Дресс-код основа глобализации?

Как мы видим на примере старой доброй матушки Европы и развязного Нового света, общие тенденции к демократизации наблюдаются не только в культуре корпоративного дресс-кода, но и во всей мировой моде в целом. Молодое поколение бри­танцев, как ни странно, с радостью идет в авангард, итальян­цы продолжают радоваться жизни и воплощать это стремле­ние в своей одежде, американцы вообще стерли все грани и смотрят на мир проще, а модники французы испытывают на прочность новые тенденции «от кутюр». Одни только японцы продолжают строить безупречную и развитую цивилизацию в единообразных костюмах, предпочитая жить по принципу большого, но очень развитого муравейника, где совершен­но недопустимо какое-либо отклонение от четкого графика и установленных правил. Однако общая атмосфера глобализа­ции докатил ась и до них. Поэтому среди молодой и высоко­технологичной японской поросли, выросшей уже под влия­нием культуры Запада, и в первую очередь Штатов, наблюда­ется заметное отклонение от сложившихся веками традиций, в том числе в области моды и одежды. Хотя моральные устои по-прежнему очень крепки. Зато на пестрящих улицах Токио, на которых светло даже ночью, можно увидеть совершенно невообразимые и яркие сочетания различных стилей, фасо­нов и расцветок, причем европеизация в этом феномене вид­на на лицо.

И только устоявшиеся правила дресс-кода для различных европейских мероприятий и популярных мест наподобие La Seala или Королевской церемонии вручения Нобелевской пре­мии заставляют следовать общепринятым нормам и четко со­блюдать их. Хотя эти нормы скорее похожи не на сухие формальности, а на общечеловеческую дань определенной тради­ции, идущую от сердца. Так и должно быть. А вот в отноше­нии делового дресс-кода, думается, более важно не что, а как преподносится и как к этому относиться. То есть не важно, будете ли вы в идеальном костюме согласно протоколу, кото­рый вам даже не идет, или во вполне симпатичных и комфор­тных сочетаниях стиля Casual, не обремененных лишними ус­ловностями. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Так, американцы, выдумавшие стиль свободной пятницы и яв­ляющиеся прародителями многих мировых тенденций не толь­ко в области моды, предпочитают смотреть на мир проще, индивидуальней и прежде всего с точки зрения личного ком­форта. Тогда, согласно тенденции, в свободном дресс-коде и работается легче, непринужденнее и как-то естественнее. И в этом плане европейцы почти единодушно с ними согла­сились. В отличие от японцев, предпочитающих с помощью делового дресс-кода не выделяться из общей массы и не от­влекаться от работы.

Но, пожалуй, оба этих мнения одинаково правильны. Ведь, судите сами, отношение к таким вещам, как восприятие внеш­него вида человека и его определение в обществе, в зависимо­сти от географии места и целевого назначения, несмотря на общемировые правила, слишком субъективно в зависимости от исторических особенностей определенной культуры, ее тра­диций, общественных устоев, психологии народа и отношения к жизни. Поэтому все восприятие и зависит от того, как имен­но к нему относиться.

Может, действительно не стоит смотреть на делового парт­нера в первую очередь сквозь призму подтянутой и безликой формальности, забывая о том, что этот человек - прежде всего индивидуальность со своими идеалами, целями, понятиями и внутренним миром. Хотя в деловых отношениях нас обычно это мало волнует. Но может, стоит посмотреть на вещи по-дру­гому? И тогда нам, возможно, будет проще находить контакт с другими людьми, понимая их мотивы и стремления.

Вообще сложившаяся ситуация с мировым дресс-кодом очень напоминает подход к развитию мирового брендинга. Так, поначалу все товары были безликими. Потом, в ходе миро­вой технической революции и развития производства, товар начали представлять индивидуально, с запоминающимся названием и символикой. А с развитием СМИ, в середине ХХ в., стали уделять большое внимание и развитию ассоциации бренда с определенным товаром в умах потребителей. Мало того, со­временные маркетологи уже задумываются над тем, как будет этот процесс происходить дальше, в условиях жесткой и всевозрастающей конкуренции товаров и производителей. И они склоняются к мнению, что этот подход должен означать воз­вращение к истокам человечества, когда большинство инфор­мации воспринималось на уровне чувств, т. е. эмпирически.

Конечно, использовать чувства в области бизнеса было бы, по крайней мере, непрофессионально, но стоит признать, что общая информатизация и глобализация мира стирает, как бы в компенсацию, некоторые грани. И одной из этих граней ста­ла мировая мода, и дресс-код как ее часть.

Ныне жители больших городов и так страдают от переиз­бытка информации и динамичной активности, добавляют ей стресса и переживаний. И тут еще эти формальности с дресс-­кодом. Поэтому вполне логично, что сейчас мы наблюдаем об­щемировое отступление от некоторых ранее устоявшихся норм и правил в сторону упрощения ряда формальностей, а также стремление к личностной индивидуализации.

Главное - хочется верить, что в числе других такие тен­денции будут способствовать более терпимому и доброму от­ношению в нашем обществе, отпуская на волю ненужные стереотипы и сложившиеся предрассудки и начиная с уважения к конкретной личности и индивидуальности. Именно этого в российском обществе пока что очень не хватает. Но, думает­ся, мы сможем поработать над собой и поменять свое отно­шение к жизни, а также и ко многим другим вещам, делая в первую очередь свой внутренний мир лучше.

А если будет хорошо каждому по отдельности, то будет хо­рошо и всем вместе!

Наши рекомендации