Монохронные и полихронные культуры

Время является показателем темпа жизни и ритма деятельнос­ти, принятых в той или иной культуре. Поэтому по способу ис­пользования времени культуры принято разделять на два проти­воположных вида: в одних культурах время распределяется таким образом, что в один и тот же отрезок времени возможен только один вид деятельности, поэтому одно идет за другим, как звенья одной цепи. Культуры, в которых доминирует такой вид распре- | деления времени, называются монохронными, так как в них за | один период времени выполняется только одно дело. В дру! их i

rA ^^Категоризация культуры по Э. Холлу___________ 237

^лЬтурах время распределяется таким образом, что в один и тот е отрезок времени возможен не один, а сразу несколько видов деятельности. Такие культуры называются полихронными, посколь­ку сразу несколько дел выполняются одновременно.

В монохронных культурах время понимается как линеарная сИстема, наподобие длинной прямой улицы, по которой люди движутся вперед или остаются в прошлом. В них время можно экономить, терять, наверстывать, ускорять. Одним словом, его можно охватить. Оно является системой, с помощью которой под­держивается порядок в организации человеческой жизни. Такая система играет решающую роль во многих индустриально разви­тых странах. Исходя из того, что «монохронный» человек занима­ется только одним видом деятельности за определенный отрезок времени, он вынужден как бы «закрываться» в своем собственном мире, в который другим людям нет доступа. Люди такого типа не любят, если их прерывают в процессе какой-либо деятельности. Такая система использования времени господствует в Германии, США, ряде северо-европейских стран.

Полихронное время является полной противоположностью монохронному. В культурах этого типа большую роль играют меж­личностные, человеческие отношения, а общение с человеком важнее, чем принятый план деятельности. К типичным полихрон-ным культурам относятся Латинская Америка, Ближний Восток и государства Средиземноморья, а также Россия. Пунктуальности и распорядку дня в этих культурах не придается большого значения. Как правило, ни один контакт между людьми, принадлежащи­ми к различным временным системам, не обходится без стресса. При этом очень сложно избежать негативных эмоций, если при­ходится подстраиваться под другую временную систему. Здесь важ­но всегда помнить, что на поступки людей из другой системы времени нельзя реагировать точно так же, как на те же поступки людей из своей временной системы. Многие действия, например, такие, как опоздание или внезапный перенос встречи, имеют иное, а иногда и просто противоположное значение.

1.2. Контекст

Характер и результаты процесса коммуникации определяются, среди прочего, и степенью информированности его участников. Есть культуры, в которых для полноценного общения необходима

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru г

238________________ Раздел IV Базовые категории культу ■

(~&--------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1---------- С----- ЦМ

дополнительно подробная и детальная информация. Это объяс% I ется тем, что практически отсутствуют неформальные сети щ\ формации и как следствие люди оказываются недостаточно щ формированными. Такие культуры называются культурами с «щ^ ким» контекстом. И напротив, в других культурах у людей щ необходимости в получении более полной информации. Здесь люд, К нуждаются лишь в незначительном количестве дополнительно^ информации, чтобы иметь ясную картину происходящего, так как в силу высокой плотности неформальных информационных сетей I они всегда оказываются хорошо информированными. Такие об. щества называются культурами с «высоким» контекстом. Приня-тие во внимание контекста или плотности информационных се« I тей культуры является обязательным элементом успешного пони-мания того или иного события.

Высокая плотность информационных сетей предполагает тес- 1 ные контакты между членами семьи, постоянные контакты с дру. I зьями, коллегами, клиентами. В этом случае в отношениях между I людьми всегда присутствуют тесные связи. Люди из таких культур I не нуждаются в детальной информации о происходящих событиях, I так как они постоянно в курсе всего того, что происходит вокруг. К I странам с высоким контекстом культуры принадлежат Франция, I Испания, Италия, страны Ближнего Востока, Япония и Россия, j

К противоположному типу низкоконтекстуальных культур I можно отнести Германию, Швейцарию; культура Северной Аме- I рики соединяет в себе средний и низкий контексты. Люди в этих I странах всегда нуждаются в большом количестве дополнитель- I ной информации.

Хорошей иллюстрацией для понимания культур с высоким и j низким контекстом может служить описание работы двух менед­жеров, принадлежащих к культурам с высоким и низким контек­стом. В культуре с низким контекстом менеджер будет принимать посетителей одного за другим, строго по очереди. Во время своей работы он не будет отвечать на телефонные звонки или звонить сам. Он будет получать информацию только от тех людей, с кото­рыми видится в течение дня и, конечно же, из всевозможных до­кументов, которые он вынужден читать.

В варианте с высоким контекстом офис менеджера напомина­ет проходной двор. Люди постоянно входят и выходят в течение всего рабочего времени. Беседа ведется с отвлечением на теле­фонные разговоры и на прочие минутные вопросы. В этой ситуа-

А /. Категоризация культуры по Э. Холлу____________ 239

й все действующие лица обо всем информированы, и каждый Цнает, где следует искать нужную ему информацию.

Отсюда следует, что одна из важнейших черт коммуникацион-ых стратегий заключается в том, чтобы, учитывая контекст, как ожно точнее адаптировать объем информации к соответствую­щим информационным потребностям партнера по коммуникации. Ведь если дается излишняя информация, то это может восприни­маться как поучение, в то время как недостаточное информирова­ние привносит путаницу.

Пространство

Как говорилось в главе о невербальных средствах коммуника­ции, каждому человеку для его нормального существования необ­ходим определенный объем пространства вокруг него, которое он считает своим личным пространством. Размеры этого простран­ства зависят от степени близости с теми или иными людьми, от принятых в данной культуре форм общения, от вида деятельности и т.д. Этому личному пространству придается большое значение, поскольку вторжение в него обычно рассматривается как покуше­ние на внутренний мир человека.

Формирование чувства личного пространства происходит в детстве, и его размеры регулируются чаще всего бессознательно. Они интуитивно поддерживаются при общении с представителя­ми своей культуры и, как правило, не создают проблем для ком­муникации. Однако при общении с представителями других куль­тур дистанция общения создает проблемы для коммуникации, поскольку отношение к пространству в каждой культуре обуслов­лено ее особенностями и ошибочно может пониматься представи­телями другой культуры. Дело в том, что большинство людей вос­принимает пространство не только глазами, но и всеми остальны­ми органами чувств. Начиная с самого детства, человек усваивает значение пространственных сигналов и в рамках собственной куль­туры может их безошибочно узнавать. Однако при общении с пред­ставителями других культур органы чувств человека не в состоя­нии точно истолковать незнакомые пространственные сигналы, что может быть причиной непонимания или конфликта.

Соответственно и реакция людей на одни и те же пространствен­ные сигналы почти всегда различается в разных культурах. В тех стра-

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru г
240__________________ Раздел IV. Базовые категории культур 1

нах, где люди довольствуются относительно небольшим личным хщ | странством, толчея на улице, когда все друг друга касаются или да*Д толкают, воспринимается как совершенно нормальное явление. В этих I культурах люди не боятся прямых физических контактов. К ним о^ I носятся такие страны, как Италия, Испания, Франция, Россия, стра, I ны Ближнего Востока и другие. В других культурах, например, в севе. I ро-европейских странах, Германии, США люди, наоборот, максимально I стремятся избегать близких дистанций или прикосновений.

Динамика движений и личная дистанция при разговоре явля-1 ется неотъемлемой частью процесса коммуникации. Дистанция I при разговоре, которая допускается между чужими людьми, пока-1 зывает динамику коммуникации, которая проявляется в движени-ях. Если собеседник подходит слишком близко, мы автоматичес­ки делаем шаг назад. Так, латиноамериканец и европеец в при­вычной обстановке разговаривают на разном расстоянии. Но при общении друг с другом латиноамериканец будет стараться ока­заться на привычном для него расстоянии, тогда как это стремле- I ние будет воспринято европейцем как вторжение в его личное пространство. Он тут же постарается отодвинуться. В ответ лати­ноамериканец постарается приблизиться вновь, что с точки зре­ния европейца будет воспринято как проявление агрессии.

Пространственный фактор в коммуникации может также слу­жить для выражения отношений господства — подчинения. Одна­ко в каждой культуре приняты разные сигналы, выражающие от­ношения во власти. Например, в Германии и США верхние этажи офисов обычно предназначены для руководящих сотрудников фирмы или отдела. При этом угловые офисы, с наиболее широ­ким обзором, занимаются, как правило, главными Менеджерами или владельцами фирм. В России руководящие сотрудники стара­ются избегать верхних и вообще крайних этажей, предпочитая размещать свои офисы на средних этажах здания. Похожая карти­на наблюдается и во Франции. Это объясняют тем, что власть и контроль в этих странах обычно исходят из центра.

L4, Информационные потоки

Для процесса коммуникации очень важной культурной кате­горией являются информационные потоки, которые вместе со все­ми рассмотренными выше факторами образуют единый комплекс

/ Категоризация культуры по Э. Холлу_____________ 241

м-Ш^---------------------------------------------------------------------------------------- ^^^)

йН? определяющих поведение человека в рамках своей куль-Для процесса коммуникации важность информационных Т^оков определяется формами и скоростью распространения п°« ормации. Проблема заключается в том, что в одних культурах формация распространяется медленно, целенаправленно, по Финально предназначенным каналам и поэтому носит ограни-йНЬ1Й характер. В других культурах система распространения !нформации действует быстро и широко, вызывая соответствую­ще действия и реакции. Поэтому для межкультурной коммуни-ации становится важным, каким образом в соответствующей куль­туре распространяется информация. Ведь культурные различия, влияюшие на характер распространения информации, могут стать серьезными препятствиями при межкультурных контактах.

Например, в северо-европейских странах, и особенно в Герма­нии, которые относятся к монохронным культурам с низким кон­текстом, передаваемая информация является важнее, чем та, кото­рая уже находится в памяти. В культурах этих стран люди, образно говоря, отгораживаются от окружающего мира, поэтому там вне­шняя информация является важнее, чем та, которая уже имеется. Это тип культуры с низкой скоростью распространения информа­ции. В этих странах все должно иметь свою структуру и порядок. Все предельно точно определено правилами, а пространство для личностной инициативы незначительно. Люди вовлечены в поток информации, перегруженный мельчайшими деталями. Для того чтобы переработать такое количество информации, требуется вве­дение большого числа правил, регулирующих ее распространение.

Такого рода правила в конечном итоге приводят к тому, что в тех культурах, где информация подготавливается заранее и носит формальный характер, люди имеют дело с толстыми стенами, двой­ными дверьми и перегруженным расписанием. Все это в букваль­ном смысле слова осложняет подход к другим людям и делает поток информации максимально узким и избирательным. По этой причине люди из этих культур воспринимаются как недоступные и ограниченные только кругом своих интересов.

В то же время в культурах с высоким контекстом, к которым принадлежат Россия, Франция и другие страны южной Европы, Все происходит с точностью до наоборот. Эти культуры являются п°лихронными и имеют высокую скорость распространения ин-Ц>мации. Люди этих культур имеют эффективную нефор-Мальную информационную сеть и, как правило, не отгоражива-


242_____________________ Раздел IV Базовые категории куль-п, [

ются от возможных помех внешнего окружения. Вся информ ция проходит беспрепятственно, причем те данные, которые \* нятся в памяти, являются более важными, чем те, которые вно передаются. Люди обо всем превосходно информированы, и I них нет необходимости выяснять подоплеку каждого нового сг I бытия. Перегрузка информационных каналов случается таю*! нечасто, поскольку люди находятся в непрерывном контакте щ\ с другом. Тщательный распорядок дня и всевозможные мер0 приятия по отграничению своего времени и пространства в этик культурах отсутствуют, так как они являются помехой для жиз. ненно важных контактов между людьми, имеющих для них пер. востепенное значение.

Литература

1. Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Hall Е. The Dance of Life. New York, 1983.

2. Hall E. The Hidden Dimension. New York, London, 1990.

3. Hall E. Beyond Culture. New York, London, 1989.

4. Hall E. The Silent Language. New York, London, 1990.

5. Hall E.r Hall M. Verborgene Signale. Studien zur internationalen Konv
munikation. Uber den Umgang mit Amerikanern. Stern, Hamburg, 1983,

6. Hall E.f Hall M. Verborgene Signale. Studien zur internationalen Konv
munikation. Uber den Umgang mit Franzosen. Stern, Hamburg, 1984,

Глава 2

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Категоризация культуры по Г. Хофстеде: концепция

«МЕНТАЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

категоризация культуры по Г. Хофстеде. Дистанция власти. Инди­видуализм — коллективизм, маскулинность — феминность культу­ры. Избегание неопределенности в межкультурных контактах

В силу индивидуальных особенностей психики, социального окружения и соответствующих черт культуры каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир, является носителем опре­деленного образа мыслей и потенциальных действий. Подавляю­щее большинство социальных моделей поведения людей формиру­ется в детском возрасте, поскольку именно в детстве человек наи­более восприимчив к процессам обучения. Как только определен­ные ощущения, формы мышления и способы действий возникают и закрепляются в сознании индивида, они консервируются и слабо поддаются новациям. Ведь для этого сначала нужно отказаться от старых образцов, чтобы потом усвоить что-то новое. А отказ от привычных ощущений, мыслей и моделей поведения дается всегда труднее, чем обучение с «чистого листа». Такие механизмы форми­рования ощущений, мыслей и поведения называются в культурной антропологии ментальными программами. Источниками менталь­ных программ являются культура и социальное окружение, то есть те условия, в которых происходит социализация и инкультурация человека. Это означает, что ментальные программы определяются так называемыми измерениями культуры, включающими в себя:

■ дистанцию власти;

■ коллективизм — индивидуализм;

■ маскулинность — феминность;

■ избегание неопределенности.

^•1. Дистанция власти

Измерение «дистанция власти» показывает, какое значение в №зных культурах придается властным отношениям между людь­ми и как варьируются культуры относительно данного признака.

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru 244__________________ Раздел IV Базовые категории кул,

Некоторые культуры имеют преимущественно иерархически! или вертикальную структуру, в то время как в других культурах иер^| хия выражена не так сильно или наблюдается горизонтальная ctJj тура построения властных отношений. В иерархических обществ^ I высокой (большой) дистанцией власти всем вышестоящим лицаь| начальникам или родителям и прочим носителям властных полна! мочий — традиционно оказывается подчеркнутое уважение и тщ стрируется послушание. Выражение противоречия, жесткая крит^ или открытое противодействие в таких культурах не допускаются.

В культурах с низкой (малой) дистанцией власти наибольц^ значение придается таким ценностям, как равенство в отношения* и индивидуальная свобода. Поэтому коммуникация здесь менее формальна, равенство собеседников подчеркивается сильнее, а стиль общения носит более консультативный характер, чем в культурах^ высокой дистанцией власти. В культурах с низкой дистанцией вла­сти эмоциональная дистанция между вышестоящими персонами и подчиненными незначительна. Например, сотрудники всегда мо­гут подойти к своему шефу с вопросом или высказать критические замечания. Открытое несогласие или активное противоречие на­чальнику также рассматривается как норма. В культурах с высокой дистанцией власти устанавливается сильная зависимость между начальниками и подчиненными. Сотрудники должны либо при­знавать власть своего начальника, либо полностью отклонять ее и прерывать отношения. В этом случае эмоциональная дистанция между начальниками и подчиненными очень большая. Сотрудники лишь в редких случаях могут себе позволить задать вопросы своему шефу, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть его критике.

В семейных отношениях члены семьи, наделенные властью (родители, старшие братья, сестры и т.д.), также требуют послу­шания. Развитие независимости не поощряется. Главной добро­детелью считается уважение к родителям и старшим членам се­мьи. В культурах с малой дистанцией власти дети рассматривают­ся в качестве равноправных членов семьи с того времени, как только они начинают активно включаться в семейную жизнь. Идеальным состоянием в семье считается личная независимость, а потреб­ность в независимости является едва ли не самым важным эле­ментом людей в культурах с малой дистанцией власти.

Дистанция власти объясняется Хофстеде через основные цен­ности членов общества, наделенных властью. Способ распредели ния власти обычно исходит из поведения наделенных этой влас­тью членов общества, то есть из когорты руководителей, а не * остальной массы руководимых. Однако здесь важно учитывать*

в4 ^Категоризация культуры по Г. Хофстеде________ 245

то, что авторитет может возникнуть только там, где он встречает послушание и покорность. В культурах с большой дистанцией власти эта власть видится как некая данность, имеющая фунда-еНтальные основы. Вопрос о легитимности власти здесь не столь #ен, поскольку в обществе негласно присутствует признание В0го, что в миРе должен быть определенный «порядок неравен­ства^ в котором каждый имеет свое место.

Следует подчеркнуть, что рассмотренные характеристики куль-^о с большой и малой дистанцией власти являются всего лишь реальными моделями, крайними точками континуума «культуры с большой дистанцией власти — культуры с малой дистанций вла­сти». Те или иные конкретные культуры находятся где-то в сере­дине этого континуума.

2.2. Индивидуализм - коллективизм

Разделение культур на индивидуалистские или коллективистс­кие является одним из важных показателей в межкультурной ком­муникации, поскольку с его помощью объясняются различия в по­ведении представителей разных культур. Подавляющее большин­ство людей живет в обществах, в которых интересы группы прева­лируют над интересами индивида. Такие общества называются кол­лективистскими. Причем, речь здесь не идет о власти государства над индивидом, а именно о власти группы. Самая первая группа, в которой оказывается человек с рождения, — это его семья. В боль­шинстве коллективистских обществ семья состоит из довольно боль­шого количества людей, живущих под одной крышей. В нее могут входить не только родители и их дети, но также дедушки, бабушки, Дяди, тети и прочие родственники. Такие образования называются большими семьями или семейными кланами. Если дети вырастают в семьях такого типа, то они учатся воспринимать себя как часть «мы-группы», причем, подобные отношения считаются естествен­ными. «Мы-группа» отличает себя от других групп в обществе и является источником создания собственной идентичности. Между индивидом и группой изначально развиваются отношения зависи­мости. «Мы-группа» служит защитой для индивида, от которого в ответ требуется постоянная лояльность в отношении группы. Нару-^ние лояльности к группе считается тяжким проступком в кол-ективистских культурах. В большинстве коллективистских куль-^Р прямая конфронтация с другими людьми считается невежливой Нежелательной. Слово «нет» говорится реже, чем в индивидуали-

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru 246__________________ Раздел IV. Базовые категории кудк,

стских культурах, поскольку само слово уже означает конфрцию. Обтекаемые ответы типа «возможно, вы правы», или «мып5 думаем» считаются более вежливыми и приемлемыми. В такцх 0! ществах не существует «личного мнения». Личное мнение опред ляется мнением группы. Если появляется какая-либо новая тема отношении которой еще не выработана четкая групповая позиц^ то собирается своеобразный совет группы, где и формулирую' групповое мнение. Коллективистский тип культуры в настояц^ время распространен в таких странах, как Гватемала, Панама, \ несуэла, Колумбия, Пакистан, Корея и другие страны. Россию^ же причисляют к коллективистскому типу культур.

В то же время меньшая часть людей на планете живет в обще. ствах, в которых интересы индивида преобладают над интересами группы. Эти общества и их культуры носят название индивидуалис-тских. В таких обществах семьи включают только родителей и J детей. Такой тип семей называют малыми (или нуклеарными) семь. ями. Если дети вырастают в малых семьях, то они быстро учатся воспринимать свое «я» отдельно от других людей. Это «я» опредещ. ет личную идентичность человека и отделяет его от других «я». При­чем, в основе классификации других людей лежит не их групповая принадлежность, а индивидуальные признаки. Цель воспитания в том, чтобы сделать ребенка самостоятельным, то есть научить неза­висимости, в том числе и от родителей. Более того, ожидается, что как только цель воспитания будет достигнута, ребенок покинет ро­дительский дом. Нередко случается, что, уходя из дома, дети сводят контакты с родителями до минимума или даже прерывают совсем. В таких обществах от физически здорового человека ожидается, что он ни в каком отношении не будет зависеть от группы. Индивидуалис­тскими культурами считаются культуры США, Австралии, Велико­британии, Канады, Нидерландов, Новой Зеландии и других стран.

2.3. Маскулинность - феминность

Каждое общество по родовому признаку состоит из мужчин в женщин. Биологические различия между мужчинами и женщинами одинаковы во всем мире, но их социальные роли в обществе лишьв малой степени объясняются биологическими различиями. Многие виды поведения, которые не связаны непосредственным образом0 проблемой продолжения рода, считаются в обществе типично му#с" кими или типично женскими. Однако те виды поведения, которые считаются характерными для того или иного пола, меняются от кул^

г

а ?,. Категоризация культуры по Г. Хофстеде________ 247

'^^культуре. Понятия маскулинность и феминность, согласно

!ьстеде, определяют социальные, заранее определенные культу-

йроли. Однако относительно того, что считать «мужским», а что

Р° еНСким», в каждой конкретной культуре существуют различные

еяйя. Поэтому в качестве критерия разделения маскулинных и Тминных культур Хофстеде предлагает традиционное разделение бшества. Т° есть мужчинам приписывается твердость, ориентация \ конкуренцию, соперничество и стремление быть первым. Жен­щинам приписывается ориентация на дом, семью, социальные цен-сти, а также мягкость, эмоциональность и чувственность. Есте­ственно, что эти понятия не являются абсолютными. Некоторые мужчины могут иметь черты женского поведения, а женщины — ^ясского, но это рассматривается как отклонение от нормы.

Согласно такому разделению в маскулинных культурах цент­ральное место занимают работа, сила, независимость, материаль­ный успех, открытость, конкуренция и соперничество и существует ясное разграничение мужских и женских ролей. В феминных куль­турах эти признаки считаются не столь важными. На первом пла­не здесь находятся эмоциональные связи между людьми, забота о других членах общества, сам человек и смысл его существования. Например, конфликты в таких культурах пытаются решать путем переговоров и достижения компромисса, в то время как в маску­линных культурах конфликты решаются в свободной борьбе, по принципу «пусть победит лучший».

Соответственно в маскулинных культурах у детей поощряется честолюбие, дух соревнования, самопрезентация. В работе здесь больше ценится результат, и награждение происходит по принци­пу реального вклада в работу. В феминных культурах при воспи­тании детей большее значение придается развитию чувства соли­дарности и скромности. Награждение за труд происходит больше по принципу равенства. К культурам феминного типа Хофстеде относит Швецию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Чили, Португалию и другие страны. Можно предположить, что Россия также относится к этому ряду. К маскулинным культурам относятся Япония, Австрия, Венесуэла, Италия, Швейцария, Мек-сика, Великобритания, Германия и другие страны.

Следует заметить, что отнесение некоторых стран, например, к яРко выраженным феминным культурам вовсе не означает, что ^ские и женские ценности в этих странах полностью совпадают. ^ Каждой культуре, даже в «самых» маскулинных, например, Япо-Нии или Австрии, мужские и женские ценности также нередко пе-^екаются, однако различие между маскулинными и феминными

248__________________ Раздел IV Базовые категории ку-Уьту*

культурами состоит в частоте таких пересечений. Поэтому тако* разграничение не следует понимать буквально, так как за ним стоя данные статистического анализа, а не абсолютные выводы.

2.4. Избегание неопределенности

Состояние и чувство неопределенности является неотъемлемой частью человеческого существования, поскольку невозможно абсолюту точно предсказать события ни в ближайшем, ни в отдаленном буду. щем. По мере возможностей, с помощью различных технологий, за. конов или религии люди пытаются снизить уровень неопределенное, ти. Стратегии преодоления неопределенности различаются от культу. ры к культуре в зависимости от того, в какой степени в той или иной \ культуре признают или ограничивают неопределенность.

В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности в ситуации неизвестности индивид испытывает стресс и чувство стра­ха. Высокий уровень неопределенности, согласно Хофстеде, ведет не только к повышенному стрессу у индивидов, но и к высвобождению у них большого количества энергии. Поэтому в культурах с высокой степенью избегания неопределенности наблюдается высокий уро­вень агрессивности, для выхода которой в таких обществах создают­ся особые каналы. Это проявляется в существовании многочислен­ных формализованных правил, регламентирующих действия, кото­рые дают возможность для людей максимально избегать неопреде­ленности в поведении. Например, в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности в организациях создаются особенно подробные законы или неформальные правила, которые устанавли­вают права и обязанности работодателя и наемных работников. Так, контракт на работу, составленный в США, будет заметно короче аналогичного японского контракта. В последнем будет учтено мно­жество деталей, которым американцы не придадут большого значе­ния. Кроме того, существует множество внутренних правил и инст­рукций, определяющих распорядок рабочего дня. Создается четкая структура, в которой люди стараются в максимально возможной стс-пени избежать случайностей. В таких культурах постоянная спешка является нормальным явлением, а люди не склонны к принятию быстрых изменений и препятствуют возможным нововведениям. !

В культурах с низким уровнем избегания неопределенное^ люди в большей степени склонны к риску в незнакомых условий и для них характерен более низкий уровень стрессов в неизвес?' ной ситуации. Молодежь и люди с отличающимся поведением11 образом мыслей воспринимаются в таких обществах позитивна

fjjß/L^Категоризация культуры по Г. Хофстеде__________ 249

^ в обществах с высоким уровнем избегания неопределенности. \ странах с низким уровнем избегания неопределенности наблю-

еТСя отчетливое противоборство относительно введения форма­лизованных правил, которое чаще всего эмоционально окрашено. Поэтому правила устанавливаются только в случае крайней необ­ходимости. В таких обществах люди считают, что они способны решать проблемы и без множества формальных правил. Они в состоянии много работать, если необходимо, но при этом не чув­ствовать потребности быть постоянно активными.

В культурах с разным уровнем избегания неопределенности можно наблюдать и разные установки относительно поведения учи­телей и учеников. Например, в культурах с высоким уровнем избе­гания неопределенности ученики или студенты видят в своих учи­телях и преподавателях экспертов, от которых они ждут ответов на все вопросы. В таких странах ученики обычно придерживаются той научной позиции, которая не отклоняется от научных взглядов их учителя. В частности, если аспирант сталкивается с тем, что его подход к решению научной проблемы идет вразрез с мнением на­учного руководителя, ему остается либо отказаться от своей пози­ции, либо поискать нового руководителя для своей диссертации.

В культурах с низким уровнем избегания неопределенности учителя и преподаватели не воспринимаются как непогрешимые эксперты. Здесь допускается, что учитель может ответить на во­прос учеников «я не знаю» и это не будет считаться признаком его некомпетентности. Несовпадение мнений между преподавателем и учениками в таких культурах является скорее признаком крити­ческого мышления последних и чаще всего поощряется.

К культурам с низким уровнем избегания неопределенности относят такие страны, как Сингапур, Ямайка, Дания, Швеция, Ирландия, Великобритания, Индия, США и др. Греция, Португа­лия, Гватемала, Уругвай, Бельгия, Япония, Франция, Чили, Ис­пания и другие соответственно относятся к странам с высоким Уровнем избегания неопределенности. Относительно России по­добных данных не существует. Можно лишь предположить, что в России нет четко выраженной тенденции ни к явно высокому, ни к явно низкому уровню избегания неопределенности.

Глобальные изменения последних лет в мире приводят к тому, что люди вынуждены ежедневно общаться с представителями других культур. Каждая из культур поставляет собственную программу дей-Ствий для своих членов, которая всегда отлична от программы дей-Ствий другой культуры. Поэтому интерес к культурным различиям Велик и не ограничивается только приведенными выше категория-

250__________________Раздел IV Базовые категории куль-, I

ми. Существуют и другие подходы, которые позволяют исслед0Ва I отличия между культурами. Необходимость учета культурных щ\ горий объясняется тем, что они существенно облегчают осознан^ принятие во внимание культурных различий. Это в свою onepJ позволяет гибко реагировать на неожиданные действия партнер!1 по межкультурной коммуникации и избегать возможных kohcW tob при контактах с представителями других культур.

Литература

1. Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию >
М., 1999.

2. УэйнП. Деловая культура России // Социальный конфликт. — 1995. - щ

3. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-
Related Values. Beverly Hills, London, 1980.

4. Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning//lnternationai
Journal of Intercultural Relations. 1986. № 10.

5. Hofstede G. Interkulturelle Zusammenarbeit. Kulturen — Organisationen-
Management. Wiesbaden, 1993.

6. Hofstede G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit

und Management. С. Н. Beck, München, 1997.

Контрольные вопросы

1. Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Что такое жизненный ритм культуры? В чем особенности монохрон-
ного и полихронного времени?

2. В чем заключаются сущность и особенности категории пространство)
Что такое культуры высокого и низкого контекста?

3. Как влияет скорость и характер распространения информации на по- ь
ведение человека в рамках своей культуры? Что такое цепи действий?

4. В чем сущность измерений культуры дистанции власти и индивидуа­
лизм — коллективизм?

5. Назовите признаки маскулинных и феминных культур. Как делятся
культуры по степени избегания неопределенности?

Практические задания

1. Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Попробуйте сравнить жизненный ритм своей культуры с другими
культурами, с представителями которых вам приходилось обща^ I
ся. Обратите внимание и на другие культурные различия.

2. Попытайтесь объяснить культурные различия, используя категор^ f
культуры Холла и измерения культур Хофстеде.

3. Побеседуйте с знакомыми, которые жили (или живут) в стране flpV'
гой культуры. Выясните, как воспринимается ваша культура со сторон* I

4. Подготовьте сценарий интервью и побеседуйте с представителем ДР»
гой культуры. Попытайтесь ставить вопросы таким образом, чтобы полу41^
представление о том, с культурой какого типа вам приходится иметь дел0' 11

Раздел V

Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Монохронные и полихронные культуры - student2.ru Практика

межкультурной

коммуникации и освоения

чужой культуры

Наши рекомендации