Занятие-развлечение «в гостях у бабушки азбуки»

Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными буквами.

План занятия

1. Составить слово по первым буквам («Угадай-ка»).

2. Игра «Кто больше составит слов?».

3. Игра «Слово рассыпалось».

4. Игра «Волшебная цепочка».

5. Кроссворд.

6. Ребусы.

7. Игра «Шифровальщики».

8. Игра «Чья команда победит?».

9. Игра «Найди пару».

10. Игра «Хвастунишка».

11. Итог занятия. Награждение победителей.

Ход занятия

1. Игра «Угадай-ка»

По первым буквам слов составить новые слова.

Показываются таблицы, на каждой из которых 3—4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, первой определившая зашифрованное на таблице слово.

Рот — расческа, ослик, топор;

рак — рука, ананас, колесо;

каша — кошка, ананас, шары, арбуз;

аист — арбуз, игла, самолет, торт;

пух — попугай, утенок, хлеб;

муха — матрешка, удочка, хлеб, арбуз;

сон — сорока, ослик, носорог;

мак — мука, Айболит, карандаш;

луна — лук, У, ножницы, апельсин;

лук — лось, У, колесо;

усы — уши, собака, Ы;

козы — кастрюля, О, зонт, Ы;

танк — туфли, А, Н, конфета

Подводится итог, каждый отгадавший слово получает фишку, по числу которых в конце занятия можно определить победителя или команду-победителя.

2. Игра «Кто больше составит слов?»

Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикаль­ной чертой на две половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. Выигрывает команда, составившая наибольшее количество слов.

Вариант. Слова составляются из кубиков, каждая команда в отведенном ей месте выкладывает слова, затем демонстрирует их ведущему.

3. Игра «Слово рассыпалось»

На двух столах приготовлены кубики (мячи, шары, круги), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочитываются. Выбранные от каждой команды дети берут эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, может быть и бег по залу врассыпную. Когда музыка замолкает, нужно как можно быстрее собрать свое слово.

Слова: мак, суп, дом, кот, Тома, Луша.

Вариант. Игра «Кто быстрее составит слово?».

Атрибуты те же, игра по типу эстафеты, например: 1-й участник бежит, 2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й пролезает через обруч, но каждый, добегая до стола, выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвращается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему игроку. В завершение проверяется, правильно ли составлено командой заданное слово.

4. Игра «Волшебная цепочка»

На двух столах приготовлены предметные картинки, конечная буква в названии одной является начальной буквой в названии другой картинки.

Дети, представляющие свою команду, берут каждый по одной картинке, их задача — найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки называет ведущий.

Слова для цепочек: карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус; сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак — крокодил — лук.

5. Кроссворд «Куда спешат звери?»

На предметных картинках номера: 1 — мышка, 2 — кот, 3 — слон, 4 — лиса, 5 — аист, на доске сетка кроссворда с выделен­ными клетками.

Дети выходят и вписывают в клетки названия животных. После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово.

1М Ы Ш К А  
    2К О Т  
3С Л О Н    
    4Л И С А
    5А И С Т

6. Ребусы

1. «Построй по высоте».

Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой высокой.

ОПл —пол аПЛА —лапа рАШ — шар ыОС — осы

2. «Добавишь букву — изменишь слово». Предъявляются таблицы:

Ш, утка (шутка) Г, роза (гроза)

3. кран (экран) шар, Ф (шарф)

4. «Букву в слове поменяй, слово новое называй».

л/ш — шапки р/к — кот р/м — маки

с/х — халат п/т — торт у/а — раки ы/о — дом

5. В зависимости от подготовленности группы можно предло­жить отгадать шарады:

М ша у а

у (Наум) та (Наташа) шка (подушка) рок (подарок)

Ком ка кар

та (комната) ва (канава) вал (карнавал)

7. Игра «Шифровальщики»

Участвуют по 2—3 человека от каждой команды. Дается задание первой паре детей: достать из конверта картинку, назвать слово (например, рак, мак), составить к нему звуко - слоговую схему.

Следующей паре детей необходимо подобрать из конверта картинку так, чтобы слово, ее обозначающее, подошло к предложенной схеме.

Предметные картинки: 1-й набор — лампа, суп, шуба, барабан; 2-й набор — шары, лопата, маска, мак.

8. Игра «Чья команда победит?»

Из каждой команды выходят по 3—4 ребенка. Они получают разноцветные круги с наклеенными буквами и держат их так, чтобы сидящие в зрительном зале букв не видели. Из каждой команды выходит по одному желающему; они получают задание «развесить» гирлянду из кругов таким образом, чтобы получилось слово. По команде разноцветные круги показывают всем детям, вызвавшийся «развесить» гирлянду составляет слово. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова, например: шары, рука, лапа, каша.

Побеждает команда, игрок которой первым составил слово.

9. Игра «Найди пару»

Дети получают на одну руку браслет-резинку с кружком, на котором обозначена буква. Под музыку они выполняют танцевальные движения, демонстрируя, друг другу свои буквы. Когда музыка замолкает, нужно встать парами так, чтобы можно было прочитать слог (выбор делают мальчики; девочки; названные педагогом дети; те, у кого на браслетике согласная буква; те, у кого гласная буква, и т.д.).

10. Игра «Хвастунишка»

В конце занятия разыгрывается сценка, которую дети (это могут быть и гости — дети из другой группы) готовят заранее, в секрете от остальных. У них на голове шапочки с изображением зверят: мишки, белки, ежика, медвежонка, зайчонка.

Ведущий: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверята, показывают, что им родители к школе приготовили.

Зайчонок: Мне мама ранец купила.

Мышка: А мне краски разноцветные.

Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.

Ежик: А мне альбом.

В.: Все ребят хотят в школу.

М.: Эка невидаль — школа, я и без школы все знаю!

3.: И рисовать умеешь?

М.: И писать умеешь? .

Е.: И буквы знаешь?

М.: Я все знаю, все умею.

Б.: Тогда прочитай, что здесь написано.

В.: Взял медвежонок букварь.

Звери улыбаются.

В.: А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?

Мишка держал букварь вверх ногами.


Наши рекомендации