Керамический комплекс святилища Велижаны-2
Керамический комплекс святилища Велижаны-2, как уже было сказано в предыдущем параграфе, охарактеризован частично. Были описаны целые или частично реконструированные сосуды (10 экз.), их планиграфия и отражение в их орнаментации особенностей мировосприятия древнего населения. (рис.8)
По данным музейной коллекции Тюменского государственного университета, на сегодняшний день, по венчикам сосудов удалось установить, что керамический комплекс святилища Велижаны 2 насчитывает 140 экземпляров.
Особенность керамического комплекса святилища Велижаны-2 состоит в том, что он представлен сразу тремя культурными традициями. В своё время, Л.А. Дрябина полагала, что на святилище Велижаны-2 керамика представлена андреевской, липчинской и сосновоостровской культурами.[45]
На сегодняшний день удалось установить, что ситуация несколько отличалась. По нашим данным, керамический комплекс святилища Велижаны-2 в основном представлен байрыксокой (рис.9; рис.10; рис.11), и незначительном количестве андреевской (рис. 12)и липчинской (рис. 13) керамикой.
Липчинский тип керамики был выделен В.Н. Чернецовым в 1953 г. на основании материалов Липчинской стоянки.[46] На сегодняшний день известна основная территория распространения памятников липчинской культуры – горно-лесные районы Зауралья и южно-таежная зона Тюменского Притоболья. При этом на территории Зауралья липчинская посуда изготовлена из глины с примесью талька, а Тюменского Притоболья с примесью песка. [47]
Внешняя поверхность сосудов гладкая, а внутренняя нередко обработана гребенчатыми расчесами. Сами сосуды прямостенные или со слегка отогнутым наружу краем. Венчики обычно округлые или уплощенные. У многих сосудов с внутренней стороны шейки имеется слабое утолщение, сформированное в результате нанесения на внутреннюю часть шейки глубокого орнамента. На ряде сосудов насечками украшался и срез венчика, который иногда имел волнистую форму.
Поверхность сосудов покрыта сплошным узором с сочетанием горизонтальной и вертикальной разбивки орнаментального поля. Одна из особенностей липчинской керамики – развитый геометризм, представленный треугольниками, ромбами, горизонтальными зигзагами, заштрихованными прямоугольными линиями, зигзагообразными линиями, которые являлись вертикальными разграничителями зон геометрических фигур и солярными узорами. Основной техникой нанесения узоров является отступающе-накольчатая или ложношнуровая.
Керамика байрыкского типа была выделена М.Ф. Косаревым.[48] Он выделял байрыкский этап в переходное время от неолита к эпохе металла и синхронизировал поселения этого этапа с липчинской культурой.[49]
Памятники с байрыкской посудой распространены в лесостепном и южно-таежном Притоболье. Исследователи отмечают сходство посуды с гребенчато-ямочной орнаментацией на территории от Притоболья до Барабинской лесостепи и связывают это с общностью происхождения и хронологической близостью комплексов.[50] Керамику байрыкского типа В.И. Молодин выделял на памятниках Барабинской лесостепи (поселения Венгерево-3).[51]
Посуда байрыкских комплексов преимущественно круглодонная, иногда закрытой формы. Нередко, край венчика волнистый, с отпечатками гребенчатого штампа. Орнамент покрывает преимущественно всю поверхность сосуда, и состоит из оттисков гребенчатого штампа, и крупных наколов. В основном, узор представлен горизонтальными и вертикальными линиями, зигзагами, наклонными линиями и геометрическими узорами. По краю венчика отмечается один, иногда два ряда круглых ямок. Ряды ямок, также, встречаются на стенках сосудов. Встречаются и сосуды, орнаментированные лишь поясками ямок по тулову. В целом, для барыкской керамики характерно сочетание ямок с оттисками гребенчатого штампа и линий, выполненных отступающей палочкой.
На синхронность байрыкских и липчинских комплексов указывает присутствие на липчинской посуде Тюменского Притоболья разделительных ямочных поясов, что, возможно, являлось результатом влияния гребенчато-ямочной орнаментальной традиции.
Впервые понятие андреевская культура было введено в научный оборот П.А. Дмитриевым во второй половине 20-ых гг. ХХ века.[52]
Центром ареала данной культуры можно считать систему Андреевских озер. На севере ареал ограничен долиной реки Иртыш, южная граница проходит приблизительно в районе г. Курган, западную границу можно провести по среднему течению реки Туры, а восточную до правобережной части реки Тобол.[53]
На разных памятниках посуда довольно однотипна. Это сосуды с округлым или приостренным дном и прямыми стенками, которые плавно сужаются ко дну. Вариантов форм немного, поэтому в основном это сосуды полуяйцевидной формы. Посуда, скорее всего, изготавливалась ленточным кольцевым налепом. Известно, что в состав глиняного теста добавлялся песок и органика.
Характерной особенностью всех сосудов андреевского типа является их орнаментация. Вся посуда без исключения имеет ямочный орнамент, который занимает 70 – 90 % поверхности сосудов. Сами ямки представлены различными формами – круглые, овальные, треугольные, ромбовидные, каплевидные, полулунные и т.д. Ямочный узор чередовался с рядами оттисковами гребенчатого штампа.
Время существования липчинской, андреевской и байрыкской культур исследователи определяют в рамках второй половины III – начала II тыс. до н.э.[54]
Для предварительной характеристики комплекса было взято 97 сосудов. Была определена их культурная принадлежность, выделены группы сосудов на основе особенностей, техники нанесения орнамента.
Результаты предварительного анализа показывают, что основу керамического комплекса святилища Велижаны-2 составляет керамика байрыкского типа (86 экз – 89%). Остальные орнаментальные культурные типы представлены всего несколькими сосудами: липчинский тип керамики – 7 экз. (7%), андреевский – 4 экз. (4%).
Стоит отметить и то, что керамика, обнаруженная на площади святилища, представлена целыми рядами заимствований орнаментики из других культур. Байрыкский тип керамики включает в себя элементы андреевской (ямочные вдавления) и липчинской (геометризм) орнаментальных традиций, которые, как и байрыкская определяются одной хронологической эпохой. Помимо заимствований андреевской и липчинской керамики, байрыкские сосуды включают в себя элементы и более ранних культур, относящихся к эпохе неолита – сосновоостровской и шапкульской. Для сосудов с сосновоостровскими элементами характерно наличие зигзагов и лент, а для шапкульских - нанесение мелкого гребенчатого штампа. На нескольких байрыкских сосудах присутствуют элементы близкие орнаментальным традициям таежных культур Западной Сибири эпохи раннего металла.
В свою очередь, андреевские и липчинские сосуды, обнаруженные на площади святилища Велижаны-2, также включают в себя элементы, которые несвойственны для керамики подобных типов (ямочные вдавления по всему тулову).
По технике нанесения орнамента керамический комплекс святилища Велижаны-2, предварительно можно выделить следующие группы:
- гребенчатый штамп (54 сосуда – 55,6%)
- шагающая гребенка (35 сосудов – 36,1%)
- крупный фигурный штамп (3 сосуда – 3,1%)
- отступающе-накольчатая техника (5 сосудов – 5,2%)
Также, в керамической коллекции присутствует аморфный кусок необожженной глины с оттисками гребенчатого штампа. Скорее всего, его и использовали для пробы гребенчатого штампа.[55]
Помимо сосудов, к керамическим изделиям, обнаруженных на территории святилища Велижаны-2, относятся обломки грузил (38 экз.), из которых три имели сигаровидную форму, а остальные, видимо биконическую. (рис. 12)
Особый интерес представляет орнаментация биконических грузил. Два стерженька украшены ногтевидными вдавлениями, расположенными бессистемно. Обломок одного из грузил украшен шестью лучами, которые были выполнены косо поставленными оттисками трехзубого гребенчатого штампа, образуя продольные линии. Интересен и обломок грузила подпрямоугольной формы с зауженными тупыми концами. Одна из его граней украшена четырьмя прочерченными линиями. Возможно, данный обломок использовался для заточки орудий с узким лезвием, о чем может свидетельствовать желобок шириной 0,3 см.[56]
Заключение
Таким образом, в данной работе представлен новый взгляд на керамический комплекс святилища Велижаны-2, его составляющие культурные типы и в целом на культурную принадлежность святилища.
Было установлено, что основу керамического комплекса святилища Велижаны-2 составляют сосуды байрыкского типа (89%). Результаты предварительного анализа показывают, что орнаментация большинства байрыкских сосудов включает элементы орнамента других культурных типов – синхронных (липчинский, андреевский) или предшествующих (сосновоостровский, шапкульский). В этой связи исследование керамического комплекса святилища Велижаны-2 может выходить на новый уровень изучения.
Так, по мнению В.А. Заха, святилище Велижаны-2 может быть представлено не одним, а двумя памятниками, которые могли функционировать в разные временные отрезки. Гипотеза подобного рода опирается в первую очередь на архитектурные особенности святилища. Как уже было сказано выше, святилище состоит из двух округлых рвов, вписанных друг в друга, и вполне вероятно, что малый круг мог функционировать раньше.
Вторым моментом, лежащим в основе данной гипотезы, является хронология культур, представленных на территории памятника. Хронология памятников байрыкской, липчинской и андреевской культур, несмотря на их бытование в рамках эпохи раннего металла, может несколько отличаться. К тому же, ряд керамических изделий, представленных посудой байрыкского типа, содержал в себе элементы шапкульской и сосновостровской орнаментальных традиций, относящихся к более ранней эпохе по сравнению с вышеперечисленными культурами.
Не исключено, что святилище Савин-1, представленное двумя округлыми площадками, но не вписанными, а соприкасающимися друг с другом, также могло представлять собой два разновременных святилища.
Особое значение в решении данной проблемы приобретает анализ керамического комплекса святилища Велижаны-2, его культурно-хронологическая характеристика и планиграфия.
Проблема изучения керамического комплекса святилища Велижаны-2 ещё далека от завершения, однако работы в данном направлении продолжаются.