Действия с предметами. «Разрезные картинки»
Задачи.Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстановить целое. Развивать скоординированные действия руки и глаза через умение обводить изображения по контуру. Учить узнавать предмет, изображенный на картинке, и называть его; находить идентичные картинки. Развивать речь, обогащать активный словарь, вводя новые и повторяя знакомые слова: «огурец», «помидор», «яблоко», «апельсин», «морковка», «матрешка», «мяч», «шарик», «ведро», «пирамидка», «лента», «ботинки», «бант» и др.
Материалы.Предметные картинки — два набора. Из каждого набора выбираются идентичные картинки (по 2 шт.) Одна картинка разрезается строго пополам, другая остается целой, как образец для подбора. Необходимо использовать такие картинки, которые
при вертикальном разрезании образуют совершенно идентичные части: при соединении они составляют одно целое (яблоко, апельсин, пирамидка и т.п.) Нельзя использовать изображения живых существ и человека.
Содержание занятия.Воспитатель занимается с подгруппой малышей (4—5 чел.). Дети сидят за столом вокруг педагога. Воспитатель показывает малышам картинки (целые): «Посмотрите, что нарисовано на картинке? Правильно, огурчик!» Взрослый может использовать стихотворение или выразительные речевые обороты на тему рисунка (автор Л.Н. Павлова). Например:
Вот — зеленый огурец, Скажем, малый — удалец!
Аналогично используются и другие изображения и пояснения к ним:
А вот — репка, Желта и крепка?!
Морковка, морковка, Оранжевый носик, Зеленый хвостик!
Пирамидка из колец,
Кто собрал — тот молодец!
В процессе показа и рассматривания изображений воспитатель учит то одного, то другого малыша обводить изображенный на картинке предмет, водя пальчиком по контуру. Так отрабатываются сенсорные действия руки и глаза, помогающие идентифицировать предметы, обследуя их форму.
Затем педагог показывает малышам такие же, но разрезанные картинки, состоящие из двух одинаковых половинок. Поясняет, что нужно правильно сложить картинку так, чтобы получился «целый огурчик», «целое яблочко» и т.п. Показывает прием сложения двух половинок и сопоставления возникшего изображения с идентичным на целой картинке.
А далее задание усложняется: взрослый раздает каждому малышу по два изображения, например, огурец и помидор, яблоко и морковка, апельсин и ведерко, матрешка и мяч, лента и пирамидка. Каждый малыш подбирает изображения из двух вариантов, резко различных по форме и цвету, например, огурец и помидор — овальный зеленый и круглый красный.
Далее игра-занятие разворачивается по ситуации, в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Одним детям, легко справляющимся с заданием, педагог может предложить следующую пару картинок. Другим — помогает, обучает приемам идентификации половинок.
Во второй половине дня можно рекомендовать продолжить игру
по желанию малышей.
Речь. «Птичий двор»
Задачи.Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Учить вести диалог, отвечать на вопросы взрослого. Обогащать словарь глаголов. Учить соотносить слово и выразительные движения. Подводить детей к составлению коротких текстов (вместе со взрослым). В процессе звукоподражаний развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Закреплять произношение гласных и простых согласных.
Материалы.Тазик с водой. Игрушки: две утки (резиновые или пластиковые), петух, курица.
Содержаниезанятия. Воспитатель организует на полу игровую ситуацию: ставит тазик с водой, пускает в него уток, рядом (на берегу) ставит курицу и петуха.
Рассказывает, жестом привлекая внимание детей к игрушкам: «Наши уточки крякают кря-кря-кря! Наши курочки кудахчут ко-ко-ко! А Петя-петушок поет ку-ка-ре-ку!»
Предлагает детям: «Давайте вместе расскажем».
Воспитатель берет в руки уточку, затем и другие игрушки, организуя диалог: «Кто это? Как она голос подает, крякает? (Ответы детей.) А это кто (курица, петух)? Что он/она делает, как голос подает? Уточка — кря-кря-кря — крякает. Курица — ко-ко-ко — кудахчет. А петушок — ку-ка-ре-ку — кукарекет. А что еще делают уточки? Они в воде... плавают, ныряют. Шлепают лапами по воде. (Рассказ воспитателя сопровождается действиями с игрушкой.) А что делают петушок с курочкой? (Ответы детей.) Они ходят по двору, разгребают лапками землю. Ищут червяков. Клюют зернышки. А плавать умеют петушок с курочкой? (Ответы детей.) Нет, петушок и курочка плавать не умеют. Как подает голос петушок, как он кукарекает. Как кудахчет курочка?»
25 Заказ 544
Затем предлагает поиграть: «Как будто это — птичий двор. (Дети перемещаются на ковер.) Покажем, как ходят вразвалочку утки (выразительные движения). Как они крякают. Как плавают в пруду. А как ходит петушок? Хлопает крылышками. Кукарекает: ку-ка-ре-ку. (Выразительные движения и звукоподражания.) Курочка ищет червячков. Лапой разгребает землю. Зовет цыплят: ко-ко-ко (вместе с детьми)».
Затем дети перемещаются в игровой уголок. Воспитатель обращается к ним с предложением рассказать про уточку, курочку, петушка. Дети по желанию подходят к игрушками, берут понравившуюся в руки. Воспитатель в случае необходимости подсказывает начало предложения. Выслушивает всех желающих.
Далее предлагает: «Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?»
Плавать — это вам не шутка. Это знает даже... утка.
(В. Степанов)'
Воспитатель: «А это кто: водичку пьет, зернышки клюет, яичко несет? Курочка. Кто рано встает, голосисто поет, кто детям спать не дает? Петушок». По ходу отгадывания дети берут в руки игрушку-отгадку.
Воспитатель: «Поиграем. Как будто дарим друг другу игрушку. Будем передавать друг другу петушка и говорить: ку-ка-ре-ку — петушок. Кто хочет взять петушка? Кому его отдать?» Воспитатель помогает детям, подсказывает действия и слова.