Интонационная отработка речевого образца.
5. Организация процесса автоматизации грамматических явлений:
- организация имитативных условно-речевых упражнений (УРУ);
- организация подстановочных УРУ;
- организация трансформационных УРУ;
- организация репродуктивных УРУ;
- квантование знаний (правил-инструкций);
- использование схем и клише в качестве опор-подкреплений;
- использование наглядности для создания ситуативности.
6. Организация процесса презентации фонетических явлений:
- экспозиция фонетического явления;
- показ функционирования фонетического явления в речи;
- пояснения-инструкции;
- использование опор-подкреплений.
7. Организация процесса автоматизации фонетических явлений:
- организация имитативных УРУ;
- организация фонетических оппозиций в речи;
- организация репродуктивных УРУ;
- организация работы над логическим ударением;
- организация работы над интонацией.
8. Организация комплексного подкрепления усваиваемого материала:
- предъявление микротекста;
- запись микротекста;
- контроль записанного микротекста;
- интерпретация микротекста.
9. Организация процесса совершенствования речевых навыков:
- постановка проблемы;
- предъявление разговорного текста;
- выявление и показ смысловых связей разговорного текста;
- организация трансформации и комбинирования материала текста;
- управление построением связного высказывания с использованием материала текста;
- организация переноса материала текста на личность учащихся.
Задание 4.
Многие ученые отмечают качества, необходимые для организатора.
Проверьте себя с помощью анкеты, какими качествами и в какой степени вы владеете? Проставьте себе в графе «Оценка в баллах» соответствующий балл: «3», если свойство ярко выражено, проявляется постоянно и характерно для вас; «2», если свойство проявляется не так ярко, уровень его выше среднего, и оно типично для вас; «1», если свойство недостаточно выражено и проявляется непостоянно, для вас нетипично; «0», если свойство не проявляется, не развито.
Таблица 2
№ | Свойства личности | Оценка в баллах |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Общие качества Отношение к делу (обучению, детям). Наблюдательность. Практическая направленность ума. Общий уровень развития. Инициативность. Личная организованность. Самостоятельность. Самообладание. Настойчивость. Активность. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Психологическая изобретательность Способность быстро увидеть психологические особенности и состояние другого человека. Способность к сопереживанию. Способность давать людям меткие характеристики. Повышенный интерес и внимание к другим людям. Способность поставить себя на место другого. Вера в способности других (коллектива). | |
1. 2. 3. 4. | Практически-психологический ум Способность распределять задания с учетом индивидуальных способностей. Способность быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей. Способность заинтересовать людей делом, найти стимулы их заинтересованности. Способность учитывать взаимоотношения и симпатии людей при их группировке для работы их группировке для работы. | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Психологический такт Способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми в состоянии возбуждения. Способность находить правильный тон с возбужденным учащимся. Умение находить общий язык с разными людьми. Способность находить индивидуальный подход к учащимся. Готовность прийти на помощь. Чувство справедливости в подходе к учащимся. | |
1. 2. 3. 4. | Общественная энергичность Способность словами воздействовать на других, побуждать к действию. Способность заряжать других своей энергией. Способность заражать других своими эмоциями. Способность правильно выбрать момент воздействия. Способность правильно выбрать момент воздействия. | |
1. 2. 3. 4. 5. | Требовательность к другим людям Способность быстро принимать решение. Постоянство в предъявлении требований. Гибкость в требованиях. Настойчивость в требовательности. Способность выражать требования в адекватной форме. | |
1. 2. 3. 4. 5. | Критичность Способность увидеть и выделить у людей существенные, но малозаметные положительные или отрицательные стороны. Самостоятельность в оценке особенностей людей. Прямота и смелость критики без придирчивости. Аргументированность критики. Доброжелательность критики. |