Определение целей выступления

Цели выступления могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Аудитория (лат. "Auditor" – слушатель) – это некоторое количество людей, собравшихся выслушать публичную речь и сосредоточивших свое внимание на ее содержании и ораторе. Мотивы присутствия каждого из слушателей могут быть очень разнообразны:

1. интеллектуально-познавательные (пришел, так как интересуюсь данной проблемой);

2. морально-дисциплинарные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку);

3. эмоционально-эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения – хочется «побыть на людях»).

Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, т.е. преобразовать морально-дисциплинарные и эмоционально- эстетические мотивы в интеллектуально-познавательные. Осуществить это можно, если учесть основные, групповые и конкретные интересы аудитории.

Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими (дети – родители, женщины – мужчины, начальник – подчиненный и т. д.).

Групповые интересы – это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному и прочим признакам.

Конкретные интересы – это интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей (например, юноши больше интересуются автомобилями и мотоциклами, силовыми и игровыми видами спорта, а девушек привлекает информация о модных направлениях в одежде, видах косметики). В рамках конкретных интересов людей может быть намечена весьма широкая тематика выступлений.

С учетом основных, групповых и конкретных интересов данной аудитории формулируется общая цель выступления. Она также определяется видом реакции, которую выступающий хочет получить:

А) удовлетворить любознательность слушателей;

Б) развлечь их;

В) воодушевить, убедить, склонить к какому-либо действию или его прекращению.

По характеру общей цели, речи подразделяют на следующие типы: информационная, развлекательная, агитационная.

Задача информационной речи состоит не только в том, чтобы пробудить в слушателях интерес к предмету, теме, но и дать им новое знание. Место произнесения информационной речи – школьный класс и студенческая аудитория, парламент, собрание коллектива, научная конференция, съезд партии и проч. Наиболее часто студентам приходится иметь дело с информационными типами речей (семинары, ответы на экзаменах, написание рефератов, отчетов, курсовых и дипломных работ).

Основные элементы данного типа речи – факты, события, теоретические размышления, обобщения, выводы. По форме это может быть – описание, повествование, рассуждение.

Описание – расчленение предмета, явления на части и наглядный показ этих частей. Примерные темы описаний могут быть сформулированы следующим образом: «Состав почвы»; «Жизнь в песках Сахары»; «Дом римского гражданина» и т.п. В повествовании обязательно должно быть пространственное или временное движение: «Жизнь домашней кошки»; «Путешествие по Оке»; «Рабочий день инженера-конструктора».

Рассуждение показывает, каков предмет, явление в действии или каково его устройство: «Как роятся пчелы»; «Игра в бридж»; «Устройство осциллографа»; «Смысл буддийской веры»; «Как учить стихи».

Задача развлекательной речи состоит в том, чтобы доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время отдыха. Местом произнесения может быть банкет, вечеринка друзей, праздничный вечер и т.п.

Основные элементы – шутка в сочетании с серьезной мыслью, правда и вымысел. По типу высказывания развлекательная речь чаще всего является повествованием, например, серия картинок из жизни юбиляра, веселые эпизоды, случившиеся с другом и т. д.

Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию. Воодушевляющая речь произносится обычно на торжественных спортивных, политических, внутриорганизационных мероприятиях. По форме это приветствия, выступления с оценкой заслуг, в ознаменование каких-либо событий, речи о значении нравственных и общественных ценностей. Обычно в таких речах не сообщается новой информации, скорее они напоминают о том, что всем хорошо известно, но в суете повседневной жизни отходит на второй план. Воодушевляющая речь призвана затронуть прежде всего чувства слушателя, а не его рассудок.

Убеждающая речь имеет свои специфические черты. Убедить человека в чем-либо – это логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение. Опытные ораторы, создавая убеждающие речи, опираются не только на разум человека, на его способность логически мыслить, но и на его эмоциональную сферу. Убеждающие речи, хотя и призваны повлиять на образ мыслей и поведение людей, к конкретным действиям могут и не призывать. Предметом убеждающей речи может быть доказательство события, явления (правда – неправда), проблемы поведения (что надо делать – что не надо делать) и т.п. Успех убеждающей речи возможен при соблюдении оратором следующих условий:

1) в качестве темы необходимо выбирать спорный вопрос. Если, прежде чем вы начали говорить, все уже согласны с вами, то ваше выступление просто неуместно.

Спорность того или иного вопроса – явление историческое. Когда-то спорными вопросами были вопросы о форме Земли, возможности полета человека в космос и т. д. Ныне они давно уже не являются таковыми. Всегда спорны будут проблемы социальных, экономических, политических, культурных, религиозных отношений людей.

2) проблема, которая поднимается в убеждающей речи, должна быть не только спорной, но и разрешимой. Такое разрешение не обязательно должно носить характер "истины в последней инстанции": оно может быть временным, устраивающим ваших слушателей сегодня, на данном этапе жизни общества. Ни одна, даже самая замечательная речь не сделает людей счастливыми и благополучными, но необходимо стремиться к тому, чтобы максимально помочь вашим слушателям в решении их насущных проблем.

В речи, призывающей к действию или прекращению оного, этот призыв может быть прямым или косвенным. Среди элементов призывающей речи обязательны уже встречавшиеся в других типах высказываний – обнародование фактов, стремление пробудить в слушателях психическую восприимчивость, попытка привести их к согласным действиям. Но есть и сугубо специфические черты. Призывающая к действию или прекращению оного, речь должна вызвать в слушателях потребность сделать то, к чему их призывают (оказать материальную поддержку, проголосовать на выборах, купить товар, прочитать книгу, бросить курить, заняться физкультурой и т. д.) С другой стороны, аудитория должна быть способной на это действие или его прекращение.

3) необходимое условие успеха призывающей речи – точный расчет оратором тех позитивных и негативных последствий, который наступят для слушателей, если они поддержат или проигнорируют его призыв.

Конкретная цель выявляет, что слушатель должен знать, чувствовать, делать, выслушав ваше выступление. Она должна быть выражена предложением, раскрывающим центральную идею речи, основное утверждение или изложение темы.

4.2. Диспозиция

Раздел риторики, содержащий рекомендации относительно композиции (лат. "compositio" – составление, сочинение) речи, расположению накопленного и отобранного материала, называется диспозицией. Фактически работа над композицией начинается на этапе обдумывания темы, содержания речи.

В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т. е. соотношение его отдельных частей, отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

Основой композиции является план – взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы и уложиться в отведенное для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактному к конкретному. Покажем это в виде общей схемы.

План в общем виде

1.Выбор темы, выработка авторской позиции, постановка цели.

2. Первые наброски основных идей и наметки основных частей.

3. Простой план из 3-6 частей с определением главных пунктов.

4. Сложный план, в котором пункты подразделяются на подпункты.

5. Перестановка пунктов и подпунктов в соответствии с замыслом композиции.

План в деталях

6. Микротемный план: предельная детализация отдельных вопросов.

Существуют противоположные точки зрения относительно необходимости планировать выступление. Многие считают, что план сковывает оратора, не давая простора импровизации. Возможно, определенная доля истины в этом утверждении есть, но импровизация – Божий дар, и дается далеко не каждому. К тому же, многие ораторы, составив план, не пишут всего текста, импровизируя его. В этом случае план помогает не сбиться с намеченного пути и не упустить что-либо важное. Встречаются люди, утверждающие, что выступают (и пишут) без всякого плана. Психологи отмечают иллюзорность такого мнения. Элементы плана существуют всегда, они могут быть не осознаны автором по-настоящему. Очень часто выступления таких ораторов оставляют впечатление недосказанности, важные моменты в них бывают упущены.

Наиболее распространенной структурой классическая риторика считает структуру трехчастную – вступление, основная часть, заключение.

Наши рекомендации