Хронотоп культуры: историческое измерение

Пространство и время являются необходимыми координатами исто­рического исследования культуры. Каждый факт, событие, памят­ник или открытие в истории культуры всегда имеют достаточно чет­кие пространственные и временные контуры, обозначенные ответом на вопросы «Где?» и «Когда?». Единство этих двух жизненно свя­занных координат выражено в понятии «хронотоп». Этот термин по­лучил широкое признание и использовался в философии для опре­деления исторического измерения изменений в природе и обществе, в психологии — для понимания процесса становления и развития че­ловека.

Широкое применение понятие «хронотоп» получило в трудах эс­тетика и культуролога М. М. Бахтина (1895-1975)1. Анализируя творчество Ф. М. Достоевского, Ф. Рабле, он отмечал особенность субъективного переживания пространства и времени в разных исто­рических эпохах и культурных ситуациях.

В работе «Формы времени и хронотопа в романе»2 и многих дру­гих трудах М. М. Бахтин отмечал наличие множества смыслов хро­нотопа, которые отражают многослоиность и полифонизм культуры. Раскрытие этих культурно-исторических смыслов отношения к про­странству и времени в разных культурах становится основой диало­га, стимулирует понимание и переживание культурных ситуаций прошлого, взаимное общение. Далекие культурные миры преодо­левают пространство и время, становятся близкими и понятными. М. М. Бахтин вводит понятие «большого времени» истории мировой культуры, которое способно выводить из далекого прошлого разные события, сюжеты, ценности и биографии и восстанавливать, «вос-

1 Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 124.

2 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1995. С. 78.

крешать» их жизненный смысл и значение, тем самым сближая ис­торию и современность.

В культуре нет ничего «абсолютно мертвого», у каждого смысла будет свой «праздник возрождения», выхода из небытия, писал М. М. Бахтин. Это является основой диалога культур, доступности ушедших эпох и их «открытости» для понимания людьми историче­ски иного пространства и времени. М. М. Бахтин создает образ диа­лога мировых культур как «смотрящихся друг в друга ликов», в ко­тором участвуют на равных правах и исторический памятник, и его автор, и современный читатель, слушатель, зритель.

На основе диалога культур М. М. Бахтин строит концепцию куль­турологической герменевтики или истолкования текстов культуры.

Принимая во внимание единство пространства и времени в куль­туре, в целях более подробного исследования отделим их друг от друга для рассмотрения различных свойств и образов времени как категории историко-культурологического анализа.

л—........................................•.........................................................

Время обладает целым комплексом всеобщих признаков, которые про­являются в космосе, природе, обществе, культуре, человеческой жиз­ни. Ничто не может оказаться вне его объективных свойств. Время имеет длительность, ритм и темп, последовательность смены отдель­ных этапов, необратимость. .

Время «течет» от прошлого к будущему и его «бег ни на миг не остановишь». Эти объективные свойства времени всегда вызывали в истории культуры субъективное стремление замедлить или уско­рить его неумолимое движение, повернуть вспять, стереть из памяти отдельные периоды, приблизить будущее, перескочить через этапы. Легенды и мифы об эликсирах молодости, о вечной жизни, парал­лельном мире Зазеркалья лишь подтверждают утопичность подоб­ных желаний.

Мыслители разных эпох много спорили о сущности времени, и эти дискуссии продолжаются и до сих пор.

Является ли время объективным свойством или произвольной мыслительной конструкцией, созданной по человеческому замыслу?

Имеет ли время единую систему измерения или множество раз­личных способов, не сопоставимых друг с другом, и потому в разных культурных мирах время не только отсчитывается иначе, но и течет неодинаково?

Возможно ли «накопление» времени, создание его запаса и его последующего использования или время уходит безвозвратно, рас­трачивается впустую?

Как различаются между собой физическое, астрономическое, био­логическое, историческое, социальное, культурное, личное время? Существуют ли между ними взаимосвязи?

Время как категория бытия всегда привлекала внимание ученых (Галилей, Ньютон, Эйнштейн). Механическая идея длительности ипоследовательности опиралась на представление Аристотеля о том, что время есть число движения. Время — это определенное расстоя­ние между двумя точками, которое необходимо затратить в процес­се движения. Время можно представить в виде непрерывной линии длящихся процессов, разделенной на отдельные отрезки. В извест­ных «Апориях» античного мыслителя Зенона об Ахиллесе и черепа­хе в афоризме «летящая стрела покоится» выражено представление о времени как процессе, имеющемдлительность и размерность. Мо­дель времени как рисунка интервалов, отрезков, моментов между непрерывно текущей длительностью, имеющей вектор движения от прошлого через настоящее к будущему, является самой распростра­ненной в культурах разных исторических эпох.

В науке XIX в. эти представления о сущности времени были до­полнены.

Благодаря теории относительности Эйнштейна классическая мо­дель времени была существенно изменена. Она поставила время в зависимость от скорости движения: чем выше скорость перемещения в пространстве, тем медленнее идет время по сравнению с другой системой, движущейся с иной скоростью. Это положение касалось в первую очередь физических объектов, но может быть распростра­нено ина социальную сферу. Новое понимание времени изменило представление о его свойствах. Возникли понятия многомерности, обратимости, разветвленности, возможности движения вспять, взаи­мопревращения причины иследствия, удвоения событий во време­ни, понятия суперпространства, «черной дыры», асимметрии, запаз­дывающих иопережающих полей.

Оригинальную модель времени предложил физик Н. А. Козырев. В 1960-е гг. его лекции о новых свойствах времени пользовались огромной популярностью в Ленинградском университете. Он пред­положил, что течение, или ход, времени — это физическая величина, которая может быть источником механического движения всех тел мира, в том числе скрытой причиной неубывающего свечения звезд во Вселенной. Время обладает не только геометрическими свойст­вами, но оно образует силовое поле, которое может воздействовать на физические системы и становиться активным участником миро-

здания. Этот вывод был признан крамольным и не согласующимся с диалектическим материализмом. На долгие годы его гипотеза была забыта, и лишь теперь к ней стали возвращаться1.

Несомненный интерес имеют идеи В. И. Вернадского о том, что реальное время создается движением жизни. Время идет в ту сторо­ну, в какую направлены жизненный порыв и творческая эволюция, ибо это является основным условием существования Мира. Вспять процесс идти не может, утверждает В. И. Вернадский: «Время есть проявление созидания творческого мирового процесса»2. Изучение времени в живых системах выдвинуло на первое место проблемы ритма процессов, роста, самоисцеления и самовозобновления жизни на основе взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Оригинальную гипотезу о роли и сущности времени в культур­но-историческом процессе высказывал в 1920-е гг. русский ученый В. А. Муравьев (1885-1932). По своим взглядам он был близок к иде­ям В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Н. Ф. Федорова, К. Э. Циол­ковского. Единственный напечатанный при его жизни трактат назы­вался «Овладение временем как основная задача организации труда»3.

Он сближает историю Земли и Космоса. Культура — это часть Вселенной, обладающая космической энергией. В мире происхо­дят энтропийные процессы утраты и рассеяния энергии. Но наряду с этим существует и движение к собиранию и концентрации энергии. Именно это организующее, или «каталитическое», свойство принад­лежит Культуре. Разум, воплощенный в произведениях культуры и в деятельности человека, выражает это всеобщее свойство, способ­ствующее сохранению Вселенной. Творческий акт человека одушев­ляет материальный мир, он обладает способностью «зажигать» со­знание в разных местах мира, создавать индивидуальные силовые центры концентрации энергии. Этот процесс происходит во времени и напоминает «кристаллизацию насыщенного раствора».

Вселенная подвластна мощной интеллектуальной деятельности человечества. Аккумулированная энергия сообщается окружающему миру посредством символов, слов, числовых знаков, языка искусств и ремесел. Человеческая активность в космическом балансе сил при-

1 Козырев Н. А. Время как физическое явление // Моделирование и прогнозирование в биоэколопш. Рига, 1982.

Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М, 1988. С. 332. Муравьев В. Овладение временем как основная задача организации труда. Цит. по: Аксенов Г. П. Времявластие. О Валериане Муравьеве и его философии // Вопросы философии. 1992. № 1. С. 93.

обретает времяобразующее значение, продлевая жизнь Вселенной и Земли как ее части. Предназначение человека в том, чтобы в про­цессе деятельности порождать и накапливать время, тем самым спа­сая мир от падения в бездну, от необратимого процесса рассыпания и умирания.

Идеальные ценности, произведения, памятники культуры бук­вально заряжены энергией творчества. Это своеобразный конденсат энергии, накапливаемый на Земле и оказывающий воздействие на Космос. Время — свойство тех вещей и процессов, которые обладают внутренней энергией и страстью, стремлением к гармонии и совер­шенству. Культурно-созидающая активность, приводящая мир из хаоса к гармонии, есть одновременно и времяобразующая деятель­ность.

Преодоление смерти, конфликтов, войн создает позитивное на­пряжение в потоке жизни, соединяет творческий акт и организован­ное коллективное действие. Времяобразование происходит везде, где совершается активная творческая деятельность.

Это положение меняет представление о культуре как о «вторич­ной» сфере и придает ей значение активного фактора, способству­ющего обновлению жизни и творческому долголетию.

Культура постепенно преодолевает случайное, спонтанное время и открывает простор для созидания и проективной деятельности. Разные социальные слои и личности заряжены неодинаковым твор­ческим потенциалом и потому вносят различный вклад в процесс на­копления энергии. Завоевание человеком пространства раздвигает горизонты его возможностей, создает стимул для реализации творче­ской энергии и овладения временем.

Новые подходы в изучении свойств времени открывает синергети­ка, получившая широкое признание и применение как в естествен­ных, так и в гуманитарных науках. Одним из основателей этого на­правления является И. Р. Пригожий (1917-2003), лауреат Нобелев­ской премии за работы по термодинамике неравновесных систем1.

Синергетика продуктивно использует многие положения теории вероятности, информационно-кибернетического подхода, структур­ного функционализма, взаимодействия в режиме диалога для обос­нования принципов самоорганизации сложных систем, к которым относится культура.

1 Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Они же. Время, хаос, квант. М., 1994.

Понятие динамической неустойчивости дает возможность нового понимания роли хаоса, в результате которого возникают альтерна­тивные пути развития, способные привести систему к обновлению и процветанию, а не к «тепловой смерти Вселенной». Синергетическая методология ориентирована на изучение разнообразия тенденций культурного развития, соотношения традиций и новаторства, Восто­ка и Запада, Севера и Юга, многополярности культурного мира.

Идея рождения нового через хаос заинтересовала академика Д. С. Лихачева1. Хаос — состояние чрезвычайно неустойчивое и раз­нообразное. Оно может быть ограниченным и длительным. Хаос — это отсутствие системы и того соотношения ее элементов, которые характеризовали прежний порядок.

Но хаос не может длиться вечно. В самом хаосе существует воля к его преодолению, к установлению относительного порядка, но ино­го, чем прежде. «Без рождающего хаоса переход к новой системе в любой области культуры совершиться не может», — подчеркива­ет Д. С. Лихачев. Разнородность и неустойчивость хаоса делают его удобным «строительным материалом» для появления новых систем.

Хаос и система связаны друг с другом, ибо означают переход из одного состояния в другое, каждое из которых не является абсолю­том. Для перехода нужно время. Оно может быть кратким и длитель­ным, сжатым или растянутым, вызывать радость или тоску, ожидание и надежды. Люди становятся реальными участниками этой драмы перехода. Отрадно, что состояние хаоса — явление временное и не мо­жет быть вечным. В хаосе может преобладать зло как несостоявшееся добро. Это убедительно показано Ф. М. Достоевским в «Братьях Ка­рамазовых» и М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Особен­ность хаоса заключается также в том, что в нем возникают одновре­менно несколько систем, которые могут смешиваться, наслаиваться, существовать параллельно. Это делает хаос «избыточным», в нем за­рождаются разные стили, альтернативные возможности. Культура Серебряного века славилась своим многообразием, хаотичным нагро­мождением различных направлений: акмеизма и футуризма, кубизма и супрематизма. Они создавали чрезвычайно пеструю картину куль­туры. Искусство находилось в постоянном движении и смене форм, при этом объясняя российскую действительность, стимулируя появ­ление новой идеологии и новых ценностей. Все это позволяет сде­лать вывод о том, что хаос не так страшен, как его представляют в обы-

Лихачев Д. С. Рождение нового через хаос // Полярность в культуре. СПб., 1996. С. 10.

денном сознании. Старение любой системы подтверждает значимость фактора времени, который дает импульс для динамичного развития культуры. Время определяет рамки и грани созревания нового, вы­полняя функцию катализатора и фермента в переходный период.

Образы времени в истории культуры

Представления о времени, его значении и смысле неоднократно ме­нялись в истории мировой и отечественной культуры. Античный философ Платон предложил два термина для обозначения времени: «эон» (греч.) — вечность, век, божественное время; «хронос» (греч.) — земное время, имеющее длительность и меру.

Эон в мифологических представлениях в эпоху Римской импе­рии изображался в виде старца с львиной головой, со скалящейся пастью, с обвитым змеей телом. Таким был образ вечного времени. Хронос, или Кронос, тоже образ греческой мифологии, а в римской известен под именем Сатурна. Эти боги персонифицировали времяТ Кронос изображался в виде бородатого старца, пожирающего собст­венных детей, ибо, согласно предсказаниям, его собственный сын должен был лишить его власти. В этой бесконечной борьбе со време­нем проходит жизнь человека.

В античном искусстве Кронос изображался старцем с накинутым на голову покрывалом и серпом в руке. В Олимпии и Афинах были популярны кронии — празднества в честь бога времени, а в Римской империи их называли сатурналиями. Во время сатурналий останав­ливались все общественные дела, дети освобождались от занятий, все делали подарки, всюду царило веселье. Многое из сатурналий вошло в христианские святки.

В древнеиндийской мифологии тоже есть божество, воплоща­ющее образ времени, — Кала, состоящий из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих в своей бесконечной череде человеческие существа. Вращение колеса символизирует созидание, сохранение и уничтожение мира.

В китайской мифологии существует великое божество времени Тай-Суй. В честь Тай-Суй совершаются жертвоприношения перед началом всех значительных работ. На старинных гравюрах Тай-Суй изображался с секирой и кубком или с копьем и колокольчиком, улавливающим души.

В христианских теологических учениях единство прошлого, на­стоящего и будущего представлено в идее Троицы. Бог, сущность ко­торого едина, но бытие представлено в трех ипостасях.

Единство и равенство воплощены Андреем Рублевым в иконе «Троица», признанном шедевре мировой культуры. Христианство вносит новое измерение в историческое время европейской культу­ры. Христианское вероучение отлично от природной мифологии, ибо дает новое понимание движения человеческой истории. Ветхий и Но­вый Заветы, божественное начало сотворения мира и человека, при­шествие и воскресение Иисуса Христа — таковы главные события библейской истории. Библейское время определяется линейным век­тором «от начала к концу», — от сотворения мира к апокалипсису и Страшному суду. Связь времен приобретает финалистский смысл и сопровождается надеждой на искупление грехов и покаяние. Биб­лейская история нашла великолепное отражение в искусстве.

Регулярность, ритмичность, повторяемость течения времени ока­зывали влияние на традиционный характер поведения, регламенти­ровали начало и окончание сезонных работ, чередование будней и праздников, заключение браков, регистрацию рождения и смерти, под­чинение строгим ритуалам и обрядам. Сакральное время насыщено священными событиями, его нельзя перенести «на другой срок», ибо это повлечет за собой гнев богов, вызовет опасность, которая может иметь роковое последствие для последующей жизни.

Священные места — храмы, часовни, кладбища, места ритуаль­ных событий, памятники — находятся под особой охраной и покро­вительством церковной и светской властей. В этих местах время сли­вается с вечностью.

Прошлое служило «зеркалом» будущего, оно предопределяло все события, которые возникнут в жизни человека. Мифы, легенды, ска­зания, жития святых, генеалогия предков являлись своеобразными системами счета времени. Прошедшее, настоящее и будущее не были разделены четкой гранью, были прозрачны для постижения и пони­мания, располагались на одной плоскости исторического времени. Оно определялось движением небесных светил, длиной пути до по­селения или берега моря, реки, до перевала через горы. Все эти све­дения хранились в памяти, передавались последующим поколениям. Архаическое сознание подчинялось циклическому времени, наблю­даемому во всех природных явлениях. Периодическая смена восхода и заката, продолжительность сезонных периодов года, рост, созрева­ние и увядание в природе, рождение и смерть человека — все это имело определенную длительность, совершалось неизбежно, повто­рялось в установленном ритме и темпе. Поэтому цикл движения во времени есть во всех древних цивилизациях. Нередко цикличный

характер истории связывали с периодами солнечной активности, дви­жением Луны, Юпитера.

Архаичное представление о времени составляет «нижний» пласт народного сознания. Этот реликтовый слой образует фундамент всех последующих понятий о времени. Более того, он не только не исчезает как устаревший, но в том или ином виде всегда присутствует в созна­нии человечества на всех этапах истории. Линейное и циклическое время не противопоставлены, а взаимно дополняют друг друга. До сих пор используются приметы, пословицы, поговорки, образы «стрелы времени», «колеса Фортуны», двухтактной модели «ухода-возврата».

Несмотря на весьма длинную историю познания свойств време­ни, оно по-прежнему остается загадочным. Оно действует неумоли­мо и требует от человека особой осмотрительности.

В 1905 г. писатель Андрей Белый подметил 12-летний цикл рус­ской истории XX в., отметив значение «года Змеи», предсказав зна­чительные события 1917, 1929, 1941, 1953 гг.

Экономист Д. Кондратьев выявил «длинные волны», или циклы, истории продолжительностью примерно в 50 лет.

Циклический характер мировой истории был подмечен многими культурологами. Понятие цикла использовали итальянский фило­соф Д. Вико в работе «Основания новой науки об общей природе наций», Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», историк А. Тойнби, социолог П. А. Сорокин и др.

Интересный расчет циклов творческой активности человека пред­ставил исследователь А. Жабин. Рассмотрев 11 842 биографии зна­менитых людей от античности до современности, он обнаружил, что через каждые 15 лет наступает период максимальной активности. В 15, 30, 45, 60, 75 лет происходит творческий взлет человека, обнов­ление его замыслов. В 75 лет творческая активность была прису­ща Гете, Леонардо да Винчи, Л. Толстому, Ч. Чаплину. Весьма опти­мистическая перспектива для поддержания творческого долголетия.

Человек осваивает время и неодинаково относится к нему на раз­ных жизненных этапах. В молодости время кажется бесконечной дис­танцией, где предстоит многое сделать. В старости «часы идут быст­рее», мелькают не только недели, но и годы. В разных исторических условиях человек способен «обгонять» время, становясь непонят­ным для своих современников, и получать признание у будущих по­колений.

Но возможна и другая ситуация — отставание от хода времени, консервация сознания и поведения, утрата чувства реальности. В по-

литике время использовалось для обоснования идеи о возможности ускорения, движения на повышенных скоростях с целью досрочного выполнения намеченных планов.

В романе В. Катаева «Время, вперед!» оно рассматривалось как фактор, способный поторапливать, заставлять работать быстрее, брать дополнительные обязательства, чтобы приблизить будущее. Время обретало идеологический смысл, оно становилось соучастником ис­торических событий и замыслов.

Вольное обращение со временем проявляется и до сих пор в прак­тике совмещения и переноса праздничных дней, уменьшения срока службы «год — за два», изменения часовых поясов, перехода на се­зонное время. Индивидуальное восприятие времени связано с рит­мами общества.

Субъективное восприятие времени может не соответствовать его реальному ходу. При большой эмоциональной нагрузке, предельной сосредоточенности, концентрации внимания чувство времени обост­ряется. Время «летит», когда человек влюблен, увлечен, полон впе­чатлений. Французский философ и социолог Ж. (Георгий Данило­вич) Гурвич предложил восемь состояний времени в современном обществе: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замед­ленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое. Культуры соревну­ются между собой за выбор соответствующего типа времени. Кроме того, существуют макро- и микроструктуры времени, и один и тот же человек может жить в разных временных мирах, переходя из одной системы в другую.

При всех обстоятельствах время является важным ресурсом раз­вития общества и человека.

Преемственность поколений как диалог культур

Преемственность культуры является закономерностью исторического развития. Она реализуется в динамичной и последовательной смене поколений. Каждое поколение имеет свои особые ценности и духов­ный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Оно ус­ваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперед.

** Эти две стороны взаимосвязи поколений — освоение культурного на­следия и новаторство — образуют основу исторического развития культуры. Трансляция культуры является всеобщим законом, опреде­ляющим единство человечества. .

66 Глава 3. Время как фактор исторического развития культуры

Проблеме роли поколений в истории культуры посвящали свои труды многие исследователи. В зарубежной социологии и культу­рологии проблемы поколений рассматривали С. Айзенштадт, К. Дэ-вис, М. Вебер, М. Мид, К. Маннгейм, К. Кенистон, X. Ортега-и-Гас-сет, А. Тойнби, Л. Фойер, 3. Фрейд, Ч. Рейч, Т. Роззак и др. Смена поколений создает непрерывность в истории культуры, способству­ет передаче культурного наследия и стимулирует дальнейшее изме­нение.

Однако в реальной жизни действие этого закона имеет очень ши­рокий диапазон, проявляется в многочисленных вариациях, сопро­вождается драмами и конфликтами.

А. Тойнби, размышляя о судьбе поколений, отмечал, что «каждое поколение, подобно карме, влачит на себе все то, что было содеяно предшественниками. Ни одно из поколений не начинает жизнь в ус­ловиях полной свободы, но начинает как узник прошлого. К счастью, узник этот не беспомощен, он располагает силами сломить рутину" наследуемых привычек»1.

В разные исторические эпохи изменялись объем и содержание культурного наследия, способы и механизмы его передачи последу­ющим поколениям. В опыте прошлых поколений были не только до­стижения, но и заблуждения, ошибки, просчеты. Идеологическая ограниченность и социальная тенденциозность способствовали по­явлению «белых пятен», стертых текстов культуры и достижений дея­тельности известных личностей. В сознании последующих поколений возникает сожаление об утратах, желание возродить забытые имена, вспомнить о новаторских идеях, пересмотреть отношение к культур­ному наследию. Но этот возврат происходит на ином витке истории, в других социальных и культурных условиях.

Проблема взаимоотношения поколений привлекала внимание рос­сийских ученых в различные периоды модернизации общества. Сре­ди них можно назвать известных политических деятелей, писателей: А. И. Герцена, П. А. Сорокина, И. С. Тургенева.

В 70-е гг. XX в. проблему поколений исследовали социологи И. Бес­тужев-Лада, И. Кон, И. Ильинский, В. Лисовский, Л. Коган, М. Тит-ма, В. Шубкин, А. Шендрик, В. Чупров.

Эти исследования содержали научную информацию об измене­ниях в ценностных ориентациях молодого поколения и тем самым прогнозировали неизбежность глубоких социальных и культурных

Тойнби Л. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С.

перемен в обществе. Прогнозы подтверждали идею немецкого со­циолога К. Маннгейма о том, что феномен поколений является од­ним из главных факторов, способствующих зарождению динамики исторического развития. Испанский философ и культуролог X. Ор-тега-и-Гассет отмечал, что смена поколений создает «пульсацию» в истории общества, определяя границы соединения традиций и но­ваторства. Возрастные группы выполняют интегративную функцию, объединяя сверстников на основе общего отношения к ценностям. Каждое поколение «встает на плечи» предыдущего, формируется им, но затем вносит свой вклад в развитие общества и культуры.

Характер преемственности культуры отражается в духовном об­лике поколений. В истории известны поколения «бури и натиска», «потерянного поколения», «поколения надежд». Эти символические названия отражают их роль в истории культуры.

Преемственность и взаимодействие поколений необходимо рас­сматривать по крайней мере в двух аспектах: вертикальном и гори­зонтальном. Вертикальный подход позволяет составить общую кар­тину передачи культурного наследия, представить его объем, судьбу открытий и утрат, продолжение реформ, начатых предшествующими поколениями или их критику.

Интересный расчет ускорения темпов исторического развития и увеличения объема информации в деятельности поколений предло­жил американский социолог А. Тоффлер. Если последние 50 тысяч лет существования человека разделить на средний срок человече­ской жизни приблизительно в 62 года, то всего в истории было около 800 таких сроков. Из них 650 человек провел в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возмож­ным эффективное общение поколений. За последние 6 сроков боль­шинство людей узнало печатное слово. За 4 срока человек научился более или менее точно измерять время. За 2 последних срока по­явился тот, кто использовал электрический мотор.

«И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуем­ся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни», — за­ключает А. Тоффлер1.

Возможно, приведенные расчеты условны, но они достаточно об­разно воспроизводят динамизм исторической преемственности куль­туры, колоссальный объем культурного наследия, накопленного че­ловечеством, соотношение традиций и новаторства.

1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997. С. 14.

Горизонтальный аспект позволяет изучить поколения, живущие одновременно. Отличительной особенностью современности явля­ется ускорение темпа перемен, когда прошлый опыт сохраняется как память, но утрачивает свое значение для практической жизни моло­дого поколения. Молодые воспринимают мир иначе, живут иными ценностями и целями. Возникший «временной сдвиг» изменил роль и характер взаимодействия поколений.

Как правило, одновременно живут три-четыре поколения. Между ними складываются различные отношения — сотрудничество и дове­рие, взаимопонимание и согласие, поддержка и помощь — на основе общих жизненных ценностей.

Но возможна и другая ситуация. Отношения становятся напря­женными и возникают конфликты, разногласия, взаимная критика и открытая враждебность.

Отношения между поколениями могут проявляться так или иначе в различных сферах жизни, в определении целей и ценностей, сим­патиях к политическим лидерам и деятелям культуры, в оценке со­бытий и технических достижений, в подражании модным эталонам и вкусам. В некоторых вопросах жизни поколения могут иметь общие позиции, но расходиться, например, во мнении о количестве детей в семье. Постепенно уходят в прошлое большие семьи, в которых со­вместно проживали несколько поколений. Все чаще нуклеарная се­мья, состоящая из родителей и 1-2 детей, живет отдельно. Появля­ются и иные типы семей. Число одновременно живущих поколений может увеличиваться или сокращаться в зависимости от многих усло­вий, в том числе от снижения границы реального возраста родителей, от генетической предрасположенности к долгой жизни, от соблюде­ния норм здорового образа жизни и отсутствия факторов риска.

В условиях земной цивилизации пять поколений, живущих одно­временно, к сожалению, является пределом. Свыше ста лет живут очень немногие, и это большая редкость, хотя, возможно, в будущем это станет нормой. Но в настоящее время в ряде стран, в том числе в России, происходит тревожное увеличение смертности, сокращение рождаемости, уменьшение средней продолжительности жизни.

Все эти особенности и тенденции влияют на характер преемст­венности поколений.

Генеалогическое поколение указывает на происхождение семьи от общего предка. Оно создает представление о династии и родствен­ной связи в преемственности поколений.

В недалеком прошлом в истории нашей страны отношение к ге­неалогии было пренебрежительным, рассматривалось как сословный пережиток. Это привело к почти полному исчезновению семейных архивов; лишь редкие семьи знают историю своих предков дальше 3-4-го поколения, да и в этих пределах мало известна история их личной жизни и судьбы.

Вместе с тем генеалогия — одна из важнейших отраслей истори­ческого источниковедения. Она изучает родственные связи людей, последовательность поколений, их ценности и образ жизни, право­вые и этические нормы в отношениях между поколениями.

Сегодня отношение к генеалогии в корне изменилось, возрос ин­терес к истории семьи и рода.

Выявились новые перспективные направления изучения истории дворянства, купечества, духовенства, городских средних слоев, фео­дальной аристократии, интеллигенции, предпринимателей, ремес­ленников, рабочих, крестьян.

В последние годы публикуются важнейшие архивные докумен­ты: письма, дневники, мемуары, на основе которых можно воссоз­дать историю семейной династии. Издаются тома фундаментальных серий об истории правящих династий, справочники о переселенцах и этнических диаспорах. Особый интерес представляют художест­венные портреты, миниатюрные изображения, фотографии, благода­ря которым можно представить особенности внешнего облика своих предков.

Знание истории семьи — духовная основа преемственности поко­лений и бережного отношения к культурному наследию. Забвение же предков неизбежно ведет к безнравственности, унижению досто­инства, варварскому отношению к историческим культурным ценно­стям.

Историческое поколение — период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение, становясь современ­ником событий эпохи, оказавших влияние на его духовный облик. Иногда ему придают символическое значение, называя поколением «Великой Отечественной войны», поколением «шестидесятников», «поколением перестройки и рыночных реформ».

В условиях экономических реформ все чаще говорят о среднем классе, «бизнес-поколении», которое активно проявляет себя в пред­принимательской и коммерческой деятельности. В нее вовлечено не все поколение, но оно влияет на характер ценностей и формиру­ющийся стиль жизни.

.

Как пишет социолог И. С. Кон,

поколение в этом смысле не столько количественная, сколько качествен­ная определенность. Чем значительнее историческое событие, тем дли­тельнее его историческое воздействие, тем шире хронологические рамки его влияния1.

Старшее поколение может вовлекать в орбиту своего притяжения несколько поколений, в том числе молодежь, создавая устойчивую традицию отношения к историческим событиям и духовным ценно­стям своего времени, вызывая эмоциональную сопричастность и вза­имное понимание.

Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности общества. Но динамика перемен вызы­вает, как правило, в новом поколении критическое отношение к пре­дыдущему периоду, требуя отказа от целей и ценностей старшего по­коления, объявляя их ложными. Так было во время противостояния Красного и Белого движений в революции, в период студенческих волнений «новых левых» на Западе в конце 60-х гг. XX в.

«Отцы и дети»: спектр отношений между поколениями

Отношения между поколениями проявляются в широком диапазоне значений. Наряду с совпадением в основных позициях могут быть существенные различия во вкусах, интересах и взглядах. Единство не означает тождества. Новые условия создают иную жизнь, не по­хожую на прежнюю. Вполне естественно, возникают различные цен­ностные ориентации, цели и мотивы поведения.

Однако может возникнуть и такая ситуация, когда отношения меж­ду поколениями приобретают конфликтный характер, увеличивая дис­танцию непонимания до враждебного противостояния.

Напряжение может нарастать в одних сферах, постепенно охва­тывая все более обширные пространства культуры.

Многообразие оттенков в отношениях между поколениями мож­но исследовать по следующим направлениям.

1. Социальный аспект определяет положение поколений в общест­ве, отношение к ним системы государственной власти. В совре­менных условиях в наиболее трудном положении оказались дети и старики (согласно данным ЮНИСЕФ, наиболее незащищен-

1 Кон И. С. Социология личности М., 1967. С. 110.

ными и бесправными в нашем обществе признаны дети (в том числе и подростки) и старики, ибо молодежь дееспособна, отно­сительна здорова и полна сил). Они нуждаются в создании осо­бых условий для их защиты.

2. Экономический аспект характеризует уровень занятости поколе­ний в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов. Инфляция и безработица, сокращение рабочих мест, развитие большого и малого бизнеса создали новые условия труда, требую­щие иной экономической культуры, владения навыками менедж­мента и маркетинга. Все это достаточно ново для старшего поко­ления, вызывает у него неприязненное отношение к коммерции и прагматизму современной молодежи. Многие прежние профес­сии потеряли значение, вызвали необходимость приобретения но­вых специальностей в зрелом возрасте. Молодое поколение ока­залось более приспособленным к рыночным отношениям, к изме­нению престижа профессий.

3. Политический аспект характеризует отношения между поколе­ниями в системе власти, уровень политической активности, уча­стие в партиях и движениях, выборах и референдумах. В<

Наши рекомендации