Лекция 1. Формирование языковой личности на современном этапе развития нашего общества.

На данном этапе развития нашего общества следует формировать личность в новых экономических условиях. В связи с изменением общественной жизни в России возрастает потребность воспитания и самовоспитания зрелой и уверенной в себе личности, что предполагает развитие устойчивых навыков свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации. Современный специалист должен вести деловые беседы, переговоры, убеждать, а также разрешать, предупреждать конфликты. Для этого необходимо сформировать навыки эффективного общения через осознание, освоение и осуществление риторической модели самореализации.

В бизнесе первая заповедь: все внимание говорящему. Понаблюдав за беседой и разговором людей нашего современного общества, вы увидите, что люди практически не слушают друг друга, а ждут паузы, чтобы вставить свое слово, высказать свое мнение, рассказать случай из жизни, передать свою информацию, то есть, они просто обмениваются информацией или критикуют друг друга.

Речевое воздействие формирует эффективное общение. Современный человек должен владеть психологическими, эмоциональными приемами убеждения, поскольку в общении людей действуют правила и законы, и, если их соблюдать, то общение становится эффективным. Принцип толерантности заставляет задуматься над своим общением, совершенствовать его, что приводит к улучшению взаимоотношений с окружающими.

Развитие демократического общества России, новых экономических условий доказывает, что необходимо научиться убеждать равному равного. В настоящее время законы направлены на то, чтобы защищать права человека. Становится необходимым убеждать людей, требующих равного отношения к себе. Возникновение новой психологии дало дифференцированный подход к личности, при этом каждый человек – индивидуальная, неповторимая личность. Все это ведет к затруднению в общении.

Экономические причины способствуют развитию речевого воздействия, так как конкуренция повлияла на сферу интеллектуального общения. Следует научиться управлять общением, предвидеть воздействие речи на человека в конкретной ситуации. Каждый человек взаимодействует с другими и воздействует на них. На современном этапе развития общества можно выделить два основных вида речевого воздействия: убеждение и внушение. Известно, что люди слушают только то, что им интересно, следовательно, надо проявить искреннюю заинтересованность, для достижения результата.

Грубость, непрофессионализм в коммуникации, обезличенность, безнаказанность за произнесенные слова, поучающий тон, неприязненное отношение говорят об отсутствии личной культуры, создают отрицательный эмоциональный фон и не способствуют установлению и поддержанию хороших, дружеских отношений. Демонстрируя свое превосходство над другими людьми, человек сам создает отрицательный эмоциональный фон.

Приведем в пример диалоги, которые были услышаны в магазинах, на улице, в транспорте и т.д.:

— Как пройти на улицу Ленина? – спрашивает один человек у другого.

— Ногами, молодой человек, – получает он незамедлительный ответ.

— Спасибо, я подумаю об этом.

Разговор двух приятелей.

— У меня вчера собака испачкала весь ковер.

— Какой хозяин, такая и собака.

В тренажерном зале.

Девушка, уже устав ждать, когда другая освободит тренажер, подходит к ней и говорит:

— Вы что, не видите, сколько я уже жду, пока вы освободите этот тренажер?

— Ну и ждите дальше.

— Вы же здесь не одна! Другие тоже хотят позаниматься!

— Хотеть не вредно. Надо было раньше заниматься, а сейчас я здесь занимаюсь!

— Ну и занимайтесь до посинения! Чтоб он сломался у вас.

В компьютерный центр забегает студент, которому срочно нужно воспользоваться услугами Интернета, и обращается к администратору:

— Дайте мне компьютер на 5 минут! Это очень срочно!

— Вам что его сюда поднести и к ногам поставить?! Пожалуйста, проходите и выбирайте любой из свободных компьютеров.

Молодой человек в продуктовом магазине подходит к продавщице и просит её обслужить его. Но продавщица, не обращая на него внимания, красит на руках ногти. Молодой человек с возмущением:

— Девушка, я тороплюсь, обслужите меня, пожалуйста!

— Сейчас, немного осталось.

Через две минуты парень опять спрашивает:

— Ну так что. Я ведь жду.

— Вот навязался. Ты своим котелком додуматься не можешь, что лак ещё высохнуть должен.

Молодой человек в гардеробе:

― Извините, я случайно потерял бирку, что мне теперь нужно сделать?

Гардеробщица в ответ:

― Как вы меня за целый день достали! Как потерял, так и ищи!

Девушка садиться на освободившиеся в троллейбусе место. Подходит пожилая женщина и грубо вытесняет ее, наступая на ноги и протискивая свои котомки:

― Постоишь молодая… И так целый день за партами сидите. И не устали еще сидеть-то? В какой транспорт не зайдешь все места молодежью заняты. Обнаглели, совести совсем нет!!!

Пожилой человек просит юношу:

― Помогите, пожалуйста, занести сумку в автобус.

― Юноша отвечает: «Я не подъемный кран. Сам занесешь».

В продуктовом магазине стоит женщина и смотрит на прилавок, выбирая продукты. Продавец:

― Че вам тут надо?!

― Я бы хотела выбрать кое-какие продукты.

― Так давай выбирай быстрее и не загораживай прилавок!

Проанализировав разнообразные факты речевых ошибок, приходим к выводу, что происходит нарушение коммуникативной компетенции, а отсюда идут коммуникативные неудачи. Следовательно, важно научиться держать своё поведение под постоянным контролем. При этом необходимо научиться анализировать свое поведение и свою деятельность для того, чтобы знать, какое он впечатление произвел на людей, и соответствует ли это его интересам. Такой подход способствует повышению общей культуры поведения.

В условиях нынешней рыночной экономики человеку следует:

1) опираться на свои победы и удачи, а не концентрировать свое внимание на неудачах, полезно накапливать в памяти свои победы над трудностями и препятствиями на работе, тогда растет уверенность в себе, повышается самооценка, самосознание, уважение к себе как к личности;

2) мысленно проделать то, что придется делать в действительности, тогда элемент неожиданности сводится к нулю, так как возникает ощущение, что делается все не в первый раз, а отсюда появляется уверенность в словах, жестах, поведении; развивается воля, внимание, память, мышление.

Используя все эти приемы, мы овладеваем новыми рациональными методами работы и всегда сможем адаптироваться в новых экономических условиях.

Наши рекомендации