Лекция 3. Определение цели выступления
Цель – это практическая установка, к которой стремится оратор. Различают цель общую и конкретную. Задайте себе вопрос: Зачем я выступаю? Какую цель преследую:
- дать информацию – рассказать о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела;
- убедить слушателя – подготовить к какой-то точке зрения, побудить принять мнение оратора;
- побудить к действию – изменить что-либо в окружающем мире, воздействовать на волю слушателя.
Часто в выступлении выражены все три цели, но одна из них – главная.
Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи. Реализовать цель можно, если хорошо знаешь аудиторию, ее особенности, т.к. цель определяется не только для себя, но и для своих слушателей. Следует всегда помнить о слушателях. Важно не только то, что вы хотите сказать, но и то, как вас поняли, ведь «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Модуль 4. Лекция 5. Подбор материала
Этот этап должен начинаться с обдумывания выступления. Чем лучше вы обдумали своё выступление, тем быстрее вы найдёте то, что вам нужно.
Итак, существуют четыре основных источника:
* чтение научной литературы;
* анализ прочитанного и размышление;
* личный опыт.
Работая с книгой, настройте себя, дайте себе установку. Установки могут быть такие:
- изучить по книге тот или иной вопрос;
- критически проанализировать содержание книги;
- проверить, совпадает ли оценка какой-то проблемы с мнением автора, других авторитетных лиц;
- выбрать из прочитанного материала факты, примеры, интересные положения.
Существуют некоторые правила чтения:
1. Читайте выборочно (критически). При выборе книги стоит учитывать год издания, авторитет автора и издательства. Не отвлекайтесь и не уходите в сторону.
2. Читать с карандашом в руке, т.е. выписывать значимые цитаты, факты, цифры, имена.
3. Умение передать содержание своими словами – верный признак понимания прочитанного. Знать, уметь донести и пользоваться этими знаниями – разные вещи. Знаниями нужно уметь пользоваться. Практика дает такое умение. Умение – это знание, внедренное в практику. Пересказ прочитанного – своеобразная тренировка для оратора: обогащается речь, совершенствуется мастерство внушения и убеждения.
4. Критически осмысливать прочитанный материал. Необходимо думать над прочитанным, пытаться понять, как соотнести прочитанное с современными событиями, как и когда использовать свои знания.
5. Необходимо выработать собственное отношение к проблеме, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.
Мы можем предложить один из вариантов подготовки выступления:
а) планирование;
б) сбор материала;
в) обработка найденного материала;
г) анализ собранного материала и его редактирование.
На начальном этапе определяется тема. На втором этапе следует определить стоящие пред вами цели, задачи.
Подготовка к речи и ее планирование позволяют заранее предвидеть возможные неожиданные моменты, приобрести навык быстрой и гибкой реакции при возникновении непредвиденных ситуаций.
Модуль 4. Лекция 5. Композиция речи
Любую речь принято делить на три композиционные части:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
При подготовке к выступлению следует помнить, что:
- речь должна соответствовать вашей цели – быть уместной, понятной аудитории, содержать новизну;
- речь должна быть предельно краткой, т.к. наша способность к запоминанию информации весьма ограничена;
- слушатель хорошо воспринимает речь продолжительностью 15 минут;
- содержание речи должно быть разбито на логические блоки, воспроизведение которых не превышает 15 минут.
Особое внимание следует уделить началу и концу речи.
Первые слова вызывают или интерес или скуку. Чтобы обратить внимание на себя, отвлечь людей от массы «полезных дел» нужна необычная фраза, которая заставила бы «замереть». Например, Мы слушаем только то, что нам интересно. Человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит.
Вступление
Основные задачи вступления:
1. установление контакта с аудиторией;
2. создание рабочей атмосферы;
3. привлечение внимания к предстоящей речи.
По первым фразам складывается впечатление о человеке. Эффект первого впечатления запоминается надолго.
Искренняя улыбка порождает атмосферу доброжелательности.
Не следует:
- извиняться в начале беседы – это знак неуверенности;
- показывать пренебрежение;
- первыми же вопросами вынуждать собеседника подыскивать контраргументы и оправдываться.
В начале речи можно:
- указать цель встречи;
- назвать тему лекции или доклада;
- объявить последовательность рассматриваемых вопросов.
Иногда полезен элемент внезапности. Например, необычно и неожиданно для слушателя увязать детали и факты.
Существует множество приемов вступления:
- чтобы снять напряженность достаточно сказать несколько комплиментов;
- шутка вызывает улыбку или смех;
- сравнение, личные впечатления, необычный вопрос поможет «зацепить» слушателей, вызвать их интерес;
- обращение к аудитории выбирайте осторожно (само обращение несет информацию о вас и о теме).
Неудачное начало снижает интерес слушателя к теме, рассеивает их внимание. Оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать.
Основная часть
Основная часть должна быть логично выстроена. Ваша задача – информирование присутствующих, передача сведений, изложение нового материала, поэтому расположить материал необходимо таким образом, чтобы он помогал добиться цели.
Точность, ясность, профессиональность, наглядность, краткость, логичность – вот критерии успеха вашей речи.
Существует принцип усиления композиции, т.е. значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.
Некоторые ораторы считают уместным в качестве образного средства речи использовать иронию. Но надо помнить, что ирония – это симуляция искренности. Иногда люди иронизируют над тем, что изначально не было задумано как ирония. Говорящий может намеренно сделать своё высказывание ироничным, двусмысленным, а может и не сделать этого. Слушающий может услышать или увидеть двусмысленность, ироничность, а может и не увидеть. Здесь все зависит от аудитории. Как настроена аудитория, готова ли она принять иронию или нет. В подходящей ситуации ирония или речевая ошибка может быть смешной, в неподходящей – досадной.
Если говорящий и аудитория думают, что текст намеренно создавался как иронический, то аудитория иронизирует вместе с говорящим. Если же они считают, что текст не был задуман как иронический или смешной, то они иронизируют или смеются над говорящим.
Обращение же к шутливым пословицам или поговоркам помогает предотвратить конфликтную ситуацию, выйти из ситуации «сохранив лицо». Хотя в последнее время пословицы мало используются из-за поучительного характера.
Обращение к единицам шутливого характера, иронии является своеобразной проверкой на идентичность, на принадлежность к одной социальной группе.
Оратор должен не только в чем-то убедить аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении.
Фразы, которые можно использовать в речи: во-первых…, во-вторых…; на первом месте.., на втором месте…; с одной стороны…, с другой стороны…; в заключение; в результате; следовательно. Сейчас вы сможете убедиться, что… Вам, конечно, известно, что… Вы сможете добиться…
Можно использовать вопросы, которые заставляют слушателей задуматься: Что вы думаете об этом? Как, по вашему мнению, можно сделать? Согласны ли вы с тем, что…? Не думаете ли вы, что…?
Фраза «да – но» позволяет рассмотреть предмет со всех сторон. Можно согласиться со слушателем, а потом начать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны, что позволит слушателю взвесить все «за» и «против».
Употребляйте терминологию, которая понятна слушателям. Если же вводите новый термин, то объясните его значение.
Если кто-то во время вашего выступления вам мешает, то этого человека можно просто игнорировать, т.е. не реагировать на него, тем самым лишая его лидерства.
Начинайте свое выступления не с перечисления недостатков того, о чем вы говорите, а с указания преимуществ.
Для достижения большего успеха старайтесь своим слушателям создать хорошую репутацию, которую они охотно будут оправдывать.
Заключение
В вашей речи должно быть заключение. Закон края говорит о том, что лучше всего запоминается первое и последнее, начало и конец. Например,
«Вместе с вами мы убедились, что…», «К какому выводу мы с вами пришли…», «Давайте подведем итоги», «Итак, мы пришли к выводу…», «Закончить свою речь мне хотелось бы словами (цитатой, высказыванием, притчей)…» и другими.
Не следует выступление заканчивать шуткой, не относящейся к теме выступления. Слушатели должны почувствовать, что сказано все. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние слова призваны усилить эффект выступления: приводятся самые сильные доводы. Нечеткое заключение резко снижает впечатление от даже очень хорошей речи. Основные идеи сформулируйте четко и кратко. Всем присутствующим должна быть ясна и понятна каждая деталь обобщающего вывода. Рекомендуем оратору заучивать несколько последних предложений.
Лекция 6. Языковые средства для оформления рефератов, курсовых и дипломных проектов.
Данная лекция подготовлена с помощью материалов книги: Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2000. С. 84-89.