Н. к. рерих о мире через культуру
Жизнь и судьба
Необычайно драматична жизнь Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Его творческое наследие богато и многообразно: автор более 6 тысяч художественных полотен, 30 томов научных трудов, сборников философской поэзии, острополемической публицистики.
Он известен также многочисленными экспедициями в страны Востока, археологическими и этнографическими исследованиями. Как общественный деятель он выступил с инициативой утверждения Знамени Мира и Пакта о защите культурных ценностей, а его девиз «Мир через Культуру» приобрел всемирное значение.
Н. К. Рерих был центром семейного созвездия талантов: жена, Елена Ивановна Рерих (1879-1955), не только разделяла его взгляды, сопровождала во всех путешествиях, но и была соавтором книг «Учение Живой Этики» и других трудов. Верным и неутомимым последователем был их сын Святослав Николаевич Рерих (1904-1993), художник, мыслитель, просветитель. Другой сын, Юрий Николаевич Рерих (1902— 1960), был известным востоковедом, лингвистом, историком. Феномен «семьи Рерихов» еще предстоит разгадать. Это были люди высокой духовности, гуманистических идеалов, любви к России; воплощение взаимной преданности и совершенства.
В «Слове об отце» С. Н. Рерих писал:
Когда я думаю о своем отце, меня переполняет невыразимое чувство любви и уважения к нему за то, что он дал и продолжает давать нам. Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он принадлежал и всему миру1.
1 Рерих Н. О вечном. М., 1991. С. 3.
Добрый и терпеливый, никогда не тративший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший напряженность ритма жизни и благожелательность к окружающим, всегда думавший о благополучии людей, он как личность являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала великим подвигом, высоким служением, — таковы лишь некоторые черты портрета Н. К. Рериха.
Весь мир был полем его деятельности, культура каждой страны представляла для него интерес. Но особая любовь, преданность и почитание были отданы России и Индии. На Родине он провел 42 года (1874-1916), а в Индии - 24 (1923-1947). Есть некая тайна в этих перевернутых числах, так же как в годах рождения и смерти.
Сохранилось немало фотографий, портретов членов этой удивительной семьи. Их объединяют общие черты высокой духовности, необыкновенной красоты и доброты, пророческой мудрости и любви. При взгляде на их изображения возникает желание общения, распространяется воздействие магнетического притяжения и светлой. ауры обаяния. «Жизнь полна зова», — пишет Н. К. Рерих, и это в полной мере относится к его учению.
Философское творчество Н. К. Рериха отличается особым литературным стилем. Оно органично соединяет нравственно-философское и поэтически-образное видение и осмысление Мира и Культуры. Многие его книги изложены в форме откровения и притчи, афоризмов и мудрых высказываний, они органично связаны с символическими сюжетами его картин. Многогранность и универсальность творческого самовыражения Н. К. Рериха, уникальность его индивидуальности будет долго привлекать исследователей и почитателей.
Судьба идей и книг во многом сходна с его жизнью и образно может быть выражена как Уход-Возврат. Были периоды забвения и непризнания, восхищения и благоговения. Теперь настало время, когда его книги, хотя и далеко не полностью, но все же пришли к читателю благодаря усилиям государственных и коммерческих издательств. Возникли общества и фонды, открыт в Москве музей Н. К. Рериха, создан Международный центр семьи Рерихов, его картины представлены во многих музеях России и мира.
Анализу жизни и творчества Н. К. Рериха посвящена обширная литература. Среди многих книг можно отметить работы П. Беликова, В. П. Князевой, Е. И. Поляковой, В. М. Сидорова, Л. Шапошниковой. Они многое сделали уже в предшествующие годы, чтобы донести учение Н. К. Рериха о культуре, пробудить интерес к его идеям. Такое отношение к личности и творчеству Н. К. Рериха об-
условлено актуальностью и современностью его наследия. Возникает впечатление, что он пишет «здесь и сейчас», дает совет, как разрешить наши духовные проблемы. Все его труды содержат идею возвышения духовности как главного предназначения человека, освобождение общества от социальных и нравственных пороков. Он призывал бережно относиться к природе как к источнику духовной силы человека. Ему были присущи проникновение в мудрость Востока и бесконечная любовь к русской культуре, почитание Красоты и Света как ценностей жизни. Его тревожили проблемы будущего русской культуры, сохранения мира и культурных ценностей, объединения всех прогрессивных сил под знаменем Культуры.
Таковы лишь некоторые идеи гуманистической культурологии Н. К. Рериха. Передать, а тем более пересказать его взгляды очень трудно. Переложение на современный жесткий язык приводит к невосполнимым утратам содержания идаже смысла его идей. Н. К. Рериха надо читать, постигать вместе с ним его учение. Впрочем, как и многих других мыслителей, но его — в особенности. Поэтому в этом очерке можно лишь обозначить его взгляды и позиции. Но вначале о его жизненном пути.
Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 г. в Петербурге, на Васильевском острове. Предки Н. К. Рериха принадлежали к древнему датско-норвежскому роду и переселились в Россию в начале XVIII в. Отец его был владельцем нотариальной конторы, видным юристом, человеком большой культуры иширокой эрудиции. Н. К. Рерих учился в гимназииК. И. Мая, известной гуманитарными традициями. В годы учебы у него проявились способность к рисованию, интерес к археологическим раскопкам.
В 1893 г. он становится студентом Академии художеств и юридического факультета Петербургского университета, слушает лекции на историко-филологическом факультете, является членом Русского археологического общества, изучает древние летописи, грамоты, рисунки.
В Академии художеств он занимается под руководством и в мастерской А. И. Куинджи.Когда в 1897 г. его учителя незаслуженно увольняют, он в знак протеста вместе с другими студентами покидает Академию. Уже в те годы он создает серию картин «Начало Руси. Славяне». Эта тема стала ведущей в его творчестве на протяжении ряда лет.
В 1901 г. Н. К. Рерих женился на Елене Ивановне Шапошниковой, дочери известного археолога, правнучке полководца М. И. Голе-нищева-Кутузова, очаровательной и одаренной женщине.
Е. И. Рерих известна в мире как создатель многих культурно-философских обществ, собиратель и комментатор книг «Агни Йога», автор и переводчик ряда религиозных и теософских трактатов. Она была почетным президентом Гималайского института научных исследований «Урусвати», а близкие и друзья звали ее так же, что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней Зари». Это имя вполне соответствовало ее облику и мыслям.
Вместе с женой Рерих путешествует по древнерусским городам, знакомится с русским фольклором, архитектурой. Результатом поездок было свыше 90 картин, посвященных истории Руси.
В 1910 г. он стал председателем общества «Мир искусства», объединившего А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, К. А. Сомова, В. Э. Борисова-Мусатова, 3. Е. Серебрякову, Е. Е. Лансере.
С 1916 г. начинается новый, заграничный, период в жизни Н. К. Рериха. Судьба сложилась так, что в 1916 г., как вспоминает его сын С. Н. Рерих, Н. К. Рерих заболел воспалением легких и доктора-рекомендовали уехать из Петербурга в края с более сухим климатом. Он выбрал Сердоболь (Сортавала) на севере Ладожского озера.
События Первой мировой войны и революции 1917 г. отрезали семью от России. Так Н. К. Рерих оказался в эмиграции.
Поскольку его картины были на выставках в Финляндии, Швеции, Норвегии, он вначале выехал в эти страны. Затем по приглашению С. Дягилева, который проводил Русские сезоны в Лондоне, приехал в Англию, писал декорации и создавал костюмы для русских опер «Снегурочка», «Князь Игорь», «Царь Салтан».
В 1920 г. Рерих принял предложение Чикагского университета об организации выставки. В США он пробыл три года, встречался там с художником Рокуэллом Кентом, ученым Альбертом Эйнштейном, русскими композиторами С. Рахманиновым и С. Прокофьевым.
В эти годы он проявил свой талант как организатор Художественного университета, международного художественного центра «Венец мира», цель которого — культурное сотрудничество народов мира. В эти же годы создается Музей Н. К. Рериха в Нью-Йорке.
Но давней мечтой Н. К. Рериха был Восток. Еще в Лондоне он познакомился с индийским поэтом и философом Рабиндранатом Тагором, который в те годы получил международную премию. Тагор настойчиво приглашал его в Индию, но у Н. К. Рериха на тот момент не было достаточных средств.
Начиная с 1923 г., в течение 5 лет, Н. К. Рерих и Е. Н. Рерих вместе с сыновьями предпринимают большое путешествие по Индии
и Центральной Азии, в Тибет, Китай, на Алтай, в Монголию. За эти годы было написано около 500 картин, исследованы памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. Рерих создает образы проповедников вечных норм нравственности — Будды, Кришны, Магомета, Франциска Ассизского и Сергия Радонежского, философов Конфуция и Лао-цзы, цикл картин «Твердыни Тибета». Именно в эти годы были заложены основы его учения о культуре.
В 1928 г., в долине Кулу в Индии, он организует Гималайский институт научных исследований — «Урусвати». Это место становится постоянным для всей семьи.
В 1926 г. он побывал в Москве, встречался с Г. В. Чичериным и А. В. Луначарским, подарил России несколько своих картин, но затем продолжил путешествие по Азии. В эти годы Н. К. Рерихом была написана книга «Сердце Азии», в которой он представил путь своей экспедиции вместе с женой и детьми через 35 горных перевалов, сумел прикоснуться к тайнам Шамбалы, проникнуть в пророчества и легенды, идущие из незапамятной древности.
Умер Н. К. Рерих 13 декабря 1947 г. в Индии, в долине Кулу, и на месте его кремации установлен памятник с надписью: «Здесь было предано огню тело великого русского друга Индии Махариши Николая Рериха. ОМ RAM1».
Гуманистическая сущность культуры
О Шамбале было известно из тибетского манускрипта, переведенного профессором Грюнведелем, под названием «Путь в Шамбалу». Книга написана Таши-Ламой Третьим, духовным вождем Тибета. Шамбала — буддийское наименование места пребывания в Гималаях, на границе Индии и Непала, общины великих Махатм. Этим понятием обозначают в индийской философии душу мира, а также называют Махатмами наиболее духовно развитых Учителей — Гуру, способных к высшему познанию. Есть и еще одно толкование понятия «Шамбала» — как будущей эпохи духовности, культуры, разума и мировой общины. В ней воплощены мечты о земном Рае, будущем всеобщем братстве. Вход в эту священную страну известен лишь немногим избранным. Но вся мудрость, вся слава, весь свет мира культуры собраны там. Ее населяют мудрые Махатмы, они управляют миром с помощью волевых усилий, телепатии, применения магнит-
«Да будет мир».
ных токов и различных лучей. В понятии Шамбалы выражено представление о новой эре могучих энергий, которыми может овладеть человек. Это относится к наступлению века Агни — космического Огня, который создаст новые условия жизни. Таково было пророческое предсказание. «Нужно учиться организации психической энергии», — учит Агни Йога. Психическая энергия обладает огромной, но непознанной силой, поэтому и используется лишь частично.
Она заложена во всей природе и особенно выражена в человеке. Как бы человек ни пытался забыть о ней, психическая энергия напомнит о себе. И дело просвещения — научить человечество обращаться с этим сокровищем1.
Человечество с трудом воспринимает новые явления. Вспомним, как совсем недавно считали электрический свет опасным для зрения, а телефон — для слуха. В этом проявляется инерция сознания. Шамбала объединяет Восток и Запад, Север и Юг в едином порыве взаимопонимания народов во имя культуры. «Мировое единение», взаимное понимание — эти принципы создадут искренний и общий язык.
«Учение Шамбалы, — пишет Н. К. Рерих, — чрезвычайно жизненно. Не мечты, но самые практические советы даются в этом учении с Гималаев»2.
Нельзя довериться упрощенному пониманию Шамбалы, поиску точного места на географической карте. Это пути благословения, неустанного труда и подвига духа, любви и веры, надежды и радости, которые откроют Врата новой жизни. В последние годы философ-ско-культурологические труды Н. К. Рериха, прежде изданные лишь за рубежом на многих языках мира, вернулись в Россию: «Учение Живой Этики» (в 3 т., СПб., 1993-1994), «О вечном» (М., 1991), «Нерушимое» (Рига, 1991), «Твердыня Пламенная» (Рига, 1991), «Врата в будущее» (Рига, 1991), «Священный дозор» (Рига, 1991) и ряд других публикаций. Эти книги доставляют нам духовную радость познания и откровения.
Особенно высокое напряжение интеллектуальных сил вызывает постижение глубинных смыслов «Учения Живой Этики». Оно изложено в форме афоризмов и откровений, на основе восточной философской мудрости и эзотерических озарений. В нем переданы наставления Великих Гуру о единстве Человека и Космоса, о скрытых возможностях психической энергии, о комплексе энергетических излучений, исходящих от всего земного (людей, событий, а также рас-
1 Рерих Н. К. Сердце Азии. М, 1991. С. 94.
2 Там же. С. 95.
тений, животных, минералов), создающих ауру, своеобразную защитную оболочку Света от Тьмы, Добра от Зла. В «Живой Этике» Огонь символизирует основное качество психической энергии. С этим связано и другое название этого учения — Агни Йога.
Знание внутренних источников совершенствования духа укрепляет жизненные силы человека, расширяет его возможности, вселяет веру и надежду на обновление и исцеление от недугов, указывает путь обретения гармонии с собой и миром:
Энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всемирной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Так, когда говорю, что мыслящие существа принимают участие в мироздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более накладывается ответственность на человека за качество мысли.
Добрая, сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками1.
Идеи легкокрылы, они обладают способностью «напитывать» пространство, и распространение полезных идей приносит искреннюю радость, вызывая сердечный трепет. Злые идеи и мысли могут произвести отравление атмосферы, нарушить защитный слой ауры. Такое напряжение вызывает эпидемии и телесные заболевания, каждый может ощутить физические недомогания. Но еще больше это отражается на общественных потрясениях. Зараза одолевает человека не только по причине предрасположенности его к определенной болезни, но и от потери равновесия. Единение и согласие будут лучшей профилактикой, и опасные часы могут миновать без вреда. Неуравновешенный путник не пройдет по опасной тропинке. Он будет подвержен ужасам и продолжит свой путь при великом безумии. Человек и сам себя поразит, и заразит окружающих. Такие периоды не раз бывали. Надо их знать и собрать всю силу равновесия. «Самая грозная буря не может продолжаться вечно», — утверждает Агни Йога.
Настроения, помыслы обладают способностью закрепляться в пространстве. Стоит человеку воскликнуть «Я несчастен!», и он немедленно умножает свои бедствия, будто магнитом притягивая к себе злые силы. Даже имя может звучать как удар молота, и тогда для охраны равновесия следует не упоминать его напрасно. Каждая человеческая мысль не исчезает в пространстве, но различие велико между мыслями, вылетевшими без определенного назначения, и мыслью,
1 Агни Йога. Надземное. Л., 1991. С. 145.
посланной с целью. Проклятья, заклинания, заговоры могут усиливать воздействие и даже приводить к гибельным последствиям. Поэтому так опасны ругань, злословие, сквернословие, кощунства, они «пачкают» человека и все вокруг него.
Мысль можно назвать «поглотительницей времени». Человек, погруженный в свои занятия, часто не замечает Время, он продлевает свою жизнь. «Явление мысли есть лучший очиститель организма»1. Тот, кто ведет уравновешенную мыслительную жизнь, способствует собственному долголетию. Сила людей связана с радостью, восторгом, восхищением. Радость — это особая мудрость, ее нужно создавать, замечать и распознавать. «Унылые люди затемняются бедами и горестями. В этом мрачном покрове они не могут увидеть радость. Через сеть печали люди слепнут и теряют силы. Не могут они помочь себе. Не допускают Нашу помощь, ибо уныние и раздражение являются непроходимыми. Точно никто и никогда не сказал людям о вреде уныния»2.
Недовольство, злоба, раздражение пресекли путь к радости, темные помыслы лишили источника силы. Слепцы уныния — жалкие люди. Радость служит притоку мощи. Когда мы говорим — радость спешит, она действительно приближается.
«Умейте призвать радость. Кроме всех Муз, есть и Муза радости. Призвать эту покровительницу можно лишь словами и мыслями прекрасными. Не вздумайте угрожать ей и требовать, она приходит путем прекрасным», — учит Агни Йога3.
Можно видеть отличия радости — лица приобретают иное выражение, они «светятся», «пылают», излучают счастье, блаженство. Действенность энергии возрастает от усиления чувства любви. Таковы лишь некоторые жизненные наставления учения Агни Йога.
Есть одно важное обстоятельство, о котором необходимо упомянуть. Дело в том, что Н. К. Рерих и Е. И. Рерих не называли себя авторами «Живой Этики», считая, что они являются проводниками и передатчиками Учения Махатм. Следует подчеркнуть: это не означает, что названные труды были написаны «под диктовку» свыше как явление медиумизма. Это было результатом их совместной работы над текстами духовно-философского наследия Востока, но изложенными в новой форме.
1 Агни Йога. Надземное. С. 154.
2 Там же. С. 157.
3 Там же. С. 158.
Первая книга «Учения Живой Этики» — «Зов» — вышла в 1924 г., вторая — «Озарение» — в 1925 г. Они объединены общим названием «Листы сада Мории», их отличает особый литературный стиль: иногда это притчи, иногда «белые стихи», иногда молитвы, афоризмы, напутствия. Начало датировано 1920-1921 гг., и затем следуют почти ежедневные даты, напоминающие запись особо важных мыслей в дневнике. Можно их сравнить с беседами Учителя с Учеником, с передачей диалога мудрого наставника и последователя. Но это не обычный внешний диалог в форме «вопрос—ответ», а некий внутренний «праздник духа», требующий углубленного размышления. Поэтому столь непривычно и затруднительно чтение этих книг, требующих не просто «скольжения глазами», а сосредоточенного усилия, своеобразного мысленного «вживания» в текст, и тогда непонятное сегодня станет понятным завтра.
Главный призыв «Учения Живой Этики» состоит в обращении к развитию духовных возможностей человека, которые могут стать катализатором спасительного Возрождения Культуры, поддержания Мира и Согласия.
Мир через Культуру
Н. К. Рерих много размышляет о Культуре, охране культурных сокровищ, высоком духовном предназначении искусства, о культурном сотрудничестве народов, о величии Русской культуры.
Культура строится на фундаменте неограниченного познания, просвещенного труда, неустанного творчества и благородной жизни. На вершине Культуры — подлинная, самоотверженная любовь к человечеству и отечеству, к природе и каждой личности как высшей ценности.
«Мир через Культуру» — таков девиз, провозглашенный Н. К. Рерихом и ставший основой его культурологической концепции. В этом сочетании «Мир» и «Культура» не случайно написаны с большой буквы. Их роднит единство, нерасторжимость существования, взаимная необходимость для будущего и настоящего, общность гуманистических идеалов.
«Жизнь преображается подвигами Культуры. Трудны они во времена узкого материализма, но тем не менее мы знаем, что лишь эти подвиги составляют двигательную силу человечества», — писал Н. К. Рерих1.
Рерих Н. К. Избранное. М., 1972. С. 263.
Из многочисленных определений культуры он выбирает те, которые в наибольшей степени соответствуют его гуманистическому мировоззрению:
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце», — учит Н. К. Рерих1.
^ Восхождение духа — главное предназначение Культуры. Именно она способствует духовному изменению человека и общества, освобождению от пороков невежества, злобы, зависти, мстительности, нетерпимости. Культура содействует «осветлению» жизни, утверждает взаимопонимание между людьми, ведет к взаимному обогащению народов на основе обмена культурными ценностями. Культура укрепляет благородство духа, охраняет достоинство личности от унижения и несправедливости, раскрывает богатство и неповторимость индивидуальности..
Необходимо всемерно укреплять в общественном сознании традицию почитания Культуры, ибо в самом ее значении содержится широкий синтез усилий человечества, сотрудничества и солидарности в борьбе за прогрессивные идеалы. «Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна»2, — писал Н. К. Рерих. Движение за культуру должно приобрести широкий общественный размах, вызвать сочувствие и поддержку у всех слоев населения, преодолеть ограниченность национализма и узкого практицизма. По словам Н. К. Рериха, предстоит проделать два вида работы: просветительскую н охранительную. Кружки, общества, организации должны предостеречь от опошления движение за культуру, чтобы драгоценное понятие Культуры не попало в число модных заголовков. Это демократическое движение может столкнуться с немалыми трудностями: «нельзя», «не вовремя», «невозможно», «об искусстве ли думать» — таковы возражения, которые прежде и теперь звучат довольно часто. Н. К. Рерих отвечал на них страстно и убежденно: «Да, да, именно об Искусстве и Культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий»3. Нельзя откладывать строителю его замыслы, пока не соберутся все средства для их осуществления. Нужно помнить, что средства растут вместе с процессом созидания. В развитии культу-
1 Рерих Н. К. О вечном. С. 86.
2 Там же. С. 263.
3 Там же. С. 321.
ры особенно опасны неподвижность, застой, стагнация, которые становятся предвестниками разложения и распада. Именно поэтому в развитии культуры так необходим новый прилив энергии, инициативы, творчества.
Н. К. Рерих с большим почтением относился к благородной деятельности работников культуры. Он не только считал их просветителями народа, но и активными борцами против невежества, пороков, социальных недугов и болезней общества. Труд работника культуры подобен работе врача, ибо он заботится о духовном оздоровлении жизни, борется со старыми эпидемиями и распознает симптомы новых несчастий:
Терпим ко всем, для каждого имеет ободряющее слово, открыт сердцем ко всему, где его опыт и знания могут быть полезны. Культура как символ света направлена против тьмы, жестокости, насилия. Пароксизмы невежества прежде всего устремлены на самое высокое: оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью1.
Особенно непримиримо Рерих относится к грубости и жестокости, которые могут порождать в молодых поколениях черствость, безразличие к бедам другого человека, проникать во все поры общественной жизни. К сожалению, привычка к грубости, сквернословию, кощунству и варварскому отношению к ценностям культуры получила довольно широкое распространение. Грубость в воспитании должна быть осуждена, ибо она поддерживает осквернителей общественной морали, памятников культуры и не дает никаких полезных результатов. Культура не выносит зла и злонамеренных действий, они разрушают дух благородства и милосердия, ей присущие.
Идеи Н. К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью создания Пакта об охране культурных ценностей. Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный документ, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение на благородных идеях о сохранении истинных ценностей всего человечества, подчеркивал Н. К. Рерих.
Предложение Н. К. Рериха о создании Пакта получило широкую поддержку в различных странах. Юридические основы этого документа разрабатывались доктором международного права и политических наук Парижского университета Г. Г. Шклявером совмест-
Там же. С. 317.
но с профессором Ж. Праделем, членом Гаагского мирного суда. В 1930 г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций и одобрен Международной комиссией интеллектуального сотрудничества. Важнейшим условием для реализации Пакта об охране ценностей культуры является предотвращение войны, мирное сотрудничество между всеми странами. В обращении к народам мира в 1930 г. Н. К. Рерих писал:
Многообразно устремляется человечество к миру. Каждый в сердце своем познает, что это сознательное действо выражает Новую Эру. Неуместно звучат суждения о предпочтении известному типу пуль или конвенции, определяющие, что ближе к Мировому Единению — один или два броненосца с дальнобойными орудиями. Но факт все же остается, что пушки хотя бы одного из избранных броненосцев могут также уничтожить величайшие сокровища искусства и науки, как и целый флот... Против этих заблуждений и невежества мы должны принять немедленные меры1.
Не надо много слов, чтобы понять, насколько современно звучит ' этот призыв.
Борьба за всеобщее разоружение, против опасности термоядерной войны подтверждает необходимость объединения усилий человечества в борьбе за мир.
Идея Пакта об охране ценностей культуры возникла у Н. К. Рериха еще в 1903 г., когда он выступил с докладом в Обществе русских архитекторов в Петербурге. «Обыкновенно у нас принято все валить на неумолимое время, а неумолимы люди», — говорил он. «Тихими погромами» называл Н. К. Рерих невежественные реставрации, равнодушное отношение к памятникам культуры, общественную пассивность и безразличие к окружающей среде:
Погром страшен не только в шуме и свисте резни и пожаров, но еще хуже погром тихий, проходящий незаметно, уносящий за собой все то, чем люди живы2.
Символом Пакта об охране ценностей культуры стало Знамя Мира. Оно представляет собой развернутое белое полотнище, на котором изображено большое красное кольцо и внутри него посередине на белом фоне три красных круга. Существует немало толкований этой символики. В ней заложена идея исторической преемственности культурного наследия, передачи ценностей культуры от прошлого к настоящему и будущему. Связь времен осуществляется на осно-
1 Князева В. П. Н. К. Рерчх. М., 1963. С. 93.
2 Там же. С. 190.
ве культуры. Важнейшими ценностями культуры, определяющими духовно-нравственный прогресс человечества, являются Мир, Истина, Красота, Любовь.
Смысл человеческой жизни — в достижении гармонии, в стремлении к самосовершенствованию. Подобно Красному Кресту, который символизирует милосердие, сострадание, Пакт Рериха призван изменить отношение людей к ценностям культуры. Обращаясь к участникам первой конференции сторонников Пакта Мира в Брюгге, Н. К. Рерих писал:
Если Знамя Красного Креста не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасает драгоценные памятники, то все же оно постоянно напоминает о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя несет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества1.
История создания Организации Красного Креста была драматичной, а ее создатель — швейцарец доктор Дюнан был даже осужден. Теперь уже мало кто вспоминает об этих событиях. Как утверждал Н. К. Рерих, если человечество признало Красный Крест для раненых и больных, то также признает оно и Знамя Мира как символ преуспевания и здоровья духа.
Пакт Мира поддержали выдающиеся деятели культуры Р. Тагор, С. Радхакришнан, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс. Индийский писатель Рабиндранат Тагор писал Н. К. Рериху:
Я зорко следил за Вашей великой гуманистической работой во благо всех народов, для которых ваш Пакт Мира с его Знаменем для защиты всех культурных сокровищ будет исключительно действенным символом. Я искренне радуюсь, что этот Пакт принят Комиссией Лиги Наций по делам музеев, и я глубоко чувствую, что он будет иметь огромное последствие для культурного взаимопонимания народов2.
Пакт Мира заложил основы нового мышления, о котором так настойчиво и много говорят наши современники. Изменение сознания требует долгих и упорных усилий, оно не происходит так быстро, как хотелось бы. Существуют большие трудности в преодолении инерции, старых стереотипов, шаблонных схем, косности и консерватизма. Но новое, прогрессивное мышление, основанное на преодолении
1 Там же. С. 100.
2 Петербургский Рериховский сборник. Вып. IV. СПб., 2001. С. 27-28.
10 Зак. 1050
антагонизма во имя Мира на Земле, несомненно, служит будущему. Этому содействует творческое наследие Н. К. Рериха, ибо оно призывает к гуманистическим идеалам, объединяющим общечеловеческие интересы.
Н. К. Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли Культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой. Н. К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей.
Глава 11