Ознакомление с окружающим. «В гостях у бабушки Арины»
Задачи.Продолжать знакомить с осенним временем года. Закреплять понимание слова «овощи». Обогащать представления детей о фруктах, ввести слово «фрукты». Эмоционально обогащать детей яркими впечатлениями.
Материалы.Имитация домика Арины (можно использовать условный вариант в плоскостном исполнении). Аксессуары для Арины: платок, фартук. Корзина с овощами (по 1 шт.): морковь, огурец, помидор, репа. Корзина с фруктами: яблоко, груша, слива. Блюдо с нарезанными фруктами.
Предварительная работа. Взанятии участвуют двое взрослых — педагог и помощник воспитателя, который исполняет роль Арины. Занятие лучше провести в зале.
В зале заранее укреплен домик Арины и установлена яблоня. (Выбрать место более свободное для проведения хороводной игры.)
Содержание занятия.Воспитатель собирает малышей вокруг себя. Называет детей по именам, ласково обращается то к одному, то к другому ребенку: «Алешенька, Мишенька, Оленька, Боренька! Вот, какие у меня красивые детки! А помнят ли ребятки, кто к нам приезжал в гости? Кто привозил нам в подарок овощи: морковку, огурчики, помидоры, репку? — Правильно! К нам приезжала бабушка Арина. Помните, что она нам привозила? — Овощи: морковку, а еще что, а еще?» и т.д. (используется корзина с овощами).
Воспитатель поощряет малышей, вступающих с нею в диалог. Затем приглашает детей поехать к бабушке Арине в гости.
Воспитатель предлагает малышам встать «паровозиком» (друг за другом — «цепочкой»). Дети имитируют поездку (фрагмент подвижной игры «Поезд»). Огибая предметы, педагог ведет малышей по комнате, в такт ходьбе читается стихотворение Э. Мош-ковской:
Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит
— Тороплюсь! — гудит, —
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!1
Воспитатель и дети останавливаются у домика. «Дома ли бабушка Арина?» — спрашивает взрослый и стучит в домик. Просит детей позвать бабушку Арину.
Из-за домика появляется бабушка Арина (с корзинкой фруктов: яблоки, груши, сливы). Дети здороваются с бабушкой Ариной.
«Ах! Какая радость! Ко мне детки приехали в гости!» (Называет детей по именам.)
Арина показывает детям корзину с фруктами и предлагает малышам назвать, что там лежит. В случае затруднения воспитатель помогает детям, хвалит тех, кто назвал сам: «Правильно, Петень-
Хрестоматия для маленьких. — М.: Просвещение, 1987. С. 57.
ка, это груша и т.п.». После названия всех фруктов говорит: «Здесь у меня и яблоки, и груши, и сливы — это фрукты. Я сейчас вас ими угощу». Берет блюдо с нарезанными фруктами и предлагает каждому ребенку взять, что ему хочется, приговаривая: «Машенька взяла яблочко, хорошо. Сашенька выбрал грушу» и т.п.
Дети благодарят Арину. Затем они прощаются с бабушкой, она приглашает их приезжать к ней в гости. Педагог выстраивает детей «цепочкой» («паровозик») и малыши «уезжают». Арина машет рукой, приговаривая: «До свидания! Приезжайте!»
Физкультура. № 11-12
Задачи.Упражнять детей в ходьбе и беге друг за другом, менять движения по сигналу, приучать слушать сигнал. Учить бросать мешочки с песком вдаль одной и другой рукой.
Материалы.Мешочки с песком, кубики, мяч, оборудование физкультурного зала.
Содержание занятия.Воспитатель приводит детей в физкультурный зал, показывает им разные пособия, обращает их внимание на то, что в зале много места, можно свободно бегать, играть. Знакомя с различным инвентарем, воспитатель показывает различные упражнения, которые можно выполнять с этими предметами. (Мяч: катать, бросать, ловить. Скакалка: прыгать. Обруч: катать, крутить и т.д.) Заинтересовав детей, предлагает им взять, кто что хочет, и поиграть свободно с этим предметом. Следует понаблюдать, как дети себя ведут, с чем станут играть, помочь затрудняющимся, растерявшимся.
В заключение подготовительной части занятия, воспитатель предлагает отнести игрушки на место, пройти и пробежать за воспитателем по периметру зала, меняя движения по сигналу (словесному или какому-либо).
После бега дети берут заранее приготовленные кубики (по одному на каждого) и встают свободно, лицом к воспитателю.
Вместе с воспитателем по его показу дети выполняют упражнения с кубиком.
1. Стоя, поднять руки вверх, переложить кубик из одной руки
в другую над головой, опустить руки. Повторить 3-4 раза.
2. Сидя на ковриках (ковре), с вытянутыми ногами, положить
кубик между ступнями ног и сесть прямо; наклониться, взять ку
бик выпрямиться. Повторить 3-4 раза.
3. Стоя, присесть, постучать кубиком о пол, выпрямиться. По
вторить 3—4 раза.
4. Положить кубик на пол, попрыгать на двух ногах вокруг ку
бика.
5. Ходьба с кубиком в руке за воспитателем. Положить кубики
на место.
Воспитатель останавливает детей и говорит им, что сейчас они будут учиться бросать мешочки с песком (вес 150 г), показывает им мешочек, говорит, что он тяжелый, его надо крепко держать в руках.
Из корзинки (коробки) дети берут по одному мешочку с песком и строятся на одной стороне зала (с интервалом 40—50 см Друг от друга). Воспитатель показывает, как надо взять мешочек, замахнуться и бросить его. Затем предлагает детям выполнить это движение вместе с ним. Бросив, дети бегут к своему мешочку, поднимают его, поворачиваются и выполняют бросок другой рукой. Повторить 3-4 раза.
Затем проводится подвижная игра «Мяч в кругу». Дети са-Дятся на пол в кружок и сначала по указанию воспитателя,
а затем и по желанию перекатывают мяч друг другу. Воспитатель стоит вне круга и подсказывает, кому катить мяч, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками посильнее, показывает, как лучше это сделать, подает мяч детям, если он выкатился из круга.
В конце занятия воспитатель предлагает игровое упражнение «Кто тише?». Дети идут гурьбой вместе с воспитателем с одного конца комнаты на другой. Воспитатель предлагает им пройти тихо-тихо, на носочках, так, чтобы их не было слышно. Малыши идут на носочках, стараясь пройти как можно тише.
После того как дети построят машинки, воспитатель предлагает всем вместе построить автобус. Вначале показывает детям длинную пластину и кладет ее широкой стороной на стол (часть улицы), и просит каждого ребенка поставить на нее по кубику того же цвета, но не близко друг к другу, а на расстоянии — сделать у автобуса окошки. Затем, выравнивая кубики, воспитатель накрывает их другой такой же пластиной и при этом приговаривает: «Сделаем крышу, вот какой получился красивый автобус».