Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации

Поскольку без коммуникации невозможно существование чело­века, то она представляет собой непрерывный процесс. Ведь отно­шения между людьми, так же как и события, происходящие вокруг нас, не имеют ни начала, ни конца, ни строгой последовательности событий. Они динамичны, все время меняются и продолжаются. |

Естественная включенность процесса коммуникации в реаль­ную жизнь служит основанием для того, чтобы кодирование и декодирование сообщений происходило одновременно. Нельзя просто закодировать послание и затем ждать, чтобы декодировать ответ на него. Информация, которую мы декодируем, оказывает влияние на ту, что мы кодируем, а последняя в свою очередь вли­яет на то, как мы декодируем входящие импульсы.

При этом значение послания, кодируемого одним человеком, никогда не будет полностью идентичным посланию другого чело­века. Это связано с тем, что, хотя сообщения и могут быть переда­ны от одного человека к другому, значения так передаваться не могут. Мы уже упоминали, что значения определяются не только сообщением, но и индивидуальным способом его восприятия. Поэтому конечным результатом любого общения будет разница между значениями, которых придерживаются собеседники.

Разумеется, тот факт, что содержание коммуникации всегда является различным для всех ее участников, вовсе не означает, что она сложна или невозможна. Это говорит лишь о том, что она несовершенна.

Когда мы общаемся, мы преподносим себя так, как нам хоте­лось бы выглядеть в глазах собеседника. Основываясь на обратной связи, получаемой от адресата, мы можем изменить мнение о са­мих себе. Поэтому посредством общения можно стимулировать развитие личности или разрушить человека как личность.

г\\ъа2- Межличностная коммуникация_________________ JA^

Можно также представить себе процесс коммуникации с точ-0^ зрения бихевиориста, то есть как серию стимулов и следующих за ними реакций. Причем, каждый пункт в последовательности событий является одновременно и стимулом, и реакцией, и под­креплением. При этом нужно рассматривать не только реакцию А на поведение В, но и думать о том, как они повлияют на дальней­шее поведение В, и его влияние на А.

Даже поверхностный анализ обнаруживает, что изменение от­ношений между этими людьми может идти по двум основным сценариям — симметричному и комплиментарному. В первом слу­чае взаимоотношения коммуникаторов отражают поведение друг друга. Слабость или сила, доброта или злобность сохраняются в процессе общения. Симметричная коммуникация характеризует­ся сходством и минимизацией различия.

Комплиментарные взаимоотношения основаны на максими­зации различия. При этом типы поведения дополняют друг друга. Например, если один партнер занимает ведущую позицию в ком­муникации, то другой — подчиненную. Взаимоотношения соеди­нены тем, что непохожие типы поведения взаимно вызывают друг друга. Примером могут служить отношения матери и ребенка, врача и пациента, учителя и ученика.

Важно отметить, что ни симметричное, ни комплиментарное поведение не навязываются человеку. Каждый из нас ведет себя в той или иной ситуации, как полагает нужным в данных обстоя­тельствах. Поэтому, в зависимости от ситуаций, от используемых в них ценностей, значения которых не абсолютны и проявляются только во взаимодействии друг с другом, мы выбираем ту или иную модель поведения.

2*1.4. Неосознанный характер процесса коммуникации

Человек не может существовать без общения с себе подобны­ми. Это — одна из аксиом коммуникации. Ведь у человеческого Поведения нет альтернативы, так как человек не может себя никак е вести. Даже находясь в одиночестве, человек ведет себя соот-Нетствующим образом. Любое поведение в ситуации интеракции Меет характер сообщения, то есть является коммуникацией. От-*?Яа следует, что как бы человек ни старался, он не сможет не ^аться. Деятельность и бездействие, слова или молчание — все

Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации - student2.ru 114 Раздел II. Основные положения теории коммуникации. ЫЩ

это имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на друч гих, и эти другие в свою очередь не могут не ответить на этц послания и, таким образом, сами общаются.

Иными словами, для осуществления коммуникации человеку не обязательно намеренно передавать сообщение. Но общение происходит всякий раз, когда один человек придает значение по­ведению другого человека или же своему собственному. Множе­ство неверных толкований связаны с процессом восприятия, ин­терпретации и ответа на ненамеренное поведение человека, при­надлежащего к другой культуре. В качестве примера можно при­вести ситуацию деловых переговоров между американскими и араб­скими бизнесменами. Во время встречи американец скрестил ноги и расположил их так, что арабу стали видны подметки его ту­фель. Сам американец не придал этому факту ни малейшего зна­чения, но араб расценил такое поведение как оскорбление и от­реагировал соответственно.

Реакция на полученное сообщение обычно возникает сразу и автоматически. Это связано с тем, что по мере того, как идет про­цесс инкультурации, большую часть правил и норм поведения мы усваиваем подсознательно. Наглядным примером являются пер­вые шаги ребенка: никто не учит его, как надо ходить, он просто встает на ноги и методом проб и ошибок постепенно овладевает этим умением. Большая часть правил поведения при общении усваивается подобным образом, и именно потому, что это проис­ходит на подсознательном уровне, мы не осознаем правил нашего поведения при общении. Только если мы сталкиваемся с новыми необычными обстоятельствами, то начинаем сознательно оцени­вать и регулировать свое поведение. Разница в общении с пред­ставителями своей культуры и представителями других куль­тур заключается именно в уровне осознания своего коммуника­тивного поведения. При общении с иностранцами этот уровень гораздо выше того, который свойственен нам при общении с преД' ставителями своей культуры. Ведь обстоятельства общения с ДРУ' гими культурами всегда новы и необычны, они исключают каку*0 бы то ни было рутинность.

В зависимости от того, насколько мы осознаем свое коммун**' кативное поведение, можно в определенной степени предвидь его результаты, выбирать конкретные способы и методы общеН^ на основании предполагаемой реакции собеседника. При неосоз нанности поведения собеседники обычно не способны предУ1*'

г\ава2. Межличностная коммуникация_________________ 115

дьшать последствия общения, в то время как при осознанном по­ведении эти способности очень велики.

В процессе коммуникации каждое сообщение может быть ин­терпретировано на двух уровнях: 1) что говорится (уровень содер­жания); 2) как говорится (уровень отношений). Первый уровень конкретизирует суть послания, второй указывает на то, как его следует понимать. Уровень отношений редко определяется наме- • ренно или осознанно. Иными словами, он обычно кодируется и декодируется на подсознательном уровне. Уровень содержания кодируется вербально, а уровень отношений — невербально. Раз­личные культуры придают разную степень значения данным уров­ням. Поэтому бестактное замечание, сказанное не к месту или не так слово часто может оскорбить или обидеть собеседника.

Каналы коммуникации

Исследования западными учеными различных видов коммуни­кации позволяют сделать вывод, что успех или неудача коммуника­ции зависит в том числе и от средств и способов передачи инфор­мации. В связи с этим важное значение для процесса коммуника­ции приобретает вопрос о каналах коммуникации. Канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источни­ка к получателю. В теории коммуникации принято выделять в качестве каналов коммуникации средства массовой коммуника­ции (пресса, издательства, радиовещание, телевидение и т.д.) и межличностные каналы. При межличностной коммуникации это Делается с помощью вербальных, невербальных и паравербальных средств передачи информации.

Вербальные средства общения — это речь, язык, слово. В про­цессе реального общения люди используют для передачи сообще-ний чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуни­кации является самым дифференцированным и самым продук­тивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не пРосто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладе­ния языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою °Чередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс й доведение. А поскольку культура может быть понята как комму­никация, язык является коммуникативным процессом в чистом Ви^е в каждом известном нам обществе.

В то же время язык не является единственным инструментом еловеческого общения. Если люди взаимодействуют иными, не-

Симметричность, одновременность и непрерывность коммуникации - student2.ru 116 Раздел II. Основные положения теории коммуникации, МКК

речевыми средствами, то для такого взаимодействия использую? термин «невербальная коммуникация». Она — важнейший регу. лятор контекста общения. Именно невербальный контекст состав* ляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообще-. ний. Как считают специалисты, лишь 35% информации в процес­се коммуникации передается с помощью языка, а 65% информа­ции, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невер­бальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгля­ды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — ин­тонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.

В межличностной коммуникации невербальные средства зача­стую дополняют языковые формы общения (например, мы гово­рим: «Привет!» и при этом улыбаемся). Невербальные знаки могут не соответствовать устному сообщению (например, мы говорим: «Рады вас видеть!», но при этом хмуримся и смотрим в сторону). Невербальное сообщение может также дополнять вербальное (ска­зать детям: «Тише!» и приложить указательный палец к губам). Невербальное поведение служит для регулирования общения. С помощью кивка головой, взгляда, жеста мы легко вступаем в бесе­ду или прекращаем ее. В ряде случаев невербальные способы мо­гут замещать вербальные (так, ребенок может не попросить по­дать ему игрушку, а просто указать на нее).

Кроме указанных средств к каналам коммуникации могут быть также отнесены публичные выступления, личные встречи, рек­ламные объявления и др.

Наши рекомендации