Тема 7. формирование группового поведения в организации
Группа– относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Люди объединяются в группы в силу ряда причин. Классические теории группообразования объясняют это следующим образом. Так, согласно теории близости люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости. Например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах.
Согласно теории формирования групп Дж. Хоманса люди в процессе выполнения поставленных задач взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие способствует появлению чувств, эмоций – как положительных, так и отрицательных – по отношению друг к другу и к руководству. Чем больше общих задач люди решают, тем больше их взаимодействие друг с другом, тем сильнее будут в процессе их выполнения чувства; чем больше взаимодействий, тем больше люди стремятся к сотрудничеству и больше чувств они разделяют; чем больше чувств испытывают люди друг к другу, тем более они стремятся к совместной деятельности и тем многочисленнее их взаимодействия.
Теория равновесия утверждает, что люди объединяются в группы вследствие общих установок и ценностей.
Теория обмена утверждает, что люди, находясь в пространственной близости и имея общие установки и ценности, стремятся к взаимодействию в том случае, если вознаграждение в результате этого сотрудничества превышает затраты.
В качестве причин, по которым люди объединяются в группы, называют также возможность достижения целей и удовлетворение потребностей в обеспечении безопасности, в общении, в принадлежности, в самоуважении, усилении власти и получении определенного статуса(
Также выделяют следующие причины группообразования:
- достижение конкретных целей;
- усиление власти;
- обеспечение безопасности;
- защита прав и социальных гарантий;
- общение;
- самоуважение;
- получение определенного статуса.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации. По неформальным каналам могут распространяться ложные слухи, приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству. Принятые группой нормы могут привести к тому, что продуктивность организации будет ниже той, что определена руководством.
Тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов могут задерживать необходимую модернизацию производства. Однако цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации. Например, сильный дух коллективизма, характерный для некоторых организаций и порождающий сильное стремление к успеху, часто произрастает из неформальных взаимоотношений, непроизвольных действий руководства. Даже неформальные каналы связи могут иногда помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций.
Классификация групп.
Признак классификации | Виды групп |
Размер группы | Большие Малые |
Сфера совместной деятельности | Управленческие Производственные |
Уровень развития | Высокоразвитые Слаборазвитые |
Реальность существования | Реальные Условные |
Цели существования | Целевые (проектные) Функциональные По интересам Дружеские |
Степень формализации (принцип создания) | Формальные Неформальные |
Период функционирования | Постоянные Временные |
Характер вхождения индивида в группу | Референтные Нереферентные (группы принадлежности) |
Формирование |
Бурление |
Становление норм |
Выполнение работы |
Расформирование |
Рисунок. Стадии формирования и развития групп
Формирование – стадия, на которой происходит отбор членов группы в соответствии с их функциональным или техническим опытом для выполнения целей, стоящих перед группой. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы (например, как будут распределены функциональные обязанности, роли).
Бурление– для этой стадии характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы. Двигаясь к поставленной перед группой цели, ее члены выражают различные интересы, порой не соответствующие этой цели. Возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. Если различия слишком велики, то некоторые члены могут покинуть группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.
Важная роль на этой стадии принадлежит формальному лидеру, который должен решать внутригрупповые конфликты, устанавливать исходные условия взаимодействия.
Становление норм поведения (нормирование) в группе. Члены группы начинают конструктивно приспосабливаться к различиям во взглядах и сотрудничать друг с другом. Они разрабатывают групповые нормы поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.
Выполнение работы. Члены группы эффективно работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущей стадии. Для разрешения возможных конфликтов используются групповые дискуссии.
Расформирование. Группа выполняет свою задачу и расформировывается. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.
Проходя все стадии становления и развития, группа приобретает ряд существенных черт, характеристик, которые в конечном итоге влияют на эффективность ее деятельности.
Групповая сплоченность – одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.
На групповую сплоченность оказывают влияние различные факторы, которые могут как повышать ее, так и существенно ее снизить.
Факторы, влияющие на групповую сплоченность
Фактор | Направленность фактора | |
Повышающий групповую сплоченность | Понижающий групповую сплоченность | |
Время существования группы | Длительный период совместной работы | Короткий период существования группы |
Престижность группы | Высокая | Недостаточно высокая; группа вновь создается; отсутствует достоверная информация о группе |
Насколько трудно вступить в группу | Трудно | Легко |
Размер группы и возможность взаимодействия членов группы друг с другом | Небольшое количество членов группы (5-7 человек) | Большая численность группы. Возможности для взаимодействия каждого члена группы друг с другом уменьшаются |
Согласие относительно целей | Присутствует | Отсутствует |
Общность установок и ценностных ориентаций | Высокая (большая) | Низкая |
Состав группы по возрасту | Небольшая разница в возрасте | Большая разница в возрасте |
Внешняя угроза | Высокая | Низкая |
Конкуренция | Межгрупповая | Внутригрупповая |
Опыт групповой работы | Положительный опыт взаимодействия между членами группы, личная привлекательность членов группы | Негативный опыт взаимодействия между членами группы, личная неприязнь |
Предшествующий успех групповой работы | Гордость за совместные достижения | Ощутимого увеличения результатов труда совместная деятельность ранее не приносила или присутствовали явные неудачи |
Отношение руководства к групповым формам работы | Поддерживающее: проведение собраний, упор на глобальные цели группы, организация групповых обсуждений возникающих проблем, новых процессов и приоритетов, привлечение членов группы к принятию решений | Индифферентное |
Мотивация и вознаграждение | Групповая мотивация и групповое вознаграждение | Индивидуальная мотивация и вознаграждение по индивидуальным трудовым результатам |
Распределение ресурсов | По групповому принципу | По индивидуальному принципу |
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Почему люди объединяются в группы?
2. Что понимается под структурой группы?
3. Проанализируйте ее основные компоненты.
4. Как можно влиять на сплоченность группы?
5. Объясните разницу между формальными и неформальными группами, приведите примеры
6. Основные теории группообразования
7. Причины объединения людей в группы вы знаете?
8. Основные стадии формирования групп
9. Роль групповой сплоченности в деятельности организации и достижении ею целей
10. Факторы, влияющие на групповую сплоченность, вы можете выделить?
11. Основные научные подходы к определению групповой динамики в зарубежной и отечественной научной литературе.
12. Принципы групповой динамики в теории К. Левина.
13. Назовите основные элементы групповой динамики.
14. Условия влияющие на эффективность работы группы
15. Какие группы оказываются наиболее продуктивными
16. Какова взаимосвязь между группой и организацией, частью которой эта группа является?
17. Что следует понимать под структурой группы? Опишите ее основные компоненты.
18. Какие факторы определяют сплоченность группы?
19. Какая взаимосвязь существует между сплоченностью в группах и производительностью ее членов?
20. Опишите пять ролей, которые вам в настоящее время приходится выполнять. Имеются ли такие, которые находятся в конфликте друг с другом? Каким образом вам удается разрешать эти конфликты?