Психологические свойства и состояния человека их учет при организации педагогического процесса.

Психологические свойства:

- темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. Темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Типы: флегматик, холерик, сангвиник, меланхолик.

- характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. Как эгоист, добрый, скупой, скромный, и т. д.
Формируется постепенно в течение жизни в результате воспитания, познания, деятельности, окружения. Человек может менять черты характера путем самовоспитания.
Характер находит свое выражение в поступках, речи, мимике. Накладывает отпечаток на внешний облик личности.

- способности- это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Психические состояния:

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительныепсихические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

К типично отрицательнымпсихическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. Кпоследним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

Третья группа – специфические психические состояния. К ним относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Организация педагогического процесса включает три главных этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении

С этой целью решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Основным этапом является этап осуществления педагогического процесса Он предусматривает: постановку и разъяснение целей и задач деятельности, которые необходимо выполнить; взаимодействие педагогов и воспитанников, использование определенных методов, средств и форм педагогичного процесса, создание благоприятных условий, стимулирование деятельности школьников, обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами Результативность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой.

На этом этапе организации педагогического процесса важное значение имеют обратные связи, которые позволяют найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников. Оперативные обратные связи позволяют своевременно осуществить коррекцию, предоставить педагогической взаимодействия необходимого направления.

Завершающий этап организации педагогического процесса - этап анализа достигнутых результатов Он необходим для того, чтобы проанализировать ход и результаты педагогического процесса, понять причины их отклонения от плана, определить, где, как и почему допущены ошибки. Практика показывает, что наибольшее количество ошибок допускается тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает "на ощупь".

Педагог на всех этапах должен учитывать психологические свойства и психические состояния обучаемого. Они помогают донести необходимую информацию до обучаемого, найти подход и общий язык.

37. Охарактеризуйте основные современные технологии коллективного обучения: виды, цели, контингент, примеры использования по предмету Физическая культура.

К популярным личностно-ориентированным относится технология коллективной работы (технологии коллективного взаимообучения) Александра Григорьевича Ривина. Также встречаются другие названия этой технологии : «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения" (КСО), работа учащихся в парах сменного состава.

При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:

1. статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» -«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» — при условии взаимного расположения);

2. динамическая четверка: четверо учащихся, школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

3. вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообуче­ние по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Цель: организация учебного процесса для наиболее эффективного усвоения материала. При взаимообучении усваивается до 95 % материала.

Основные преимущества данной технологии:

• В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

• В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

• Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

• У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

• Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

• Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

• Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Контингент: обучающиеся класса.

Примеры использования на уроках физической культуры:

1) статическая пара. Тема: баскетбол. Ведение мяча. "Учитель" - показывает "ученику" приемы ведения мяча, обращая внимания на положение руки, силу удара по мячу, высоту отскока мяча. Ученик выполняет упражнение. Учитель корректирует.

2) динамическая четверка: ученик в роли " учителя" объясняет и показывает правильность выполнения упражнения на пресс. Первому ученику- обращает внимание на особенности выполнения упражнения на мате, второму - на гимнастической скамейке, третьему - на шведской стенке.

3) вариационная четверка: Регби. 1 ученик показывает остальным как правильно двигаться с мячом, 2- подача паса, 3 - удар ногой по мячу, 4 - как ловить мяч. В результате четверо игроков приобретают 4 навыка игры.

39 Личностно-ориентированные технологии обучения: характеристики, виды, цели, контингент, результаты, примеры использования при обучении по предмету « физическая культура».

Наши рекомендации