Лекция «Здания кинотеатров».

Кинотеатры – относительно молодой вид специфического культурно-зрелищного здания возникшего на технической основе кинематографии и особого вида искусства - киноискусства. В 1895 г. братья Люмьер организовали в подвале «Гранд-кафе» в Париже первые публичные демонстрации кинофильмов на экране. Самый первый документальный кинофильм, называвшийся «Прибытие поезда на вокзал» произвел ошеломляющее впечатление на зрителей в зале, повергнув многих в панику. Спустя десятилетия после своего изобретения, кинематограф стал самым массовым искусством и «завоевал» миллионы поклонников по всему свету.

К основным этапам развития кинематографа, кинотехники и киноискусства в настоящее время относятся следующие виды кино:

- немое, существующее с момента изобретения кинематографа (1895 г.);

- звуковое, получившее почти повсеместное распространение (1927-1929 гг.);

- цветное, являющееся дальнейшим развитием звукового кино (1933-1936 гг.);

- стереокино, создающее объемное (стереоскопическое) изображение (1935-1941 гг.);

- широкоэкранное (1952 г.);

- панорамное (1953 г.);

- широкоформатное со стереофоническим звуком (1955 г.);

- 3-D кино, делающее кинопоказ виртуально-реальным (1990-2000-е гг.).

Кинотеатр в настоящее время – здание или помещение, оборудованное для демонстрирования кинофильмов при помощи различных видов и способов кинотехники.Здание (помещение) кинотеатра обычно состоит из зрительного зала с киноэкраном, киноаппаратной с кинопроекционными аппаратами, фойе с буфетом для зрителей, кассового вестибюля и подсобных помещений. Площадь кинозала на 1 зрительское место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать:

1-й уровень комфорта 1,2 кв. м

2-й уровень комфорта 1,0 кв. м

3-й уровень комфорта 1,0 кв. м

В зрительном зале кинотеатра следует обеспечивать хорошую видимость изображения кинофильма на экране, хорошие акустические условия, вентиляцию и меры по безопасности пребывания и быстрой эвакуации зрителей.

Зрительный зал может быть прямоугольной, трапециевидной, полукруглой и круглой формы. Длина зала не должна превышать 45 м – для кинотеатра круглогодичного действия и 60 м – для кинотеатра сезонного действия.

Для повышения доходности (повышения сборов от кинопоказа) иногда сооружались кинотеатры с залами до 6000 мест, где удаленность зрителя от экрана достигала 75 м.

За рубежом (в частности в США) довольно распространены «автомобильные» кинотеатры на 500 – 1500 и более автомобилей с удаленностью от экрана шириной 20-40 м почти на 200 метров.

Здания кинотеатров подразделяются на: круглогодичные (закрытые) и сезонные (открытые или накрытые легкими навесами). Они обычно бывают:

- однозальными и многозальными;

- отдельно стоящими и встроенными в общественные или жилые здания;

- специализированными(художественных фильмов, кинохроники, повторных фильмов, детские, мультфильмов и др.)и универсальными (кинопоказ-концерт-собрание).

Кинозалы часто включаются в состав общественных, торговых, развлекательных комплексов, клубных и досуговых центров в качестве неотъемлемой, дополнительной услуги и т.д.

За 120 лет существования кинематографа во всем мире возникла огромная сеть кинотеатров, демонстрирующих немые, звуковые, цветные, широкоэкранные, панорамные, широкоформатные, стереоскопические и 3-D фильмы, делающие кинопоказ уже виртуально-реальным. При этом совершенствование технических средств кинематографии продолжается.

В России и в Москве кинотеатры (электротеатры) появились в начале XX в., а первый киносеанс состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Фильмы демонстрировались также во временных балаганах при гуляниях на Девичьем поле. В 1906 г. на втором этаже гостиницы «Метрополь» был открыт первый в Москве небольшой двухзальный кинотеатр «Театр Модерн», бывший в советское время доступным для всех граждан.

В начале XX века самым посещаемым был, принадлежавший А. Ханжонкову кинотеатр «Художественный» на 1,0 тыс. мест на Арбатской площади (арх. Н. Благовещенский, 1909 г., перестроен арх. Ф. Шехтелем в 1912-13 гг.). В настоящее время этот легендарный и крупнейший в свое время в Москве кинотеатр масштабно реконструируется и реставрируется, чтобы скоро распахнуть свои подлинные, исторические интерьеры современным кинозрителям.

В 1913 г. на Триумфальной площади открылся «Кинотеатр Ханжонкова» с залом на 700 мест (арх. А. Фольбаум), в последствии – популярный кинотеатр «Москва». Чуть позже, на Сретенке - одной из самых оживленных торговых и культурных улиц Москвы появились первые кинотеатры: «Гранд Электро» (1913 г.) и «Уран» (1914 г.) с залом на 919 мест.

Кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (арх. Р. Клейн, 1914 г.) с залом на 1100 мест был построен в духе «неоклассицизма». Даже спустя десятилетия здание производило на зрителей и простых прохожих впечатление, как стильными интерьерами, так и главным фасадом.

Кинотеатр «Форум» на Садовой-Сухаревской улице (арх. Ф. Кольбе, 1914 г.) с залом на 1160 месттоже был создан в стиле «неоклассицизма» и имел в центре главного фасада изящную колоннаду с античным барельефом. Великолепно выполненные интерьеры фойе с лепными потолками и мраморными колоннами были украшены хрустальными люстрами.

Потом в большом количестве стали появляться и другие, часто встроенные в жилые дома, кинотеатры, получившие уже в после революции свои громкие названия: «Центральный», «Аврора», «Спартак», «Прогресс», «Буревестник» и др. К началу 1914 г. в Москве их было 67.

После Октябрьской революции 1917 г. и разрухи гражданской войны отечественное кинопроизводство и кинопоказ пришлось создавать заново. Им, согласно В.И. Ленину, считавшему кино – «важнейшим из искусств» в неграмотной России придавалось особое значение. Наряду с возрождением уже существовавших в столице отдельных и встроенных в жилые дома кинотеатров открывались и новые: в зданиях рабочих клубов или отдельно стоящие среди жилой застройки, иногда во временных, деревянных или других конструкциях. Приспосабливались даже разоренные церкви, как например «Авангард» в храме на Калужской площади (1937-1972 гг.)

Ярким примером новых веяний и направлений в архитектуре зданий культурно-зрелищных учреждений явилось гигантское и необычно-авангардное по тем временам здание кинотеатра «Ударник» в составе жилого квартала-комплекса СНК-ВЦИК на ул. Серафимовича (арх. Б. Иофан, 1928-1931 гг.). Помимо уникального по акустике круглого фойе с буфетом и новшеств кинопоказа, в зрительном зале на 1,5 тыс. мест была предусмотрена еще и раздвижная крыша, которая так и не использовалась. Сейчас кинотеатр закрыт на реконструкцию.

В 1930-е годы в СССР проводились эксперименты с различными формами кинопоказа имевшие, по мере своего внедрения, определенный успех у зрителей. В 1931 г. в Москве было звукофицировано 66 кинотеатров. Потом, на площади Революции, в небольшом кинотеатре «Стереокино» у торца гостиницы «Москва» проводились демонстрации стереоскопических фильмов. При демонстрации создавался объемный, стереоскопический эффект. Общим для всех систем стереокино являлась съемка с разных точек зрения не менее 2-х изображений одного и того же объекта и потом раздельное рассматривание их каждым глазом зрителя с использованием специальных очков или без их применения.

Во второй половине 1930-х в Москве получили распространение и кинотеатры в парках культуры и отдыха. В ЦПКиО им. Горького - закрытый на 1100 мест у Крымского моста и открытый в Детском городке. В Сокольниках – закрытый на 1020 мест и Летний. В Измайловском парке – открытый «Массовый театр» с кинопоказом на 10.0 тыс. мест и «Звуковой».

К началу ВОВ 1941-1945 гг. было построено несколько крупных двух-, трех- и четырехзальных кинотеатров в духе представительной, сталинской архитектуры, подобных кинотеатру «Родина» на Семеновской площади (арх. В. Калмыков, 1935-1938 г.) и ряд других, правда, не таких крупных, и в основном расположенных на рабочих окраинах столицы.

Совсем перед войной на площади Революции началось строительство крупнейшего в стране Академического кинотеатра по проекту арх. А. Душкина. Здание предполагалось совместить с вестибюлями станций метро «Площадь Свердлова» (теперь «Театральная») и «Площадь Революции». Но кинотеатр так и не возвели, а построенные вестибюли автор оформил в виде отдельного павильона, существующего и поныне.

С конца 1940-х и до конца 1950-х гг. был реализован очередной этап активного строительства новых, встроенных в жилые здания и отдельных зданий кинотеатров. Даже две «сталинских» высотки обзавелись встроенными кинотеатрами: «Иллюзион» на Котельнической набережной и «Пламя» на площади Восстания (теперь Кудринская).

С начала 1950-х гг. в центре и на рабочих окраинах в быстром темпе строились трехзальные кинотеатры по образцовым проектам арх. И.В. Жолтовского в стиле сталинского ампира: «Слава» на шоссе Энтузиастов в начале 1-й Владимирской улицы, «Победа» на Абельмановской заставе и др. Архитектурное решение этих образцовых кинотеатров состояло в том, что на 1-ом этаже размещалось два зрительных зала (по 400 мест) с общим просторным двухсветным вестибюлем-фойе, освещаемым дневным светом через высокие витражи в торцах. На третьем этаже, над вестибюлем-фойе, располагался третий зал на 100-150 зрительских мест. В нем перед основными сеансами демонстрировалась кинохроника и мультипликационные фильмы. Буфет располагался в подвальном помещении под вестибюлем-фойе.

Со второй половины 1950-х гг. на Садовом кольце и других магистралях на первых этажах новых, только что построенных многоэтажных жилых домов стали появляться небольшие встроенные однозальные кинотеатры: «Звезда» недалеко от Курского вокзала, «Встреча» в пешеходной доступности от Красных ворот, «Стрела» на Смоленском бульваре, «Киев», «Пионер» на Кутузовском проспекте и др. Эти кинотеатры сразу стали пользоваться большим успехом у населения из окружающих жилых кварталов.

В конце 1950-х гг. на Цветном бульваре в частично разрушенном пожаром здании бывшего цирка братьев Никитиных появился первый в стране, панорамный кинотеатр «Мир» на 1450 зрительских мест (арх. В. Бутузов и др., 1958 г.), произведший на зрителей ошеломляющее впечатление своим огромным киноэкраном. Ведь такой способ съемки и показа кинофильмов на больших и сверхбольших специальных вогнутых, цилиндрических экранах со стереофоническим звучанием, приближал восприятие зрителем киноизображения к условиям реального видения. В 1960 г. кинотеатр «Мир» был переоборудован в широкоформатный.

В 1960-1970-е гг. приобретает массовый характер строительство крупных широкоформатных кинотеатров по всему СССР и конечно в столице - Москве. В центре Москвы на Пушкинской площади появился широкоформатный кинотеатр «Россия» с тремя кинозалами. Амфитеатр главного зрительного зала рассчитан на 1450 мест (арх. Ю. Шевердяев и др., 1961 г.). Здание с мощным навесным козырьком над высоким стеклянным витражом главного фасада выделяется крупным масштабом, созвучным масштабу известной столичной площади. По широкой лестнице, перекинутой через городской проезд, зрители попадают в центральное фойе, сплошное остекление которого визуально связывает интерьер с окружающим городским пейзажем, а также с фонтаном и зеленью сквера за памятником нашему поэту А.С. Пушкину.

После ввода в эксплуатацию этот кинотеатр на долгие годы стал постоянным местом не только премьерного показа новых художественных кинофильмов, конкурсного показа лучших отечественных кинопроизведений разных жанров, но и главной площадкой для ежегодного проведения ММКФ.

В конце 1960-х гг. на Новом Арбате появилось крупное здание двухзального кинотеатра «Октябрь» (арх. М.В. Посохин и др., 1967 г.) с большим киноконцертным залом на 2450 мест. Конечно, такой большой зрительный зал обеспечивал не только показ любых кинофильмов на своем широкоформатном экране, но и был пригоден для проведения кинофестивалей и конкурсов, эстрадных концертов, важных форумов, заседаний и многолюдных собраний.

На первом этаже этого знакового для столицы кинотеатра, в небольшом зале на 442 места постоянно демонстрировались интересные стереоскопические фильмы как отечественного, так и зарубежного производства, пользовавшиеся спросом у зрителей.

Тогда же, на перекрестке Васильевской и 2-й Брестской улиц, недалеко от Триумфальной площади, был построен «Центральный Дом кинематографистов» (арх. Е. Стамо, 1968 г.), творческий клуб деятелей киноискусства столицы и Союза кинематографистов России и место встреч зрителей со знаменитыми кинорежиссерами и известными артистами отечественного и зарубежного кино.

В это же время в стилобате огромной гостиницы «Россия» на Москворецкой набережной почти у самого Кремля были построены крупнейший в столице киноконцертный зал на 2500 мест и двухзальный (по 775 мест в каждом зале) кинотеатр «Зарядье» (арх. Д. Чечулин, 1962-1967 гг.), обслуживавшие не только постояльцев гостиницы, но москвичей и гостей столицы, оказавшихся на набережной рядом с Красной площадью или посетивших ГУМ.

В 1970-е гг. последовала волна строительства в Москве кинотеатров средней вместимости, теперь уже в районах массовой жилой застройки, где остро не хватало зданий культурно-зрелищных учреждений. Таким образом, целый ряд типовых и повторно применяемых однозальных и двухзальных кинотеатров был построен в 5-9-этажных жилых районах на периферии нашего города: «Первомайский», «София», «Урал», «Енисей» в Измайлово; «Владивосток» и «Березка» в районах Перово и Новогиреево; «Саяны» и «Киргизия» в районе Ивановское и др.

Однако с начала 1990-х гг. и по сей день, из-за реформирования государства, постоянных экономических, финансовых кризисов проектирование и строительство новых кинотеатров в Москве приостановилось. При этом многие, относительно недавно построенные кинотеатры в центре и, особенно, на окраинах потеряли зрителей, стали разоряться, ветшать и подвергаться реновации, другие успели перепрофилироваться в более востребованные и прибыльные объекты недвижимости: культурно-развлекательные или культурно-досуговые комплексы. А для огромного числа жителей окраин «спасение» нашлось в практически бесплатном просмотре в любое время дня и ночи большого количества зарубежных кинофильмов по телевизору.

Локальные попытки возродить наш кинематограф за счет использования существующих зданий кинотеатров после их реконструкции, а также путем возведения новых, оснащенных по последнему слову техники, мультиплексных кинотеатров в составе торгово-развлекательных центров пока не принесли всеми заинтересованными юридическими и физическими лицами ожидаемых результатов в виде приемлемого увеличения прибыли, а также возрождения прежней посещаемости зрителями кинотеатров.

Вместе с тем, руководство столицы в лице Департамента культуры с 2012 года начали организовывать, совместно с инициативными группами местного населения, определенную работу по сохранению ряда уникальных по архитектуре зданий столичных кинотеатров разного времени постройки и их приспособлению-переоборудованию в культурно-зрелищные, досугово-зрелищные и прочие многофункциональные и многопрофильные центры культуры и просвещения районного масштаба или общегородского значения с возможностью показа кинофильмов.

При этом такие культурно-досугово-зрелищные и просветительские центры могут быть предназначены и доступны для самых разных социально-демографических групп окружающего населения (от детского до юношеского и от взрослого до преклонного, пенсионного возраста) с учетом их всевозможных предпочтений, потребностей и желаний.

Наши рекомендации