Лекция «Универсальные культурно-зрелищные здания и сооружения».

К универсальным культурно-зрелищным зданиям и сооружениям относятся крупные объекты общественного назначения с большими по вместимости зрительными залами (дворцы партийных съездов и собраний молодежных движений, крытые и открытые киноконцертные залы, летние театры и т.п.) или пространствами со зрительскими трибунами (дворцы спорта, крытые и открытые спортивные арены, манежи, стадионы, ипподромы и т.п.). В таких зданиях и сооружениях должна быть возможность проведения не только публично-речевых съездов-собраний с многочисленными делегатами-участниками, но и культурных и спортивных мероприятий с многотысячными массами зрителей и болельщиков.

В подобных объектах, при трансформации внутреннего пространства, возможно осуществлять проведение разных массовых культурно-зрелищных мероприятий: кинопоказ; оперные и балетные спектакли; симфонические, эстрадные концерты; шоу-выступления музыкальных и танцевальных классических, народных и рок-ансамблей, отдельных исполнителей; проведение приемов; танцевальных вечеров, балов; новогодних представлений; ярмарок, выставок и т.п.

Зарубежная и отечественная практика проектирования, строительства и эксплуатации универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений показала, что повышения рациональности функционирования таких крупных объектов можно добиться только путем предоставления посетителям возможности широкого выбора зрелищных программ и попутных мероприятий, а также возможности самостоятельного формирования особых общественных и досугово-развлекательных программ.

Эта, уже существующая, практика свидетельствует, что указанные программы демонстрируются, как правило, в следующих типах больших зрелищных залов или крупных зрелищных пространств:

- универсальных зрелищных залах -(публично-речевых, киноконцертных, театрально-киноконцертных и др.), допускающих демонстрацию разных концертных программ и ряда программ других видов зрелищ одного масштаба (до 3000 зрителей);

- многоцелевых зрелищных залах -(публично-речевых, киноконцертных, эстрадно-концертных, концертно-танцевальных, концертно-танцевально-банкетных, лекционно-концертных и др.), допускающих демонстрацию разных видов концертов и других зрелищ, а также досуговых и/или общественных видов деятельности (танцы, банкеты, собрания, приемы, елки и т.д.) одного масштаба (до 6000 зрителей-участников);

- многофункциональных спортивных залах -(спортивно-зрелищных, эстрадно-концертных, рок-концертных, шоу-представлений и т.д.), допускающих демонстрацию спортивных состязаний и других зрелищ одного масштаба (от 6000 до 20000 зрителей);

- многофункциональных спортивных аренах и стадионах -(спортивно-зрелищных, рок-концертных, шоу-представлений и т.д.), допускающих демонстрацию спортивных состязаний и других зрелищ одного масштаба (свыше 20000 зрителей).

Появление в последние годы различных крупных универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений, насыщенных звукоусилительной и постановочно-осветительной аппаратурой, вызвано новыми формами эстрадного жанра.

Гала-концерты, шоу-представления, рок-концерты с довольно большим количеством исполнителей инструментальной и пластической природы при ограниченном или единичном числе вокалистов.

Быстрый рост эстрадных коллективов, создающих и реализующих подобные рок-концерты и шоу-программы, свидетельствует о том, что уже сформировался новый вид очень популярного музыкального концерта-представления.

Это направление развивается, расширяется и требует новых универсальных культурно-зрелищных объектов и их архитектурных решений.

В Европе универсальными культурно-зрелищными объектами сначала были залы дворцов королей, знатных вельмож и ратуши, где устраивались приемы, собрания, концерты, выступления, балы, зрелища и другие культурные мероприятия.

Подобные культурно-зрелищные здания существовали и в Москве, правда, в достаточно простом универсальном качестве, еще с XVIII в. Как наиболее типичные примеры таких крупных городских объектов можно привести, построенные и выполненные в торжественном классическом стиле всем хорошо известные:

- Колонный зал Дома Благородного Дворянского собрания (арх. М.Ф. Казаков, 1784-1787 гг.), где при минимальной трансформации зрительских мест в партере устраивались не только концертные выступления известных музыкальных исполнителей, традиционные балы, новогодние представления, но и проводились торжественные приемы и выступления российских императоров, а также знатных и знаменитых гостей. В 1830 г. в Колонном зале Дома Благородного Дворянского собрания даже была устроена 1-я Российская выставка различных отечественных товаров. С ноября 1917 г. здание было передано профсоюзам и получило название Дом Союзов. Здесь проходили конгрессы Коминтерна, Профинтерна, другие официальные мероприятия, устраивались концерты и новогодние елки. С 1924. г. установилась долгая традиция эпизодического переоборудования Колонного зала в траурный зал, для массового прощания с умершими крупными государственными и партийными деятелями СССР.

- Большой Театральный зал дворца графов Шереметевых в Останкино (арх. П.И. Аргунов и др., 1791-1798 гг.), достаточно быстро превращавшийся в концертный, банкетный и бальный залы за счет использования хитроумных технических приспособлений по трансформации театральной сцены и по достаточно свободному перемещению бутафорных колонн в пространстве зрительного зала (в 1918 г. в усадьбе Останкино на базе Дворцово-паркового ансамбля был создан Останкинский Дворец-музей).

В XVIII-XIX вв. крупнейшими универсальными культурно-зрелищными объектами Москвы можно считать Петровский театр антрепренера М. Медокса (арх. Х. Розберг, 1780-1805 гг.) с залом на 1тыс. мест и Манеж (инж. А. Бетанкур, 1817 г., арх. О. Бове, 1825 г.), вмещавший 12 тыс. зрителей во время праздничных концертов.

С 1920-х и по 1940-е гг. номенклатура культурно-зрелищных мероприятий, востребованных городским населением того времени, была не столь разнообразна как в наши дни и, в основном, заключалась в довольно частом посещении нескольких кинотеатров и эпизодических визитах в тот или иной московский театр, концертный зал или единственный цирк на Цветном бульваре.

Перед ВОВ 1941-1945 гг. и в первые годы после ее окончания востребованную столичной жизнью роль универсального культурно-зрелищного здания почти всегда выполнял Дом Союзов со своим знаменитым Колонным залом. Многочисленные съезды, пленумы, торжественные заседания, конференции, слеты различных государственных, общественных организаций и творческих союзов, всевозможные симфонические и эстрадные концерты в будничные и, особенно, в праздничные дни, новогодние представления для детей, выпускные школьные балы и танцевальные вечера, хоровые и сольные выступления артистов и т.п., за недостатком иных универсальных культурно-зрелищных площадок подобного качественного уровня, проводились в Колонном зале Дома Союзов без остановки.

Для проведения торжественных заседаний по случаю советских праздников, знаменательных дат и юбилеев руководителей государства, кроме Колонного зала Дома Союзов, использовался многоярусный зрительный зал и просторная сцена Большого театра, а также, в особых случаях, Георгиевский зал Московского Кремля, где после многолюдных заседаний с президиумом, который размещался на сцене, по указанным поводам устраивались праздничные (сборно-смешанные) концерты-представления с обязательным участием знаменитых хоровых, музыкальных, хореографических и танцевальных коллективов, народных ансамблей, а также сольными выступлениями известных и почитаемых советских артистов оперы и балета.

Только со второй половины 1950-х гг. в Лужниках в составе крупнейшего в Европе спортивного комплекса, построенного к 1-й Спартакиаде СССР (арх. А.В. Власов, И.Е Рожин, А.Ф. Хряков, Н.Н. Уллас, В.Н. Насонов и др., 1954-1956 гг.), появился Дворец спорта с большой, просторной ареной и расположенными по периметру трибунами. С его введением в эксплуатацию, часть культурно-зрелищных мероприятий, требовавших присутствия гораздо, в несколько раз, большего числа зрителей стали проводить уже в его пространстве, вмещавшем на своих трибунах и в трансформируемом партере от 12 до 15 тыс. зрителей.

Здесь много лет устраивались не только всевозможные спортивные мероприятия и соревнования европейского и мирового уровня по различным видам спорта, включая хоккей и фигурное катание на искусственном льду, но и праздничные концерты, выступления популярных музыкальных и вокально-инструментальных ансамблей, творческие вечера известных исполнителей и артистов, спектакли зарубежных и отечественных коллективов « Балета на льду», а также многолюдные митинги и собрания москвичей.

По своему внешнему облику это довольно большое сооружение явилось типичным аскетично-скупым образцом функционально-утилитарного направления советской архитектуры периода запрета на архитектурные излишества и первенства типового индустриального строительства.

В октябре 1961 г. на территории Московского Кремля возник Кремлевский Дворец Съездов (арх. М.В. Посохин, А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо, П.П. Штеллер и др.),крупнейшее в СССР универсальное зрелищное здание, ставшее эхом не построенного Дворца Советов. Всех поражал в этом строгом, представительном и неоклассическом по архитектуре Дворце его зрительный зал заседаний на 6,0 тыс. мест, с трансформируемой сценой. Тут, конечно, можно было проводить многолюдные съезды, конгрессы, народные собрания, организовывать представления (эстрадные и сборные праздничные концерты) и показ кинофильмов. Однако удаленность многих зрительских мест от сцены и отсутствие естественной акустики, не позволяли сполна насладиться исполнением балета или оперы.

Сегодня Дворец, имеющий в своем составе еще банкетно-танцевальный зал на 2,5 тыс. мест и более 800 других помещений, испытывает сложности из-за указанной выше негодности и невостребованности для проведения крупных съездов и заседаний в Кремле.

В 1980 г. к летним Олимпийским играм в Москве был построен, в ряду других крупных спортивных объектов, самый значительный из них – спортивный комплекс «Олимпийский» у проспекта Мира с крытой универсальной ареной-залом на 45,0 тыс. зрителей и зданием плавательных бассейнов. Впервые в мировой практике такая крупная крытая арена имела раздвижную акустическую перегородку, позволяющую трансформировать внутреннее пространство зала и обеспечивающую его универсальное спортивное, культурно-зрелищное и даже торгово-выставочное использование.

Огромный объем этого комплекса поначалу сбивал мелкий масштаб окружающей застройки и рядом расположенных культовых зданий (жилого дома актера Щепкина, Главной Мусульманской мечети, церкви Филиппа Митрополита и др.). Со временем рядом появились другие крупные объекты, окружающая застройка повысилась и уплотнилась, что, однако, не улучшило градостроительную и социальную ситуацию.

Во второй половине 1980-х гг. был завершен долго строившийся Дворец молодежи на Комсомольском проспекте (арх. Я.Б. Белопольский и др., 1987 г.) с эллиптическим универсальным киноконцертным залом на 2,0 тыс. мест. Трапециевидный в плане объем Дворца стилистически близок к неоклассицизму шестидесятых годов.

В начале XXI века появились универсальные культурно-зрелищные здания и крытые спортивные арены: «Крокус-Сити-Холл», «Спартак», «ЦСКА», «Динамо» и др.

Основными качественными характеристиками универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений являются: рациональность (функциональность, безопасность и эвакуация) и комфортность (акустическое благоустройство и видимость).

Достигнуть рациональности в решениях универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений возможно только при трех необходимых условиях:

- обоснованного выбора вместимости пространства зрительного зала и видов культурно-зрелищных программ с соответствующей степенью привлекательности зрелища;

- хорошо, серьезно продуманного функционально-планировочного, пространственного и архитектурного решения, как самого здания или сооружения, так и его зрительного зала;

- обязательного соблюдения условий и правил безопасности пребывания и эвакуации больших масс зрителей из зала и из здания или сооружения.

Обеспечить максимум комфортности в залах универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений очень сложно и трудоемко, так как необходимо удовлетворить жесткие функциональные требования программ разных зрелищ к: объемно-пространственной организации и параметрам зрелищного пространства (зрительному залу и демонстрационной площадке); специальному сценическому оборудованию; акустическому благоустройству и видимости.

Особым показателем, влияющим на комфортность (качество) зрительного зала, является его акустическое благоустройство, т.е. совокупность заложенных в проект решений и параметров, способствующих качеству зрелищного действия. Акустического благоустройства можно добиться только совместным трудом акустика и архитектора на всех стадиях проекта.

Современные зрительные залы универсальных культурно-зрелищных зданий и сооружений по акустическому благоустройству делятся на три группы:

- залы с естественной акустикой. В них звучание является непосредственным, а его качество зависит от акустики зала. Вместимость таких залов - не более 3000 человек;

- залы со смешанной акустикой. В них совмещены непосредственное звучание и звучание при помощи систем звукоусиления. Вместимость таких залов - до 4500 человек;

- залы с искусственной акустикой. Здесь звучание обеспечивается только при помощи систем звукоусиления. Вместимость таких залов – более 10-15 тысяч человек.

Комфорт размещения и видимости зрителей в зале обеспечивается рядом требований:

- Первое требование состоит в создании комфортных условий расположения зрителей перед местом, где происходит зрелище, поскольку разные группы мест в зависимости от своего положения перед эстрадой имеют разное качество видимости.

- Второе требование состоит в создании комфортных условий при загораживании зрелища передними головами и конструкциями зала. В зависимости от расположения мест они обеспечивают разную меру комфортного восприятия и видимости.

Вопрос о качестве видимости в зрительном зале нельзя решить только анализом физиологических, пороговых возможностей глаза – остроты зрения, поля зрения, восприятия цвета и т.п. Эти показатели адресуются объективным характеристикам, адекватному восприятию мира, но ситуация со зрелищем иная. Когда выступление на эстраде проходит при минимальной (согласно режиссуре) освещенности, резко повышающей порог зрения, это отнюдь не создает «плохую видимость». Наоборот, эффект сопереживания даже может усиливаться.

Условия видимости зрелища имеют специальный показатель – комфортность восприятия (видимости) со зрительского места. При этом каждому виду зрелища отвечают три зоны разной комфортности видимости – «высоко комфортная», «комфортная» и «некомфортная». Реальные параметры зала, пересекая эти зоны, определяют в плане и разрезе группы мест разного качества комфортности видимости, что определяет комфортность пребывания и стоимость места.

Никакие иные требования к большому зрелищному пространству, в том числе акустические, не могут отменить требований комфортной видимости. Видимость определяется исключительно взаиморасположением эстрады и мест зрителей, а не формой ограждений зала, столь важной для естественной акустики.В любом случае архитектор-проектировщик должен стремиться к оптимальному компромиссу в его решении, что требует обязательного привлечения специалистов и профессионалов своего дела.

Наши рекомендации