Тема: Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
План:
1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.
2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.
3. Оптимизация работоспособности и профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов.
Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента
Учебная деятельность студентов находится, в среднем, на уровне 52-58 часов в неделю (8-9 часов в день). Основные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и самостоятельные занятия) связаны, в основном, с сидячим образом жизни и составляют около 40% от суточного бюджета времени. Доля внеклассных занятий физической культурой и спортом не превышает 2 % времени, при наличии свободного времени в среднем около 20 %.
Значительная часть студентов, не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням. Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, новые условия учебной деятельности и жизненные ситуации оказывают существенное влияние на их психическое и физиологическое состояние. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности). По этой причине период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах отрицательно отразиться на успеваемости и привести к незначительным трудностям в общении.
Основными факторами риска, влияющие на адаптацию студентов к учебной деятельности, являются:
· социальные перемены и жизненные трудности;
· психоэмоциональное перенапряжение;
· нервное и умственное переутомление.
Критический и сложный для студентов экзаменационный период – один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и плохая организация учебного труда – неритмичность работы, отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.
Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, когда они выступают одновременно и принимают хронический характер.
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.
Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в сидячей позе, которое проявляется в застое крови в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшении объема циркулирующей крови, ухудшении кровоснабжения ряда органов, в том числе мозга. Уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа – замедление. Умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением существенным образом влияет на циркулярный аппарат кровообращения.
При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%, изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма).
Все эти изменения часто более выражено проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом.
Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
Работоспособность индивида – это его способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу умственной работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизиологические, физиологические особенности и психические качества индивида. Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течении дня, недели, на протяжении учебного семестра и учебного года в целом. При этом длительность, глубина, направленность данных изменений определяются функциональным состоянием организма до начала деятельности, особенностями этой деятельности, ее организацией и др.
Учебный день студентов, как правило, в начале не отличается высокой продуктивностью учебного труда. Проходит от 10 до 30 мин., прежде чем работоспособность студентов достигнет оптимального уровня. Этот период
врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности, формированием рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая мотивация.
Период устойчивой работоспособности продолжается 1,5-3 часа, в процессе которого происходят функциональные изменения в организме студентов, адекватные характеру выполняемой деятельности.
Затем работоспособность, вследствие наступления утомления, постепенно снижается. При начальных признаках утомления снижение работоспособности можно компенсировать волевыми усилиями и положительной мотивацией. Но это ведет к возникновению нервно-психического напряжения и возникновению чувства усталости. При этом функциональные изменения наиболее отчетливо проявляются в тех органах и системах, которые в содержании конкретной умственной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, функции устойчивости внимания, оперативной памяти и т.д.). В дальнейшем начинается достаточно быстрое снижение работоспособности, которое уже не удается компенсировать волевым усилием.
В некоторых случаях перед окончанием работы можно наблюдать т.н. «конечный порыв», который выражается в кратковременном повышении эффективности работы, как следствии мобилизации организма на предстоящее ее окончание. Так же следует добавить, что для физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня весьма близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и ее снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается некоторый подъем работоспособности, что связывают с явлениями «конечного порыва».
Однако типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеется фактор нервно-эмоционального напряжения в течение нескольких учебных дней. Так, если студентам в первые три дня недели пришлось сдавать зачет или писать контрольную работу, подготовка к которым проводилась с большой ответственностью и напряжением, то в этот период наблюдалось значительная положительная динамика работоспособности. Последовавшие за этим обычные учебные нагрузки воспринимались большинством студентов как облегчение, контрастное по отношению к первым. Это объективно и субъективно стимулировало ход восстановительных процессов в организме и в конце недели может выразится в появлении фазы суперкомпенсации (сверхвосстановления). Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено и увеличением объема учебной нагрузки до 10 часов в день. Сильную усталость после такой недели занятий отметили 97 % обследованных студентов.
Типичные изменения работоспособности студентов в недельном учебном цикле необходимо учитывать при составлении учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для усвоения дисциплины необходимо планировать на середину, а менее сложные на конец и начало недели.
Для изменений динамики физической работоспособности в целом характерна рассмотренная динамика умственной работоспособности.
Анализ и обобщение материалов исследований, проводившихся в различных вузах страны за последнее десятилетие, позволил определить основные черты динамики работоспособности студентов в учебном году. Так, в начале учебного года в течении 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, характеризующийся постепенным повышением уровня работоспособности. Период устойчивой работоспособности охватывает октябрь и ноябрь месяцы. Во второй половине декабря наблюдается период высокой эмоциональной напряженности, связанный с наступлением зачетной и экзаменационной сессии. В период экзаменов показатели работоспособности нарастают. В период зимнего каникулярного отдыха происходит процесс восстановления работоспособности, степень выраженности которого зависит от организации и вида отдыха (активного или пассивного).
Начало второго полугодия также начинается периодом врабатывания, но менее продолжительного, чем в первом полугодии – до 1,5-2 недель. В дальнейшем, со второй половины февраля до начала апреля, наблюдается устойчивый уровень работоспособности студентов, который несколько выше, чем в первом полугодии. В середине апреля наступает утомление, которое обуславливает снижение работоспособности студентов.
Экзаменационная сессия для студентов является своеобразным моментом, в котором подводятся итоги их учебного труда за семестр, решается вопрос о правомерности быть студентом вуза, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация характерна известной степенью неопределенности в ее положительном исходе, что позволяет оценивать ее как сильный фактор эмоционального характера. Неоднократно повторяющиеся экзаменационные ситуации, сопровождающиеся индивидуально различными эмоциональными переживаниями, создают устойчивое состояние эмоциональной напряженности. В тоже время экзамены являются определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсификации учебного труда студентов, мобилизации всех возможностей на фоне определенного изменения их жизнедеятельности.
Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердечных сокращений у них повышается до 90 уд/мин. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма приводит к увеличению ЧССдо 120-150 уд/мин.,артериальное давление достигает значений 135/85-155/95 мм.рт.ст.
Отмечено, что на экзаменах напряжение у студентов с низкой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму.
Во время экзаменов наблюдается снижение массы тела студентов, в среднем на 1,6-3,4 кг. Отрицательная динамика в большей степени присуща студентам, с повышенной реактивностью на экзаменационную ситуацию. Также установлено, что первокурсники имеют более высокий градиент умственной работоспособности, чем старшекурсники, а девушки, чем юноши. В первом случае это обусловлено адаптацией студентов к условиям экзаменационного периода, во втором – наличием более высокой психоэмоциональной реакции на экзаменационную ситуацию.
Таким образом, учебный труд студентов, независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестр, год) характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой, высокой умственной и физической работоспособности и периодов их снижения. Подобная динамика изменений определяется действием психофизиологических механизмов адаптации (приспособления) организма индивида в ответ на специфичные учебные нагрузки, обусловленные организацией учебно-воспитательного процесса в вузе и образом жизни студентов. В период экзаменационной сессии у студентов наблюдается высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое негативно влияет на уровень умственной и физической работоспособности.
Оптимизация работоспособности и профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления студентов
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомление часто подменяется другим понятием – усталостью, считая ее легкой степенью утомления. Усталость – это психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного эмоционального фона деятельности.
Усталость может нарастать при неудовлетворительности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. При успешном течении дел, завершении работы или какого-то этапа, наоборот, наблюдается снижение чувства усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе.
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление.
Эффективными средствами профилактики эмоционального и психофизического утомления студентов являются физические упражнения. Это обусловлено положительным их влиянием на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизацией сенсомоторной зоны коры головного мозга, поднятием тонуса всего организма. Кроме того, дозированная физическая нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности.
Достижение наибольшего профилактического эффекта при эмоциональном и психофизическом утомлении студентов, возможно при соблюдении следующих условий: оптимальность физической нагрузки; исключение длительной монотонной физической работой; активное использование физических упражнений на стадии слабой степени утомления.
Благоприятное профилактическое воздействие оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 уд/мин.). Этот эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. После экзамена, чтобы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно выполнять умеренные циклические упражнения.
Лекция 4.
Тема: Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
План:
1. Разновидности физической подготовки.
2. Цель и задачи общей физической подготовки студентов как главной составляющей базовой физической культуры.
3. Методические принципы.
4. Средства физического воспитания.
5. Методы физического воспитания.
6. Основы обучения двигательным действиям.
7. Основы воспитания физических качеств.
8. Зоны, интенсивность и энергозатраты физических нагрузок.
9. Формы занятий физическими упражнениями.
Разновидности физической подготовки
Физическую подготовку разделяют на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) – процесс воспитания физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.
ОФПспособствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, достижению физического совершенства, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях. ОФП является основой (базой) для специальной физической подготовки.
СФП обеспечивает преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности. СФП весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно условно разделить на две основные группы: спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Спортивная подготовка обеспечивает необходимую степень готовности к спортивным достижениям. Однако готовность к достижению спортивных результатов характеризуется не только соответствующим уровнем развития физических качеств (физическая подготовленность), но и уровнем технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена.
Техническая подготовленность – это результат технической подготовки спортсмена, характеризующий его уровень сформированности технических умений и освоенности движений.
Тактическая подготовленность – это результат тактической подготовки спортсмена, который отражает целесообразность его действий, направленных на достижение успеха в спортивных соревнованиях
Психологическая подготовленность – это результат психологической подготовки спортсмена, проявляющийся в уровне развития морально-волевых качеств и психофизической устойчивости к различным внешним воздействиям.
Цель и задачи общей физической подготовки студентов как главной составляющей базовой физической культуры
Целью ОФП является улучшение физической подготовленности занимающихся, характеризующейся воспитанием физических качеств, поддержанием их достигнутого уровня, а также совершенствованием жизненно важных двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой успешного выполнения различных видов деятельности. ОФП для лиц, которые углубленно не занимаются спортом, предполагает воспитание достаточной для нормальной жизнедеятельности общей (аэробной) выносливости, силы основных мышечных групп, быстроты, гибкости в тазобедренных, плечевых суставах и позвоночном столбе, ловкости в движениях, умения поддерживать равновесие и произвольно расслаблять мышцы, совершенствование навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и других жизненно важных двигательных действиях.
Итак, основными задачами общей физической подготовки, как одного из направлений использования средств базовой физической культуры, является воспитание и совершенствование основных психофизических качеств, а также жизненно необходимых форм их проявления – двигательных умений и навыков.
Общая физическая подготовка студентов осуществляется в виде теоретических (5 % от общего времени, отведенного на подготовку), практических (85 %) и контрольных (10 %)занятий, которые обеспечивают практическую реализацию оздоровительных, образовательных и воспитательных задач учебного процесса, в рамках главных правил, лежащих в основе общеметодических принципов физического воспитания.
Методические принципы
К методическим принципам физического воспитания относятся:
· принцип сознательности и активности;
· наглядности;
· доступности и индивидуализации;
· систематичности;
· динамичности (постепенного повышения требований).
Принцип сознательности и активности
Принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией: желание укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, получить хорошую оценку по физической культуре и т.д. Необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу, требуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Принцип наглядности
Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.
Для реализации этого принципа на практике применяются:
· показ двигательного действия преподавателем;
· демонстрация наглядных пособий;
· кинофильмы;
· видеофильмы;
· звуковая и световая сигнализация.
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип предполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.
Принцип систематичности
Принцип предполагает регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. При проведении учебно-тренировочных занятий данный принцип во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок. При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок.