Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
· создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
· заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
· сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
· средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
· обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции;
· ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
Задачи:
· формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
· совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);
· обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на один 2016-2017 учебный год.
II Планируемые результаты
Личностные результаты
· осознание языка как основного средства человеческого общения;
· восприятие русского языка как явления национальной культуры;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
· понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
· планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;
· действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
· выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
· выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
· оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя;
· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
· понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
· стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
· умение задавать вопросы;
Познавательные:
· под руководством учителя вести наблюдения за фактами языка и речи, извлекать из них определённую информацию, размышлять над ней, высказывать свои предположения;
· целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;
· читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;
· замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
· находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
· понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
· применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
· находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
· осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
· осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;
· осуществлять целенаправленные наблюдения, действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;
· коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
· подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков;
Коммуникативные:
· участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
· участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
· задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
· высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
· строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;
· воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её;
· понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник);
· пересказывать и создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения;
Предметные результаты