Организация наблюдений. «Дома бывают разные»
Задачи.Расширять ориентировку в окружающем. На эмоционально-чувственной, ориентировочной основе формировать обобщенное понимание слова «дом» как укрытие, убежище, место жизни людей или обитания животных: человек (люди) живут в доме, птицы — в гнездах, мышки — в норках, собачка — в будке и пр.
Обогащать речь детей новыми словами: «дом—домик», «гнездышко», «норка» и т.п., а также словосочетаниями: «подошли к дому, (норке, будке), «живет в доме (будке, норке, гнездышке) и т.п.
Предварительная работа. 1.Намечается удобный маршрут, позволяющий обратить внимание малышей на здание детского сада, а также заранее определить места наблюдений.
2. Взрослый делает птичье «гнездышко» из сухой травы, укреп
ляет его между сучьев невысокого деревца, если на участке нет
Дерева, на котором гнездовались птицы.
3. Готовится горочка земли, в которой делается углубление —
«мышиная норка».
Заказ 544
4. Если есть возможность показать собачью будку, следует расположить малышей на безопасном расстоянии от животного, находящегося на привязи.
Содержание наблюдения. Педагог приглашает малышей пройти вдоль фасада детского сада: «Это — дом. Мы в нем живем. Здесь детский сад. Сюда приходят ребята веселиться, качаться на качелях, кататься с горки. А вечером уходят к себе домой. Люди живут в домах. У всех есть дом», — поясняет воспитатель. Педагог обращает внимание детей на то, что в доме много окон и дверей.
«В доме тепло, светло, красиво, удобно — вот, какой наш детский сад!» — радостно восклицает взрослый.
«Домик птички — гнездо». Воспитатель спрашивает малышей: «А где живут птички? — подводит детей к дереву, на котором они видят гнездышко. — Это гнездышко. Птички живут в гнездышках. Гнездо — птичий домик».
«Домик мышки — норка». Педагог подводит детей к земляной горке. «Здесь, в норке живет мышка, — поясняет взрослый. — Ей в норке тепло и не страшно».
«Домик собачки — будка». Воспитатель издалека показывает «домик собачки». «Это — будка, в ней живет собака, она сторожит дом. Будка — дом для собачки. Помните, как мы строили дом для Машиной собачки?»
Воспитатель подытоживает: у всех есть дом, у людей — здание (как детский сад); у птицы — гнездо; у мышки — норка, у собаки — будка.
Игра «Солнышко и дождик». Воспитатель предлагает ребятам поиграть: «Здесь будет ваш домик, — говорит взрослый, подводя их под крышу беседки, потом приглашает малышей побегать по площадке." — Светит солнышко, детки будут гулять».
«Лей щедрее, солнышко, золото в ладошки!» — звонко декламирует воспитатель, побуждая малышей поднять вверх ладошки, похлопать, сделать «фонарики». Раздается мелодичный звон бубна: «Кап-кап-кап! Дождик!» — восклицает взрослый. «Скорее в домик! Скорее спрячемся в домик!» — С этими словами взрослый вместе с детьми «прячется» в домик под крышу беседки.
Обращается внимание детей на изменение в природе: стало холодно, небо серое, часто идет дождь, у деревьев нет листочков.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Продолжается гигиеническое воспитание детей; формирование и закрепление у них навыков личной гигиены.
Педагог напоминает малышам правила мытья рук и последовательность действий: взять в руки мыло, слегка его смочить, хорошо намылить кисти рук и запястья до образования пены. Перед мытьем рук постоянно напоминать малышам о том, что нужно завернуть рукава до локтя (тем детям, которые одеты в платья или рубашки с длинными рукавами). Предупреждает детей, чтобы они не прижимались к краю раковины.
Разговор воспитателя с детьми о правилах мытья рук может сопровождаться показом всей процедуры на собственном примере либо на примере тех малышей, которые уже овладели этим навыком.
В свободное от организованных занятий время воспитатель может закреплять гигиенические навыки в играх с куклами, мишками, зайчиками, которых сажают за игрушечный стол, повязывают нагрудники, ставят перед ними кукольную посуду. Воспитатель спрашивает детей: «Зайчик играл в мяч, испачкал лапы. Что ему нужно сделать прежде, чем сесть за стол?» (Игровую ситуацию можно повторить с любой другой игрушкой, изображающей животного.) Дети могут ответить, что зайка не вымыл руки.
Нагрудники для игрушек можно изготовить заранее из цветной бумаги, картона или полиэтилена.
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Комната для кукол» 2. Физкультура. № 17-18 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание песни «Колыбельная» (муз. М. Качурбиной, перевод с польского Н. Найденовой). Упражнение на различение характера музыки: «Кукла спит — кукла пляшет» (М. Красев, «Баю-баю», русская народная мелодия «Ах вы, сени»). Парная пляска «Гопачок» (украинская народная мелодия «Гопачок»). 2. Конструирование. «Домик для Машиных игрушек» |
Среда | 1. Рисование. «Кто живет в осеннем лесу» 2. Действия с предметами. «Найди такую же» |
Четверг | 1. Речь. «Я козочка Ме-ке-ке» 2. Физкультура. № 17—18 |
Пятница | 1. Музыка. Работа над материалом предыдущего занятия 2. Лепка. «Построим избушку для зайчика» |
Конспекты занятий
Ознакомлениес окружающим. «Комнатадля кукол»
Задачи.Познакомить детей с предметами мебели; показать их функциональное использование: «на кровати спят», «за столом едят», «на стуле сидят», «в шкафу хранят разные вещи» и т.п. Ввести новое слово обобщающего значения — «мебель».
Материалы.Куклы: Оля, Катя, Таня (или другие имена); зайка, мишка (игрушки среднего размера — 40—50 см). Игровая мебель: стол, стулья, кровать, шкаф для посуды и одежды.
Содержание занятия.Воспитатель говорит детям, что к ним пришли куклы (называет их имена), они хотят дружить с ребятами и игрушками: с Мишкой и Зайкой. Дети знакомятся с куклами, узнают их имена, вместе с воспитателем рассматривают наряды, отмечают какого цвета у кукол платья, бантики, фартучки и т.п.
Затем педагог предлагает сделать для кукол комнату. «Что же должно быть в комнате, какая нужна мебель?» — взрослый обращается с вопросом к детям. И отвечает, показывая предметы мебели: «Это стол, за ним едят, это стул на нем сидят», — говорит воспитатель и разыгрывает с детьми игровую ситуацию.
Куклы усаживаются на стульчики за столик. К ним присоединяются Зайка и Мишка. Они угощают кукол чаем. «Что же куклам еще нужно из мебели? На чем они будут спать?» — спрашивает педагог и ставит перед детьми кроватку. В кроватку укладывается одна из кукол. Мишка и Зайка поют ей колыбельную песенку.
(Мишка поет или протяжно говорит низким голосом): Баю-бай, Баю-бай! Кукла глазки закрывай!
(Зайка поет или протяжно говорит высоким голосом): Баю-баю-баиньки... В огороде заиньки! Зайки травоньку едят, Кукле спатеньки велят!
(Л.Н. Павлова)
Две другие куклы убирают в шкафчик посуду со стола. «Это буфет — шкаф для посуды, — поясняет взрослый. — А это шкаф — гардероб — сюда куклы будут убирать свою одежду».
Педагог обращает внимание детей на комнату для кукол:
— Посмотрите, как красиво в комнате у кукол! Есть стол, стулья, кроватка, буфет, гардероб — все это называется словом «мебель», — уточняет взрослый.
Затем взрослый рассаживает кукол, Зайку и Мишку на стулья в кукольном уголке. «Наши куклы будут жить здесь, в своей комнате. Теперь у них есть и стол, и кровать, и стулья — мебель», — взрослый еще раз повторяет новое слово.
Мишка приглашает куклу танцевать. Воспитатель показывает танец куклы и Мишки, выполняя с куклами танцевальные фигуры под любую веселую песенку (например, «Мишка с куклой пляшут полечку», музыка М. Кочурбиной).
Физкультура. № 17-18
Задачи.Приучать детей ходить и бегать друг за другом. Учить вставать в круг, ходить по кругу, взявшись за руки. Упражнять в подпрыгивании на двух ногах, продвигаясь вперед.
Материалы.Погремушки, длинный шнур. Место проведения.Зал.
Содержание занятия.В подготовительной части занятия дети выполняют ходьбу и бег друг за другом. Воспитатель дает команду, по которой дети должны разойтись в разные стороны, а по сигналу снова встать друг за другом. Воспитатель предлагает детям найти и взять погремушки (приготовленные заранее), встать свободно, лицом к нему, и вместе с детьми выполняет общеразвива-ющие упражнения.
1. Стоя, поднять одной рукой погремушку вверх, потрясти ее
и опустить, затем сделать то же другой рукой. (Повторить 3 раза
каждой рукой.)
2. Стоя, держать погремушку в правой руке: повернуться в сто-
рону, вытянуть руку и потрясти погремушку; стать прямо, перело
жить погремушку в другую руку, повернуться в другую сторону
(Повторить 3 раза в каждую сторону.)
3. Стоя прямо, присесть, положить погремушку на пол, встать,
показать руки воспитателю, снова присесть, взять погремуш
ку, выпрямиться, показать погремушку воспитателю. (Повто
рить 3—4 раза.)
4. Попрыгать на месте с погремушкой (послушать, как гремят
погремушки).
5. Ходьба по залу за воспитателем. Положить погремушки на
место.
Воспитатель раскладывает шнур в форме круга, предлагает детям встать вокруг него, взяться за руки и помогает им образовать круг. Она показывает детям, что надо стать носочками ближе к веревочке, затем предлагает взяться за руки и пройти сначала в одну сторону, затем в другую.
После ходьбы воспитатель начинает делать прыжки вокруг обруча на двух ногах, ведя за собой детей и поощряя их выполнение данного движения: «Ножки вместе, прыг-прыг-прыг, вперед, молодцы! А теперь остановились и повернулись в другую сторону. Начинаем прыгать опять!» Движение повторяется несколько раз в одну и другую сторону. Необходимо отметить тех детей у кого хорошо получаются прыжки и подбодрить неуверенных.
В конце занятия воспитатель организует подвижную игру «Поезд».
Воспитатель выстраивает детей в колонну по одному. Первый ребенок — паровозик, остальные — вагончики. Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета — путь открыт! И «поезд» начинает движение: вначале дети идут, затем ускоряют темп ходьбы и переходят на бег. «Скоро станция», — говорит воспитатель и поднимает желтый флажок. Дети замедляют движение, поезд останавливается. Игровое упражнение повторяется. Важно, выбрать ведущим активного и уверенного ребенка. Показать ему ориен-
тиры, по которым он должен вести остальных детей — «свой поезд». (При проведении игры первый раз роль «паровоза» берет на себя воспитатель.)
Затем дети медленно «едут» на поезде по периметру зала и «уезжают» из зала в свою групповую комнату.
На прогулке и во второй половине дня.Повторить игру «Поезд». Упражнять детей в ползании под дугу, приучать правильно координировать движения. Важно подбадривать детей, особенно тех, кто не уверен в себе и стесняется.