Дресс-код основа глобализации?
Как мы видим на примере старой доброй матушки Европы и развязного Нового света, общие тенденции к демократизации наблюдаются не только в культуре корпоративного дресс-кода, но и во всей мировой моде в целом. Молодое поколение британцев, как ни странно, с радостью идет в авангард, итальянцы продолжают радоваться жизни и воплощать это стремление в своей одежде, американцы вообще стерли все грани и смотрят на мир проще, а модники французы испытывают на прочность новые тенденции «от кутюр». Одни только японцы продолжают строить безупречную и развитую цивилизацию в единообразных костюмах, предпочитая жить по принципу большого, но очень развитого муравейника, где совершенно недопустимо какое-либо отклонение от четкого графика и установленных правил. Однако общая атмосфера глобализации докатил ась и до них. Поэтому среди молодой и высокотехнологичной японской поросли, выросшей уже под влиянием культуры Запада, и в первую очередь Штатов, наблюдается заметное отклонение от сложившихся веками традиций, в том числе в области моды и одежды. Хотя моральные устои по-прежнему очень крепки. Зато на пестрящих улицах Токио, на которых светло даже ночью, можно увидеть совершенно невообразимые и яркие сочетания различных стилей, фасонов и расцветок, причем европеизация в этом феномене видна на лицо.
И только устоявшиеся правила дресс-кода для различных европейских мероприятий и популярных мест наподобие La Seala или Королевской церемонии вручения Нобелевской премии заставляют следовать общепринятым нормам и четко соблюдать их. Хотя эти нормы скорее похожи не на сухие формальности, а на общечеловеческую дань определенной традиции, идущую от сердца. Так и должно быть. А вот в отношении делового дресс-кода, думается, более важно не что, а как преподносится и как к этому относиться. То есть не важно, будете ли вы в идеальном костюме согласно протоколу, который вам даже не идет, или во вполне симпатичных и комфортных сочетаниях стиля Casual, не обремененных лишними условностями. Все зависит от того, с какой стороны посмотреть. Так, американцы, выдумавшие стиль свободной пятницы и являющиеся прародителями многих мировых тенденций не только в области моды, предпочитают смотреть на мир проще, индивидуальней и прежде всего с точки зрения личного комфорта. Тогда, согласно тенденции, в свободном дресс-коде и работается легче, непринужденнее и как-то естественнее. И в этом плане европейцы почти единодушно с ними согласились. В отличие от японцев, предпочитающих с помощью делового дресс-кода не выделяться из общей массы и не отвлекаться от работы.
Но, пожалуй, оба этих мнения одинаково правильны. Ведь, судите сами, отношение к таким вещам, как восприятие внешнего вида человека и его определение в обществе, в зависимости от географии места и целевого назначения, несмотря на общемировые правила, слишком субъективно в зависимости от исторических особенностей определенной культуры, ее традиций, общественных устоев, психологии народа и отношения к жизни. Поэтому все восприятие и зависит от того, как именно к нему относиться.
Может, действительно не стоит смотреть на делового партнера в первую очередь сквозь призму подтянутой и безликой формальности, забывая о том, что этот человек - прежде всего индивидуальность со своими идеалами, целями, понятиями и внутренним миром. Хотя в деловых отношениях нас обычно это мало волнует. Но может, стоит посмотреть на вещи по-другому? И тогда нам, возможно, будет проще находить контакт с другими людьми, понимая их мотивы и стремления.
Вообще сложившаяся ситуация с мировым дресс-кодом очень напоминает подход к развитию мирового брендинга. Так, поначалу все товары были безликими. Потом, в ходе мировой технической революции и развития производства, товар начали представлять индивидуально, с запоминающимся названием и символикой. А с развитием СМИ, в середине ХХ в., стали уделять большое внимание и развитию ассоциации бренда с определенным товаром в умах потребителей. Мало того, современные маркетологи уже задумываются над тем, как будет этот процесс происходить дальше, в условиях жесткой и всевозрастающей конкуренции товаров и производителей. И они склоняются к мнению, что этот подход должен означать возвращение к истокам человечества, когда большинство информации воспринималось на уровне чувств, т. е. эмпирически.
Конечно, использовать чувства в области бизнеса было бы, по крайней мере, непрофессионально, но стоит признать, что общая информатизация и глобализация мира стирает, как бы в компенсацию, некоторые грани. И одной из этих граней стала мировая мода, и дресс-код как ее часть.
Ныне жители больших городов и так страдают от переизбытка информации и динамичной активности, добавляют ей стресса и переживаний. И тут еще эти формальности с дресс-кодом. Поэтому вполне логично, что сейчас мы наблюдаем общемировое отступление от некоторых ранее устоявшихся норм и правил в сторону упрощения ряда формальностей, а также стремление к личностной индивидуализации.
Главное - хочется верить, что в числе других такие тенденции будут способствовать более терпимому и доброму отношению в нашем обществе, отпуская на волю ненужные стереотипы и сложившиеся предрассудки и начиная с уважения к конкретной личности и индивидуальности. Именно этого в российском обществе пока что очень не хватает. Но, думается, мы сможем поработать над собой и поменять свое отношение к жизни, а также и ко многим другим вещам, делая в первую очередь свой внутренний мир лучше.
А если будет хорошо каждому по отдельности, то будет хорошо и всем вместе!