Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?»

Задачи.Знакомить детей с изменениями в окружающей при­роде, обитателями леса. Рисовать красками опавшие листья, серые тучи на небе, дождик, следы зверей на земле.

Материал.Окрашенные в светло-серые тона листы бумаги, с аппликативными силуэтами деревьев; кисти; краски — темно-се­рая, коричневая, желтая; банки для воды; салфетки.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулках за изме­нениями в природе. Рассматривание иллюстраций с изображени­ем поздней осени (деревья без листьев; серые тучи; идет дождь), с изображением обитателей осеннего леса (зайчика, лисы, волка, ежика, медведя). Чтение стихов, потешек, пение песенок.

Рисование. «Кто живет в осеннем лесу?» - student2.ru

Содержание занятия.Воспитатель напоминает детям об изме­нениях в природе: «Все чаще идет дождик, на деревьях очень мало листьев, они лежат на земле. В осеннем лесу звери готовятся к зиме: белки, ежики запасают грибы, яблоки. Нарисуем краска­ми, как зайка прыгает, а мишка по лесу идет». Воспитатель по­казывает концом кисти следы зайчика, а затем всем ворсом кис­ти рисует крупные мазки. «Зайчик пробежал и спрятался за де­рево от серого волка, — говорит воспитатель и располагает мазки около дерева. А это волк пробежал по лесу, — продолжает вос­питатель и рисует следы крупнее: — Зайчика не поймал. На небе серая туча, пошел дождик. Хмурая, дождливая наступила осень». Рисует полосы дождя.

После рассказа и показа приемов рисования «следов зверей на земле» воспитатель предлагает детям самостоятельно нарисовать «свой» лес, в котором «скачет зайчик, бегает лиса, ходит волк, ша­гает медведь». Дети дополняют начатую воспитателем композицию (дорисовывают деревья, кусты, листья, следы зверей). В конце за­нятия законченные детьми рисунки с аппликативным изображени­ем деревьев образуют общую композицию осеннего леса. Воспи-

татель просит детей найти следы зайчика, лисы, медведя, волка. «Вот какой осенний лес нарисовали дети, и в нем живут звери», — заканчивает воспитатель рассматривание общей композиции. Он поощряет желание детей не только вновь вернуться к процессу рас­сматривания, нахождению своих рисунков со следами зверей, но и к рассказу о том, что каждый нарисовал. Рассказы детей могут быть еще односложными, типа: «Вот зайчик прыг-прыг», «Мой волк» и т.п.

Действия с предметами. «Найди такую же»

Задачи. Учить находить идентичные предметы, развивать зри­тельную память, воображение. Совершенствовать умение не отвле­каться при выполнении задания.

Материалы. Игрушки (машинки, куклы, пирамидки, мячи, ша­рики, кубики, кольца, ленты, грибки и т.п.).

Содержание занятия. Педагог подбирает пары абсолютно иден­тичных игрушек (предметов) — «близнецов». Игрушки делятся пополам. Одна половина выставляется на детский столик, другая — убирается в «чудесный мешочек» (яркий, красивый чехольчик, раз­мером — 40x40 см). Прежде чем положить часть игрушек в мешо­чек, воспитатель и дети рассматривают каждый предмет, называ­ют, отмечают его особенности. Затем дети начинают поочередно опускать ручки в мешочек, доставая попавшиеся им предметы, и называют их. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать из всех лежащих на столике игрушек точно такую же. Пока малыш подбирает идентичную игрушку, взрослый прячет его предмет, по­буждая действовать по зрительной памяти.

Если ребенок затрудняется, педагог показывает игрушку изда­ли, называет ее, тем самым побуждая к действию. Когда ребенок приносит игрушку, взрослый говорит: «Посмотри, такую ли игруш­ку ты принес?» Предметы располагаются рядом. Точно так же по­очередно подбираются пары всех остальных игрушек. Педагог учит их сравнивать по ярким признакам (цвету, форме). В конце занятия дети могут поиграть с понравившимися предметами по своему замыслу. (В дальнейшем взрослый может предлагать ребен­ку более усложненный выбор, в зависимости от индивидуального его развития. Так, например, можно выбрать предметы не идентич­ные, а похожие, но разной величины и цвета и др.).

Речь. «Я козочка Ме-ке-ке»

Задачи. Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь наиме­нований частей тела. Соотносить слово и выразительные движе­ния. Воспитывать интерес к народным потешкам. Развивать рече­вой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы. Игрушка коза.

Содержание занятия. Воспитатель на глазах у детей надевает на руку игрушку козу и начинает вести диалог:

— Кто это к нам пришел? Коза рогатая, коза бодатая. Не бу­
дем бояться козы. Скажем: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»

(Инициативные высказывания детей.)

— Козочка принесла молока. Подставляйте кружки. Пейте мо­
лочко (условные действия, которые делает и сам воспитатель).

— Кто хочет погладить козочку. Сказать ей спасибо за вкусное
молочко?

— Где у козочки глазки? Где у козочки ушки? — Воспитатель
дает возможность детям самостоятельно показать рога.

Я козочка Ме-ке-ке Я гуляю на лужке, Острые рожки, Тоненькие ножки На самой макушке — Бархатные ушки.

(А. Прокофьев)1

— Что это у козочки? — Показывает рога, ушки, глазки, нос.
Козочка голос подает: «мее, мее» (вместе с детьми).

— Сейчас я как будто ваша мама-коза, а вы маленькие козоч­
ки. Покажите, какие рожки у козочек? (Условные действия.) Ко­
зочки ходят по лужочку, щиплют травку, голос подают: мее, мее.
(Повторить 2-3 раза.)

Воспитатель обращается к детям со словами: «Ножками, нож­ками коза — топ-топ. Глазками, глазками коза — хлоп-хлоп!». Эти слова сопровождаются выразительными движениями и звукопод­ражаниями и повторяется 2—3 раза.

Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Л.Н. Елисеева. — М.: Знание, 1996. С. 13.

— Мама-коза принесла деткам молока. Подставляйте, козлят­
ки, кружечки. Пейте молоко! (Условные действия.)

— Детки-козлятки поели, попили и пошли гулять.

Наши рекомендации