Организация праздничных мероприятий.
Как отмечалось ранее, праздник является самой крупной формой досуга, т.к. сочетает множество различных средств и методов досуговой деятельности.
Праздник – это день, в который по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья[25]. Праздники бывают как в выходные, так и в рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, профессиональные и др.
Государственные праздники России объявлены дополнительными выходными днями: 1-5 января — Новогодние каникулы; 7 января – Рождество Христово (это и религиозный праздник); 23 февраля – День защитника Отечества; 8 марта – Международный женский день; 1 мая – Праздник весны и труда; 9 мая – День Победы; 12 июня — День России; 4 ноября — День народного единства.
К неофициальным праздникам относятся, например: 4 января – Старый Новый год; 14 февраля – День Святого Валентина (День всех влюбленных); 1 апреля – День смеха и т.п.
Профессиональные праздникиобязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий: 28 мая – День пограничника; 10 ноября – День милиции; 22 декабря – День энергетика и т.д.
Отмечают также Международные и Всемирные дни: 1 марта — Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом; 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики; 1 июня — Международный день защиты детей; 1 октября — Международный день пожилых людей и т.п.
Праздниками называют и корпоративные вечерники, семейные торжества (дни рождения, юбилеи свадеб) и многие другие подобные мероприятия.
Проведение хорошего праздника – это довольно сложная задача для организаторов досуга. Как свидетельствует практика, импровизация зачастую бывает удачной, если она хорошо подготовлена. Таким образом, первым и важным этапом праздника является его планирование или подготовка, т.е. создание плана и сценария.
План развития событий отражает общую тему и идею, основные мероприятия и затраты на них. По прочтении плана руководителю, заказчику или самому организатору мероприятия станут прозрачны его цель и результат.
Для написания сценария необходимо иметь в запасе арсенал различных игр и розыгрышей, обдумать оригинальную идеи и обыграть ее. Причем здесь необходимо все расписать до мелочей: кто что сказал, все музыкальные и театральные номера, кто когда выходит и что делает.
На этапе планирования организатору задать себе следующие вопросы:
1. Гости: a) Кто те люди, которые будут приглашены, соседи, родственники, друзья или коллеги по работе; б) Сколько человек придет; в) Знакомы ли приглашенные между собой;
2. Время: a) Когда будет праздник; б) Какое будет время года и как будут одеты люди;
3. Тема: а) Какой именно вид праздника был задуман; б) Приурочено ли мероприятие к праздничной дате, важному событию из жизни приглашенных гостей;
4. Место проведения: Есть ли на примете хорошее место, площадка, база для проведения праздника;
5. Игры, конкурсы, развлечения, шутки, анекдоты, музыкальное оформление. При планировании праздника следует готовить больше мероприятий и игр, чем действительно можно успеть провести за данное время. Таким образом, если что-то пойдет не так, как было запланировано, организатор сможет быстро сгладить этот момент, заменив что-то одно другим, не потеряв энтузиазм и настроение игроков. Желательно подобрать музыку для праздника (это может быть торжественная музыка для создания настроения у гостей при их встрече, фоновая легкая музыка для застолья, танцевальная для дискотеки, задорная для конкурсов, медленные танцы) с учетом приоритетов приглашенных гостей[26].
Необходимо подготовить несколько внешних атрибутов мероприятия, во многом определяющих праздничное настроение гостей.
Афиша праздникаявляется его важной составляющей. Ее следует делать яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Никаких узоров, орнаментов. Достаточно нескольких нужных деталей, чтобы сразу стало ясно, что ожидает гостей. Например, если вы хотите показать кукольное представление — можно изобразить на афише куклу и ширму, если фокусы — чародея в маске с волшебной палочкой. Главный козырь афиши — необычность и привлекательность.
Программа праздникатакже очень важна. Ее назначение то же, что и афиши, но преобладает не изображение, а текст. Возможны самые разные варианты: «Только у нас!», «Спешите видеть!», «Чудо-концерт» и т. п.
Оформление зала–это мощный инструмент создания настроения. Все, от входа и фойе до столов для фуршета и сцены, должно создавать у гостей мероприятия необходимый организаторам настрой. Оформляя помещение самостоятельно, необходимо обратить внимание на:
- атрибуты (элементы, близкие по духу участникам праздника);
- расстановку столов и стульев (кругом, буквой «П», точечно);
- цветы, шары, указатели стрелки;
- разбивку на зоны (цветом или специальными табличками - «Еда», «Танцы»).
При этом нужно соблюдать меру,чтобы украшения не «перекрывали» друг друга.
Композиция непосредственно самого праздника состоит из следующих составляющих:
1. Встреча гостей;
2. Знакомство и представление (игры для знакомства, для установления контакта (формирование пар, групп);
3. Застольный период (застольные игры);
4. Игры для повышения активности (командные, художественные, творческие, игры на ловкость, быстроту, конкурсы, подвижные игры);
5. Танцевальный блок;
6. Музыкальный блок (караоке, исполнение живой музыки).
На протяжении все программы праздника следует подбирать игры так, чтобы люди часто меняли партнеров, играли то в одиночку, то в команде. Но при проведении последней игры следует собрать всю компанию вместе. Это составит чувство целостности и единения благодаря совместному переживанию последнего мероприятия. Праздник пройдет интересно и все гости будут довольны, если игровые островки будут соединены музыкально-танцевальными блоками и интересным живым общением. Соревнование– это также важный компонент любого праздника. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведет к тому, что соперничество станет содружеством.
После проведения праздника организаторам необходимо провести его анализ (см. «Основные этапы в технологии досуговой деятельности»). Конечно, его можно и не делать, если гости остались довольно и долго не расходились по домам. Тем не менее, нарабатывая практику проведения таких мероприятий, следует учитывать, насколько хорошо, успешно прошли игры, хотели ли люди в них участвовать, насколько интересно были подобраны игры. Во-вторых, насколько удачно были скомпонованы игры, может что-то стоило бы поменять местами. Была ли атмосфера отдыха, доверия, релаксации. Были ли учены предпочтения гостей в музыке, их возрастные особенности, смогли ли вы уделить всем внимание. В-третьих, постарайтесь дать оценку себе как организатору и ведущему: плюсы и минусы. В-четвертых, важно услышать мнение гостей о празднике, их отзывы, предложения, советы, для этого можно попросить каждого гостя оставить запись в гостевой книге перед уходом.
Итак, игры и праздники занимают очень важное место в структуре досуговой деятельности. Они весьма разнообразны, имеют отличительные особенности подготовки и проведения. Игра и праздник – это всегда веселье, а веселье – явление общественное. Упадок подобной деятельности – свидетельство неблагополучия, бездуховности и утраты культуры досуга.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие игры.
2. Что вы знаете о возникновении детских игр?
3. Перечислите функции игры в досуговых программах и их классификационные признаки.
4. Что входит в структуры игры как деятельности и процесса?
5. Какие требования предъявляются к подготовке и проведению познавательных игр?
6. В чем состоят отличия плана и сценария праздника?
7. Назовите внешние атрибуты праздника.
Лекция 5