Физическая культура как одна из форм общей культуры человеческого общества
Понятие «культура» (от лат. cultura – воспитание, образование, развитие почитание) означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (А.М. Прохоров, 1980).
Для более углубленного понимания сущности культуры необходимо выделить ее наиболее характерные черты: во-первых, культура – это формирование человеком в процессе своего физического развития определенного стиля поведения путем усвоения разнообразных культурных ценностей. Данный фактор является решающим в отличии человека от животных.
Общую культуру личности определяют ряд признаков:
а) качество и разнообразие знаний, умений и навыков;
б) степень самосознания и самовоспитания;
в) степень взаимосвязи индивидуального и общественного в сознании человека;
г) характер отношения к людям, к окружающей природной и культурной среде.
Совокупность данных признаков определяет уровень общей культуры личности, способности быть творцом культуры. Во-вторых, культура – это процесс передачи накопленного опыта, арсенала знаний, умений, навыков по специфическим каналам в ходе исторического развития общества. В-третьих, культура – это совокупность определенных ценностей, которые принимаются, по крайней мере, большинством человеческого общества.
В процессе исторического развития общества сложились три тесно взаимосвязанные формы культуры: материальная, духовная и физическая.
Материальная культура общества – это созданная всеми разновидностями труда человека окружающая его искусственная среда. К ее ценностям можно отнести здания, сооружения, инструменты, оборудование, транспорт, связь, различные технологии, сорта культурных растений, породы домашних животных и др.
Духовную культуру общества олицетворяют такие ценности как экологическая, профессиональная, религиозная и другие виды морали и этики; гуманитарные, естественнонаучные, информационные и другие позитивные научные знания о мире; эстетически направленная культура в виде художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, радио, телевидения и др. Эта форма общественной культуры проявляется в понимании человеком не только всей совокупности культурных ценностей, но и знании правил совместной жизнедеятельности, которые при систематическом выполнении становятся привычками социального поведения.
Физическая культура общества сформировалась в результате продолжительной деятельности человека в этой сфере. Ее ценностями являются:
· теоретико-методические научные знания о закономерностях психофизического совершенствования человека;
· основные (различные по форме и содержанию физические упражнения) и вспомогательные средства (оздоровительные силы природы: солнце, воздух и вода, а также совокупность гигиенических факторов);
· направления применения перечисленных знаний и средств в рамках различных видов и разновидностей физической культуры;
· позитивные показатели, характеризующие степень сформированности физической культуры людей: общий уровень психофизических кондиций, уровень спортивных достижений, размах спортивных зрелищ и т.п.
Как уже говорилось ранее, все три формы общественной культуры имеют тесную взаимосвязь, в том числе по степени тождества, составляющих их элементов. Так, отдельные элементы материальной культуры: спортивные сооружения, их оборудование, спортивный инвентарь, средства информации, приборы для нужд спортивной науки, являются неотъемлемой частью физической культуры. Взаимной основой духовной и физической культур являются важнейшие культурные ценности: научные знания, практические умения и навыки, этические привычки, эстетические вкусы и многое другое, что составляет общую культуру человека. Кроме того, степень успехов и достижений человека в сфере физической культуры зависят главным образом от него самого, поэтому процесс занятий физическими упражнениями вырабатывает в нем самостоятельность, инициативность, собранность, уверенность в своих силах, дисциплинированность и др. Важно, что эти личностные качества переносятся на все другие виды деятельности человека, становясь основой его духовной сферы. Такому человеку значительно легче справляться с возникающими кризисными ситуациями, достигать намеченных жизненных целей. Поэтому справедливо утверждение, что физическая культура преобразует как телесную, так и духовную сферы личности. И чем совершеннее становиться человек, тем выше поднимается уровень культуры общества в целом.
Физическая культура – продукт развития определенных исторических условий. В истории человеческого общества не существовало времен и народов, которые не имели бы в самой элементарной форме физического воспитания.
Первыми и самыми древними средствами физической культуры были естественные движения человека, связанные с его жизнедеятельностью.
Первоначально формой организации физического воспитания была игра, игровые движения. Игра и физические упражнения способствовали развитию мышления, сообразительности и смекалки.
В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые были созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физического воспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, музыкой.
В период капитализма физическая культура была поставлена правящим классом на службу укрепления основ своего политического господства.
В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.
В условиях современного общества физической культуре принадлежит ведущая роль в совершенствовании человеческих способностей. В процессе занятий физической культурой осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных умений и навыков, формируются основы здорового образа жизни. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем.