Действия с предметами. «Разрезные картинки»

Задачи.Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображения по контуру. Учить узнавать предмет, изображенный на картинке, и называть его; находить идентичные картинки. Развивать речь, обогащать активный словарь, вводя новые и повторяя знакомые слова: «огу­рец», «помидор», «яблоко», «апельсин», «морковка», «матрешка», «мяч», «шарик», «ведро», «пирамидка», «лента», «ботинки», «бант» и др.

Действия с предметами. «Разрезные картинки» - student2.ru


Материалы.Предметные картинки — два набора. Из каждого набора выбираются идентичные картинки (по 2 шт.) Одна картин­ка разрезается строго пополам, другая остается целой, как образец для подбора. Необходимо использовать такие картинки, которые

при вертикальном разрезании образуют совершенно идентичные части: при соединении они составляют одно целое (яблоко, апель­син, пирамидка и т.п.) Нельзя использовать изображения живых существ и человека.

Содержание занятия.Воспитатель занимается с подгруппой ма­лышей (4—5 чел.). Дети сидят за столом вокруг педагога. Воспи­татель показывает малышам картинки (целые): «Посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, огурчик!» Взрослый может использовать стихотворение или выразительные речевые обороты на тему рисунка (автор Л.Н. Павлова). Например:

Вот — зеленый огурец, Скажем, малый — удалец!

Аналогично используются и другие изображения и пояснения к ним:

А вот — репка, Желта и крепка?!

Морковка, морковка, Оранжевый носик, Зеленый хвостик!

Пирамидка из колец,

Кто собрал — тот молодец!

В процессе показа и рассматривания изображений воспитатель учит то одного, то другого малыша обводить изображенный на картинке предмет, водя пальчиком по контуру. Так отрабатываются сенсорные действия руки и глаза, помогающие идентифицировать предметы, обследуя их форму.

Затем педагог показывает малышам такие же, но разрезанные картинки, состоящие из двух одинаковых половинок. Поясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получился «це­лый огурчик», «целое яблочко» и т.п. Показывает прием сложения двух половинок и сопоставления возникшего изображения с иден­тичным на целой картинке.

А далее задание усложняется: взрослый раздает каждому малы­шу по два изображения, например, огурец и помидор, яблоко и морковка, апельсин и ведерко, матрешка и мяч, лента и пира­мидка. Каждый малыш подбирает изображения из двух вариантов, резко различных по форме и цвету, например, огурец и помидор — овальный зеленый и круглый красный.




Далее игра-занятие разворачивается по ситуации, в зависимо­сти от индивидуальных успехов каждого ребенка. Одним детям, легко справляющимся с заданием, педагог может предложить сле­дующую пару картинок. Другим — помогает, обучает приемам идентификации половинок.

Во второй половине дня можно рекомендовать продолжить игру

по желанию малышей.

Речь. «Птичий двор»

Задачи.Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать словарь глаголов. Учить соотносить слово и выразительные движе­ния. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослым). В процессе звукоподражаний развивать дикцию, арти­куляционный аппарат детей. Закреплять произношение гласных и простых согласных.

Материалы.Тазик с водой. Игрушки: две утки (резиновые или пластиковые), петух, курица.

Содержаниезанятия. Воспитатель организует на полу игровую ситуацию: ставит тазик с водой, пускает в него уток, рядом (на берегу) ставит курицу и петуха.

Рассказывает, жестом привлекая внимание детей к игрушкам: «Наши уточки крякают кря-кря-кря! Наши курочки кудахчут ко-ко-ко! А Петя-петушок поет ку-ка-ре-ку!»

Предлагает детям: «Давайте вместе расскажем».

Воспитатель берет в руки уточку, затем и другие игрушки, орга­низуя диалог: «Кто это? Как она голос подает, крякает? (Ответы детей.) А это кто (курица, петух)? Что он/она делает, как голос подает? Уточка — кря-кря-кря — крякает. Курица — ко-ко-ко — кудахчет. А петушок — ку-ка-ре-ку — кукарекет. А что еще дела­ют уточки? Они в воде... плавают, ныряют. Шлепают лапами по воде. (Рассказ воспитателя сопровождается действиями с игруш­кой.) А что делают петушок с курочкой? (Ответы детей.) Они хо­дят по двору, разгребают лапками землю. Ищут червяков. Клюют зернышки. А плавать умеют петушок с курочкой? (Ответы детей.) Нет, петушок и курочка плавать не умеют. Как подает голос пету­шок, как он кукарекает. Как кудахчет курочка?»






25 Заказ 544



Затем предлагает поиграть: «Как будто это — птичий двор. (Дети перемещаются на ковер.) Покажем, как ходят вразвалочку утки (выразительные движения). Как они крякают. Как плавают в пруду. А как ходит петушок? Хлопает крылышками. Кукарекает: ку-ка-ре-ку. (Выразительные движения и звукоподражания.) Куроч­ка ищет червячков. Лапой разгребает землю. Зовет цыплят: ко-ко-ко (вместе с детьми)».

Затем дети перемещаются в игровой уголок. Воспитатель обра­щается к ним с предложением рассказать про уточку, курочку, пе­тушка. Дети по желанию подходят к игрушками, берут понравив­шуюся в руки. Воспитатель в случае необходимости подсказывает начало предложения. Выслушивает всех желающих.

Далее предлагает: «Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?»

Плавать — это вам не шутка. Это знает даже... утка.

(В. Степанов)'

Воспитатель: «А это кто: водичку пьет, зернышки клюет, яичко несет? Курочка. Кто рано встает, голосисто поет, кто детям спать не дает? Петушок». По ходу отгадывания дети берут в руки игруш­ку-отгадку.

Воспитатель: «Поиграем. Как будто дарим друг другу игрушку. Будем передавать друг другу петушка и говорить: ку-ка-ре-ку — петушок. Кто хочет взять петушка? Кому его отдать?» Воспитатель помогает детям, подсказывает действия и слова.

Наши рекомендации