
11. Нужна ли помощь детского сада. Какая.
Консультации
Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации могут быть теоретического или практического характера. На групповые консультации приглашаются родители, имеющие одинаковые проблемы (капризные дети, часто болеющие), или, наоборот, успехи в воспитании (дети с ярко выраженными способностями к чему-либо).