В практической деятельности учителей
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям!
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Операция | Назначение | Речевая парадигма |
Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах | - Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. - Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения. - Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили |
Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей | - У вас обязательно получиться… - Я даже не сомневаюсь в успешном результате |
Скрытое инструктирование ребенка о способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания | - Возможно, лучше всего начать с… - Выполняя работу, не забудьте о… |
Внесение мотива | Показывает ребенку, ради чего или кого деятельность совершается | Без тебя ребятам не справиться |
Персональная исключительность | Обозначает важность усилий ребенка | - Только тебе я могу доверить… |
Мобилизация активности | Обозначает важность усилий ребенка | - Только тебе я могу доверить… |
Высокая оценка какой-либо детали | Помогает эмоционально пережить успех | - Тебе особенно удалось… |
Внимание! Лишь в ситуации успеха раскрываются все удивительные индивидуальные качества. И в ситуации триумфа личности вырастает уверенность в своих силах. Внимание каждому – база для благоприятного положения в группе.
Как поддерживать детей…
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемытам, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.
Слова поддержки:
- Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
- Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
- В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.
Слова, вызывающие разочарование:
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты бы мог сделать это гораздо лучше.
- Ты мог бы больше постараться, когда выполнял работу.
- Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам сделаю.
- Ты еще маленький, чтобы делать такую работу.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, который опасается, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке сделать что-то самостоятельно или небольшом прогрессе. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.
Поддерживать можно посредством:
• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, вперед, продолжай).
• Высказываний ("Я горжусь тобой!", "Мне нравится, как ты работаешь", "Это действительно прогресс!", "Я рад твоей помощи", "Все идет прекрасно", "Я рад, что ты в этом участвовал", "Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал").
• Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его).
• Совместных действий физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);
• Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Успех – методическая основа, обеспечивающая активность и, как следствие, развитость ребенка. Нет успеха, нет развития.
Один из вариантов организации порядка в классе
« Сильные мальчики смогут поднять стулья и выровнять ряды. Аккуратные девочки смогут вымыть доску и протереть подоконники. Внимательные помощники соберут мелкий мусор…»