Действия с предметами. «Поехала куколка в гости»
Задачи.Учить выполнять игровые двигательные предметно-орудийные действия.
Материалы.Наборы (на каждого ребенка), состоящие из колясочки, куколки и палочки с колечком.
Содержаниезанятия. Вся подгруппа детей садится за столик напротив друг друга. Каждому малышу дается палочка с колечком. На середину стола ставится куколка, сидящая в колясочке. Взрослый показывает, как можно, набросив колечко на колясочку, подтянуть ее к себе. Воспитатель обыгрывает ситуацию, говорит, что куколка катается в колясочке: едет то к одному, то к другому ребенку (дети играют попарно).
Воспитатель выставляет игрушки. Обращает внимание на куколок. Дети рассматривают куколок: в каждой колясочке сидит по одной. Куколки хотят кататься.
По показу воспитателя дети поочередно подтягивают к себе коляску с куколкой. Педагог помогает детям, если у них что-то не получается. Взрослый вводит игровые моменты с куколкой: куколка разговаривает, смеется, задает детям вопросы, поет песенки и даже танцует, приехав «в гости» то к одному, то к другому малышу.
В конце занятия воспитатель предлагает всех куколок привезти в одно место, где они выставляются в ряд — куклы отдыхают.
Варианты.Аналогичное занятие можно провести с матрешками, другими игрушками или перевозить какие-либо предметы — придвигать их поочередно к себе, используя палочку с колечком.
Речь. «Ранним-рано поутру»
Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Поощрять звукоподражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Игрушки: дудочка, корова.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей в игровом уголке. Рассаживает их на стульях и диване. Обращается к детям:
— Посмотрите, ребята, что я нашла! Это дудочка. Дудочка поет:
ду-ду-ду. Как дудочка поет? (Звукоподражания и выразительные
движения. Вместе с детьми.)
— Пастушок, который собирает коровок и ведет их домой, по
терял дудочку:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду... Потерял пастух дуду, А я дудочку нашла. Пастушку я отдала'.
— Как играет пастушок на дудочке? (Выразительные движения
и звукоподражания.) Ду-ду-ду.
Ранним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!1
— Вот она, коровушка, вот она, Буренушка (демонстрирует
игрушку). Му-му-му! (Вместе с детьми.)
— Где у коровки ушки? Где у коровки глазки? Где рожки? —
Соотносят слово и жесты. Дети дотрагиваются до названных ча
стей тела. Сами обращают внимание на рога.
— Сейчас я как будто ваша мама-корова, а вы мои детки. Где
у вас ушки? Где глазки? Где рожки? — воспитатель вместе с деть
ми изображает рожки.
— Коровки ходят, травку щиплют, рожки выставили. Му-му! —
Дети ходят по группе, изображая коровушек с рожками и мычат.
Повторяется 2—3 раза.
— Коровушка поит своих деток молочком. Идите ко мне, дет
ки. Подставляйте кружечки. Пейте молочко. — Выразительные
движения, условные действия.
— Коровушки пошли спать. Покажите, как коровушки спят. —
Воспитатель и дети ложатся на ковер, закрывают глаза.
Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»
Задачи. Вызвать у детей интерес к лепке, повторению знакомых действий, показать детям прием соединения двух частей. Развивать сюжетно-игровой замысел. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
1 Капица О. И. Детский фольклор.
2 Там же.
Материалы.Пластилин, две корзинки: одна — со шляпками грибов разных цветов, вылепленных заранее воспитателем, другая — пустая; игрушки грибки; клееночки; салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, игры с дидактическими игрушками грибками, в процессе которых дети узнают, что у грибка есть ножка и шляпка; чтение потешек, пение песенок про лес, грибы.
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям, сидящим за сдвинутыми столами, корзиночку и говорит: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». Заранее прячет в групповой комнате несколько грибков (5-6 шт.). Предлагает детям пойти в лесок и поискать грибы. Дети ищут и находят грибы. Воспитатель радостно восклицает: «Дети в лес пошли и грибы нашли», — предлагает рассмотреть грибок, показать, где у него ножка, а где шляпка.
Далее предлагает: «Положим грибы в эту пустую корзинку, а теперь будем учиться лепить грибы. Вначале надо оторвать комочек пластилина и скатать его в ладонях — получится ножка гриба. Чего еще не хватает у грибка? (Ответы детей — шляпки.) У меня в другой корзиночке много разноцветных шляпок (показывает детям). Я дам каждому, чтобы вы надели шляпку на ножку своего грибка».
Воспитатель раздает детям шляпки разных цветов, которые они надевают на ножку грибка (соединяют две части грибка). Ребенок также может и самостоятельно из комочка пластилина слепить шляпку, расплющив его в ладонях (воспитатель показывает прием расплющивания комка).
В конце занятия воспитатель говорит: «Вот как много грибов мы слепили. Давайте все грибы сложим в эту корзину (показывает детям пустую корзинку). Грибами можно угостить и белочку, и ежика, которые запасают их на зиму». Каждый ребенок приносит свои грибы и складывает их в корзинку. Воспитатель хвалит детей за старание, отмечает, что у каждого грибка шляпка другого цвета. Он оставляет корзиночку с вылепленными грибами, чтобы дети могли подойти, рассмотреть грибки, найти те, которые слепили сами.
Организация детской игры
Продолжается игра «в гости», педагог обогащает ее различными вариантами. Можно поиграть, как гости пришли к кукле, и за столом сидят только игрушки, можно использовать игрушки в качестве партнеров для детей. Дети привыкают, что в этой игре можно не только «пить чай», но и посидеть рядышком на диване. Воспитатель учит их эмоционально, радостно приветствовать «гостей», обнимать их. Если ребенок боится телесного контакта, его никогда не нужно принуждать.
На участке можно активно обыгрывать желтые и красные листья, собирать букеты, «дарить» друг другу и игрушкам. Красивую ветку можно принести и в помещение, украсить кукольный уголок.
Воспитатель своим примером создает радостное настроение, поет, кружится с листьями, привлекая заинтересовавшихся детей к участию в играх и веселье. Потешки, песенки, хоровод уместны и в помещении группы, и на улице. Детей не заставляют, а только заражают радостью, они могут и не играть с педагогом, а заниматься игрушками или просто наблюдать.
Воспитатель поощряет игру с куклами и образными игрушками: задает детям от имени куклы какой-нибудь вопрос или просьбу: «Ой, Катенька! Это у тебя колясочка? А я так устала, покатай меня, побаюкай». Или: «Вот и Мишка пришел! Здравствуй, Сережа! Угости-ка меня чайком с пирожком!» После этого игрушку оставляют детям для игры, и дети сами могут дополнить начатые игровые действия, выстраивая маленький сюжет: Катина кукла спит в коляске, и Катя везет ее на прогулку. Сережин Мишка поел, попил и лег спать. Если дети испытывают затруднения, им можно ненавязчиво помочь.
Появляется в группе и кукла с одеждой. С помощью взрослого дети пытаются одевать и раздевать ее перед прогулкой или перед
сном. Это также обогащает игру. Но пока у детей еще не очень хорошо получается действовать с одеждой такого размера, достаточно, чтобы хорошо снимались и надевались шапка, шарф, юбка на резинке и т.д.
Тех детей, которые просто ходят с игрушкой в руках, но не осуществляют с ней игровых действий, педагог стимулирует: «А это кто у тебя? Котик? Какой красивый, пушистый! А как его зовут? Может, он хочет кушать? Дай ему понарошку молока!» Подобные ситуации могут способствовать формированию игровых умений, ложатся в основу зарождающейся игры.
ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе продолжится работа по закреплению и усложнению навыков личной гигиены, совершенствованию культуры поведения во время еды. Через театрализованную игру дети познакомятся с названиями овощей и словом «овощи», узнают, что они растут на огороде; а также слепят морковки для зайчика; а в дидактической игре будут учиться дифференцировать форму предметов (круг — «помидорчик», овал — «огурчик»), использовать предметы-заместители вместо овощей. На занятии по рисованию дети с помощью ритма штрихов создадут образы сильного и слабого дождика, будут пытаться находить свой рисунок среди других; образ дождика обогатится и на занятии по развитию речи, где дети будут учиться соотносить слова потешки и выразительные движения. Педагог будет создавать ситуации, побуждающие детей к взаимодействию, к обращению друг к другу по именам.
Организация наблюдений.«Погода осенью»
Закреплять представления детей об осеннем времени года. Знакомить с явлениями поздней осени: облетают последние листочки, ветер, дождь. Связать впечатления осеннего листопада со стихотворением М. Ивенсен «Падают, падают листья...». Провести подвижную игру «Листочки и ветер», отражающую осенний листопад.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Продолжать формировать у детей элементарные навыки личной гигиены, постепенно усложняя задачи. Чаще напоминать детям о том, что руки с мылом нужно мыть не только пе-Ред едой, но и после прогулки, после туалета. После приема пищи и перед укладыванием на дневной сон руки можно ополоснуть без мыла, если они не сильно загрязнены.
Каждый раз при мытье рук воспитатель повторяет детям правила пользования водопроводным краном, мылом, полотенцем, помогает детям, испытывающим затруднение в освоении этих пра-Вил, поощряет малышей, которые их усвоили.
Педагог постоянно напоминает воспитанникам о необходимости быть аккуратными, в том числе во время еды, каждый раз показывает, как надо держать ложку и чашку, пить из чашки, не проливая жидкость, не брать руками пищу из тарелки, кроме хлеба.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Бабушка Арина в гостях у ребят» 2. Физкультура. № 9-10 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение содержания предыдущего занятия 2. Конструирование. «Маша уезжает с дачи» |
Среда | 1. Рисование.«Дождик кап-кап-кап» 2. Действия с предметами. «Огурчики и помидорчики» |
Четверг | 1. Речь. «Падают, падают листья» 2. Физкультура. № 9—10 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Птичка». Музыкальное движение: легкий бег и легкие прыжки (по показу), повторение движения «фонарики». Игра «Догони зайчика» (муз. Е. Тиличее-вой, ел. Ю. Островского) 2. Лепка. «Морковки для зайчика» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим.«Бабушка Арина в гостях у ребят»
Задачи.Расширять представления об окружающем, в частности, осеннем периоде, когда на огороде поспевают овощи, через организацию театрализованной игры.
Материалы.Натуральные овощи: морковка, репка, помидор, огурец (1—2 шт. каждого вида). Аксессуары для роли бабушки: головной платок, фартук, корзинка с овощами. Блюдо с кусочками морковки, репки, огурчика (угощение).
Содержание занятия. В занятии участвуют двое взрослых: воспитатель и помощник воспитателя, который изображает бабушку, приехавшую в гости к детям с гостинцами.
Воспитатель собирает вокруг себя малышей, говорит, что к ним в гости приедет бабушка Арина. Она приедет с подарками.
Раздается стук в дверь. «Кто там?» — спрашивает педагог. Предлагает малышам повторить вопрос. Дверь открывается, и появляется бабушка Арина с корзинкой, в которой лежат овощи, прикрытые салфеткой.
«Бабушка Арина, ребята ждут тебя!» — говорит воспитатель, встречая гостью. Бабушка Арина входит в группу, здоровается с ребятами.
Дети садятся около бабушки Арины. Бабушка знакомится с малышами, спрашивает, кого как зовут. Называет детей по имени, рассказывает о том, что приехала на поезде и привезла малышам гостинцы. Ставит на пол корзину, снимает сверху салфетку. «Я привезла вам гостинцы!» — с этими словами она начинает доставать овощи, балагуря с детьми и показывая каждый овощ:
Вот — репка:желтая и крепкая! Ну а это — помидор:красный, словно светофор! А вот зеленый огурец!Малый — смелый, удалец! А вот морковка— сладкая плутовка.
(Л.Н. Павлова)
Все овощи выкладываются на большой поднос на детском столике.
Бабушка Арина рассказывает детям, что и репка, и морковка, и огурчик, и другие овощи — все красивые и вкусные, выросли у нее на огороде. Воспитатель еще раз повторяет название овощей, спрашивая детей: «Что это? — Правильно, морковка — оранжевый носик, зеленый хвостик! А это что? — Репка» и т.п.
Когда все овощи будут названы, воспитатель вводит обобщающее понятие — «овощи». «Сколько вкусных овощей,бабушка Арина привезла нам! Овощи выросли на огороде!» И подчеркивает, что растущие на огороде — морковка, огурчики, помидоры, репка — это овощи. «Спасибо, бабушка Арина, за гостинцы, за овощи!» — говорит воспитатель.
Бабушка Арина предлагает детям попробовать: какие вкусные овощи выросли у нее на огороде. С этими словами на стол ставится блюдо с кусочками морковки, репы, огурчика, помидора (за-Ранее приготовленные), и дети берут то, что им больше нравится. В процессе угощения называются овощи, которые пробуют дети.
Воспитатель предлагает для бабушки Арины рассказать всем 'тзместе знакомую потешку, например: «Петушок, петушок, золотой •требешок...» Бабушка Арина благодарит детей за теплый прием, '^говорит, что ей пора уезжать домой, прощается.
«Бабушка Арина, ты еще приедешь к ребятам?» — спрашивает ^воспитатель. Бабушка Арина обещает приехать в следующий раз !•« прощается с детьми.
Физкультура. № 9-10
Задачи.Учить ходить по узкой дорожке. Закреплять умение ходить и бегать в разных направлениях. Повторять ползание на четвереньках.
Материалы.Два шнура или две длинные палки, флажки.
Содержание занятия. Вначале занятия воспитатель предлагает детям вместе с ним походить, а затем и побегать — свободно, без построения. Во время этого упражнения воспитатель учит детей переходить от ходьбы к бегу и наоборот, чередуя эти виды движений. Воспитатель говорит: «Идем вместе со мной, молодцы, хорошо шагаем. А теперь побежали, потихоньку, не спешим. Бежим, бежим. Молодцы! А теперь опять идем шагом. Хорошо!» Важно повторить переход от ходьбы к бегу и наоборот (3—4 раза).
Для выполнения общеразвивающих упражнений дети после ходьбы встают врассыпную по всему залу, лицом к воспитателю. Воспитатель выбирает место, чтобы хорошо видеть всех детей. Он выполняет все упражнения вместе с детьми, сопровождая их эмоциональной речью.
1. Стоя, поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз
(«Ребята, давайте покажем, как птички машут крыльями»). Повто
рить 4—6 раз.
2. Присесть, постучать пальцами по коленям («Птички прого
лодались и клюют зернышки»). Выпрямиться. Повторить 3—4 раза.
3. Бег за воспитателем, помахивая руками вверх-вниз («А теперь
птички полетели»). 2—3 круга. Воспитатель напоминает, чтобы во
время бега дети занимали всю площадь помещения («птички да
леко летают»).
4. Ходьба за воспитателем медленным шагом с движением ру
ками вверх-вниз («Птички устали, отдыхают»). 1 круг.
Остановив детей на одной стороне зала (групповой комнаты), воспитатель кладет перед ними два шнура или две рейки длиной 2,5—3 м на расстоянии 30—35 см и объясняет детям: «Перед вами узкая дорожка. По ней надо пройти не заступив за края. Посмотрите, как это надо сделать». Воспитатель сам показывает выполнение данного задания и сопровождает его словами. «Кто хочет попробовать?» — спрашивает детей и помогает пройти детям, вызвавшимся первыми выполнить упражнение. Хвалит их: «Молодцы, какие смелые! А теперь, давайте каждый попробует пройти по этой дорожке». Когда все дети друг за другом 2-3 раза пройдут по дорожке, воспитатель предлагает им следующее упражнение: ползание на четвереньках до флажка. В этом случае можно распределить детей на три подгруппы, положив перед каждой на расстоянии 3—4-х м флажок. Дети один за другим доползают на четвереньках до флажка, встают, поднимают флажок и машут им. Положив флажок, каждый ребенок возвращается шагом к своей группе детей. Если детей в группе немного, то они могут выполнять ползание одновременно.
В конце основной части занятия следует подвижная игра «Принеси флажок». Дети находятся на одной стороне зала (комнаты), на противоположной стороне на стульях или скамейке заранее положены флажки по числу детей. Воспитатель просит детей принести флажки. Когда дети принесут флажки, воспитатель благодарит их. Предлагает помахать флажком и отнести на место. Повторить задание три раза.
В конце занятия спокойная ходьба с флажками за воспитателем «стайкой».