Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель и задачи исследования
Целью нашей работы является совершенствование системы подготовки спортсменок 13-15-ти лет, занимающихся футболом, с учетом социально-педагогических механизмов формирования взаимоотношений между тренером и спортсменом в практике спорта.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач, а именно:
1. Провести анализ специальной и научно-методической литературы по теме исследования взаимоотношений тренера со спортсменками, занимающимися футболом в возрасте 13-15-ти лет.
2. Обобщить изученный материал по данному вопросу.
3. Провести тестирование психо-эмоционального состояния спортсменок 13-15-ти лет, занимающихся футболом.
4. Провести анкетирование спортсменок 13-15-ти лет, занимающихся футболом.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать на основе результатов тестирования и анкетирования рекомендации по совершенствованию механизмов формирования взаимоотношений между тренером и спортсменом в практике спорта.
Методы исследования
В данной работе нами были использованы следующие методы научного исследования:
- теоретический анализ специальной и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- педагогические наблюдения;
- контрольные исследования спортсменок 13-15-ти лет, занимающихся футболом, с использованием теста Спилберга-Ханина и теста Айзенка.
- анкетирование об отношении спортсмена к личности тренера, с использованием шкалы «тренер – спортсмен».
- методы математической статистики для обработки полученных результатов.
Без определенных знаний по данному вопросу, без сравнения имеющихся знаний, и знаний полученных из последних литературных источников, невозможно разработать рекомендации по совершенствованию механизмов формирования взаимоотношений между тренером и спортсменом в практике спорта. Поэтому нами были проанализированы различные учебно-методические пособия и периодические издания по вопросам физической культуры, а также психо-эмоционального состояния спортсменов.
В настоящей работе осуществлялись включенные и не включенные наблюдения в естественных условиях во время тренировочных занятий, с целью получения материала для анализа и оценки учебно-воспитательного процесса.
Педагогическое наблюдение – это широко используемый в практике физической культуры метод научного исследования, представляющий собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого ведется сбор фактического материала [23].
В нашем исследовании объектом наблюдения являлось взаимоотношение тренера со спортсменками, в процессе проведения тренировочных занятий у юных футболисток 13-15-ти лет у членов команды «Чертаново 1999 года» в ГБОУ Центр Образования Чертаново Москомспорта СДЮСШОР.
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
Контрольные исследования широко применяются в практики исследований в области физической культуры, поскольку их применение позволяет определить научным работникам уровень развития физических качеств, психологических особенностей или иных показателей организма спортсменов для того, что бы оценить эффективность учебно-тренировочного процесса. Контрольные исследования проводятся в виде повторных измерений, тестов, проб, упражнений и др. В нашем исследовании мы применяли тестирование социально-педагогических механизмов формирования взаимоотношений между тренером и спортсменом в практике спорта.
Поскольку для решения поставленной задачи нам было необходимо собрать информацию о взаимоотношениях между тренером и спортсменками 13-15-ти лет, занимающихся футболом, мы использовали анкетирование в качестве метода сбора научной информации. В своей работе мы применяли анкетирование дважды. Первая анкета была предназначена в октябре месяце 2013 года, а вторая феврале 2013 года.
Математическая статистика является разделом математики, который посвящен математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов. При этом статистическими данными называются сведения о числе объектов в какой-либо более или менее обширной совокупности, обладающих теми или иными признаками. В основе математической статистики лежит ряд исходных понятий без которых невозможно изучение современных методов обработки опытных данных. В ряд первых из них можно поставить понятие генеральной совокупности и выборки. В настоящее время компьютеры играют большую роль в математической статистике. Они используются как для расчетов, так и для имитационного моделирования (в частности, в методах размножения выборок и при изучении пригодности асимптотических результатов). Средняя арифметическая величина вычисляется по формуле:
_ | Σ Хi | |
Х | = | n |
где: – средняя арифметическая величина, Σ – знак суммирования, Xi – полученные в исследовании значения каждого признака (варианты), n – число вариантов (измерений) в выборке.
Средние квадратические отклонения высчитываются по формуле:
σх = | Xmax – Xmin |
К |
где: XmaxиXmin– размах значений в выборке; К – коэффициент, определяемый числом значений в выборке (приложение 6).