Сфера культуры и особенности ее развития в РФ
Культура, как совокупность достижений общества в области просвещения, литературы, искусств, науки, народного творчества и в других областях духовной жизни народа, является одним из важнейших регуляторов развития общества, государства. Она обладает особой силой воздействия на человека, на народ, на устойчивость государства. Развитие культуры является частью деятельности государства, всех форм развития общества, без которого страна полноценно не может состояться. Понятие «культура», в самостоятельном своём значении, появилась впервые в трудах Самуэля Фон Пуфендорфа[1] (1632—1694) – немецкого юриста и историка. Философ применил этот термин к индивидууму, воспитанному в обществе – «человеку искусственному», в противоположность человеку «естественному», неграмотному, малообразованному.
В русский лексикон вошло лишь с середины 30-х годов XIX века, оно появилось в «карманной книге» И. Ренофанца в 1837 году[2]. Окончательно закрепилось после выхода в свет труда профессора Д.М. Веланского.
Если говорить о русской культуре, то это понятие историческое и многогранное. Культурное наследие нашей страны складывалось в течение долгого процесса становления и развития национального познания. В результате чего национальное достояние стало неотъемлемой частью в мировой культуры, вершиной художественных достижений.
Особенности становления культуры нашей страны видятся в таких основных факторах[3] как: потребность в освоении географического пространства, где существовали и комбинировались между собой различные этнические группы и народы; упрочение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на церковности, преданности устоявшимся традициям; длительная изоляция развития от просвещенных процессов Западной Европы и напряженная борьба за преодоление этой замкнутости; доминирование идеи приоритета государства над личностными интересами.
Культура нашей страны включает в себя ряд особенностей, среди которых стоит отдельно отметить мощную политизированность культурного пространства. Политизация культуры – процедура, имеющая в России достаточно глубокие исторические корни, где огромную роль сыграли революционные события прошлого ХХ века. Совместно с РСФСР и СССР, унаследовавших культуру Древней Руси и Российской империи, создавалась и новая многонациональная советская культура, так же унаследовавшая великие достижения русской культуры XVIII-XIX веков. В РСФСР происходил мощный подъем культуры. Республика превращалась в страну с высокоразвитой культурой.
С историей СССР, РСФСР и Российской Федерации создавалась и история государственного управления культурным развитием страны[4].
Культурная жизнь страны протекала в условиях напряженности и динамики, противоречивости и насыщенности яркими, поучительными событиями и способствовала решению задач, стоящих перед государством.
Для государственного управления и регулирования культурными процессами в стране высшая законодательная и исполнительная власти в РСФСР, СССР и Российской Федерации[5] создавали соответствующие государственные органы. На них возлагались главные задачи по разработке предложений для определения культурной политики в государстве, организации самого процесса осуществления культурной политики и контроля за реализацией планов развития культуры.
За более чем 90 лет сменилось немало названий, структур государственных органов регулирования культуры. Поменялось более двух десятков первых лиц - руководителей этих органов: наркомов, председателей государственных комитетов, министров. Накоплен большой опыт государственного регулирования культуры.
Государство не единственный регулятор культуры в обществе. В её регулировании, поддержке участвуют и другие силы: предприниматели, бизнес, меценаты, различные коммерческие структуры, благотворительные фонды и пр. В условиях Советского государства значительную поддержку культуре оказывали профсоюзы, администрации предприятий.
Стоит отметить, что государственные органы занимают центральное, организующее, координирующее место в культурном строительстве.
Государственное управление культурным строительством делится на четыре основных исторических этапа:
1. 1917 – 1935 гг., – вопросы культурного строительства входили в функции Народного комиссариата просвещения;
2. 1936 – апрель 1953 г. – государственным регулированием культуры занимались Государственные комитеты по делам искусств и культурно-просветительных учреждений при Совнаркомах СССР и РСФСР, а с 1946 г. при Советах Министров СССР и РСФСР;
3. Апрель 1953 – март 1992 г. – в этот период вопросами развития культуры занимались Министерства культуры СССР и РСФСР;
4. Март 1992 – по сей день, государственный орган управления культурой – Министерство культуры Российской Федерации.
В истории государственного управления культурой накоплено немало поучительного. Потому извлекать уроки полезно не только из успехов, ставших нашим достоянием, но и из неудач, чтобы не повторять ошибок.