Средствами развлекательно-игровых форм

Средствами развлекательно-игровых форм

Выпускная квалификационная работа

(бакалаврская работа)

Направление подготовки 51.03.03. Социально-культурная деятельность

Направленность (профиль) Социально-культурные технологии в индустрии

досуга

Научный руководитель

Головко Т.И.,

к.п.н., доцент

Барнаул

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 1

Глава 1. Теоретико-методологические основы развлекательно-игровых форм в санаторно-курортном учреждении. 4

1.1. Характеристика организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении 4

1.2. Влияние психофизических особенностей детского развития на содержание досуговых форм. 13

1.3. Анализ использования развлекательно-игровых форм в санаторно-курортных учреждениях для детей. 23

Выводы по первой главе. 33

Глава 2. Организация и проведение программы «Праздник красок Холи» для детей в Закрытом Акционерном Обществе «Санаторий «Россия». 35

2.1. Характеристика деятельности отдела культурно-досугового обслуживания по организации досуга детей, отдыхающих в Закрытом Акционерном Обществе «Санаторий «Россия». 35

2.2. Организационно-педагогический, методический и сценарно-режиссерский замысел развлекательно-игровой программы для детей «Праздник красок Холи». 40

Выводы по второй главе. 48

Заключение. 50

Список литературы.. 52

Приложения. 59

Введение

Актуальность проблемы. Наряду с лечением и питанием важной составляющей комплексной медицинской реабилитации в санаторно-курортных учреждениях есть досуг, который направлен на организацию отдыха и развлечений с целью восстановления физических и духовных сил отдыхающих. Организация досуговой деятельности детей в санаторно-курортных учреждениях должна отвечать основным лечебным целям, отличаться многообразием, предусматривать общность информационно-развивающих, коммуникативных и рекреационных элементов. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, понимание норм поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Формирование личностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Обострение проблем организации детского досуга связано, в первую очередь с недееспособностью многих воспитательных институтов нашего общества (школы, семьи) в сфере социализации и социальной адаптации личности. Между тем, именно пространство досуговой активности способно выступать мощным социализирующим и воспитательным фактором. Интерес к проблеме организации детского досуга носит постоянный и устойчивый характер в социологии, психологии, педагогике.

Проблемы организации детского досуга рассмотрены в работах Г.А. Аванесовой, В.П. Крестьянова, Е.И, Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Т.Г. Киселёвой и др.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности, в том числе детского досуга, заметный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, Г.Л. Тульчинский, В.М. Чижиков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; в настоящее время активно занимаются этой проблемой А.Д Плюснин, Т.И. Головко, Г.В. Оленина, В.В. Медведенко, Н.В. Третьякова, Т.Т. Фисюк и др.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования.

Объект исследования – организация детского досуга в санаторно-курортных учреждениях.

Предмет исследования – средства развлекательно-игровых форм

как специфика детского досуга.

Гипотеза – мы предполагаем, что для активизации досуга отдыхающих детского возраста необходимо:

– Изучить теоретические аспекты использования развлекательно-игровых форм в санаторно-курортных учреждениях;

– Организовать и провести программу для детей, отдыхающих в санаторно-курортном учреждении, с применением развлекательно-игровых форм.

Цель выпускной квалификационной работы – разработка и внедрение досуговой программы для детей в условиях санаторно-курортного учреждения с использованием развлекательно-игровых форм.

Задачи:

1. На основе анализа литературы выявить особенности организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении;

2. Обозначить влияние психофизических особенностей детского развития на содержание досуговых форм;

3. Проанализировать условия эффективности использования развлекательно-игровых форм для детей в санаторно-курортных учреждениях;

4. Выявить условия организации детского досуга в санатории «Россия» г. Белокуриха;

5. Проанализировать результаты внедрения разработанной программы в санаторно-курортном учреждении.

База исследования – Закрытое Акционерное Общество «Санаторий «Россия» г. Белокуриха.

Методы исследования:

Теоретические – анализ и синтез информации, контент-анализ документации;

Эмпирические – включённое наблюдение, анкетирование.

Практическая значимость состоит в разработке и внедрении культурно-досуговой программы, направленной на творческую активность детей в период пребывания их в санаторно-курортном учреждении.

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические основы развлекательно-игровых форм в санаторно-курортном учреждении

1.1. Характеристика организации детского досуга в санаторно-курортном учреждении

В настоящее время большое внимание уделяется организации детского досуга. Анализ особенностей детского досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом. Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики особенностей досуга детей в санаторно-курортном учреждении, то возникает потребность в его детальном рассмотрении. Важно уточнить его содержательную сторону и подходы, которые существуют к его определению. Необходимо рассмотреть вопрос, связанный с историей употребления данного термина, выяснить какое понимание вкладывали в данное понятие представители различных народов в разные временные отрезки.

Понятие «досуг» в философской и социологической литературе зачастую отождествляют с термином «свободное время». Выражение «свободное время» происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным». Впервые понятие появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» используется термин «досуг». Среди исследователей до сих пор не выработана единая концепция досуга и не определены содержательные границы свободного времени общества и личности. Одним из основоположников мирового досуговедения считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к обществу досуга», «Досуг и город», «Культурная революция свободного времени» [21]. Современный досуг, по мнению Ж. Дюмазедье, не является, как прежде «приложением» к труду, отдыхом от него и подготовкой к нему. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой переменной». Автоматизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг, особенно у молодёжи — свидетельство коренных изменений в образе жизни. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель: «Вся человеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятия и досуг, а вся деятельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное...» Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блаженства. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общением [53].

Что касается отечественных исследователей, то Михайлова Л.И. рассматривает досуг, как часть свободного времени, имеющую преимущественно рекреационный характер, подразумевающую исключительно отдых, развлечения, но при этом выделяет «другую» часть более «возвышенной» деятельности для совершенствования и развития личности [31]. Литвинова С.Н. указывает, что содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. При всем многообразии форм любой досуг способен, по мнению Куницыной Н.Ю., выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Однако подростки ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений. Максютин Н.Ф. справедливо утверждает, что досуг является «специализированной подсистемой духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющей социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности» [54].

Понятие «досуг детей» традиционно изучается в педагогических исследованиях и занимает большое место в системе социального воспитания подрастающего поколения. Формирование личностных качеств, установок, взглядов и убеждений особенно важно в период детства и ранней юности. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними индивидуальных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе [21].

В работах Шмакова С.А. досуг детей подразделяется на ряд групп: первая группа связана с восстановлением сил ребенка. Сюда принято относить прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Эта группа способствует развитию двигательной активности ребенка, укрепляет его здоровье, позволяет развить выносливость и ловкость. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям: чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Эта группа позволяет развивать познавательную активность, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей. Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой позицией. К этой группе причисляют научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно - игровую, трудовую, прикладную деятельность. Именно здесь дети самоопределяются как личности и самореализуются в творческой деятельности. В четвертой группе видов досуга реализуется потребность в общении детей. К ним отечественные педагоги относят вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. У ребенка развиваются коммуникативные умения, формируются способности использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям. Пятая группа предполагает и в свободное время целенаправленную творческую учебу детей в выездных лагерях, конкурсах, каникулярных объединениях для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью. Еще одной из форм жизнедеятельности детей является совокупность практик по отношению к досугу увлечения, интересов, хобби [50].

В предельно концентрированном виде задачи, назначение и роль досуга находят выражение в его трех основных социокультурных функциях.

1. Первая из них рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил и релаксацию, направленную главным образом на снятие психического утомления.

2. Вторая функция досуга – развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.

3. Сущность третьей функции можно выразить через ключевое понятие «развитие»: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении [19].

В современном обществе для детей предпочтения в выборе досуга выступают в качестве одного из главных средств формирования личностных качеств и являются важнейшими характеристиками избираемого стиля жизни. От того, как ребенок проводит свое время, какие виды досугового поведения предпочитает, зависит в конечном итоге качество и степень эффективности его будущей производственно-трудовой или учебной деятельности. По мнению Григорьевой Е.И., неумение правильно организовать досуг приводит современных детей к долгому сидению перед теле­визором, компьютерной зависимости. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию [9].

В Указе Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» описаны задачи государственной культурной политики в области детского и молодежного движения: «Поддержка детских и молодежных организаций, объединений, движений, ориентированных на творческую, добровольческую, благотворительную, познавательную деятельность. Обеспечение участия детей и молодежи в принятии решений, способных повлиять на их жизнь, максимально полно раскрыть их способности и таланты. Подготовка кадров для осуществления деятельности детских и молодежных организаций. Поддержка создания таких организаций в целях осуществления ими деятельности в формах, соответствующих потребностям и возможностям различных категорий детей и молодежи» [1].

Свободное время детей может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, сле­дует как можно раньше включать ребенка в социально-актив­ную деятельность [9]. В санаторно-курортных учреждениях отдел Культурно-досугового обслуживания особенно ответственно подходит к организации детского досуга. Наряду с лечением и питанием важной составляющей комплексной медицинской реабилитации в санаторно-курортных организациях есть досуг, который направлен на организацию отдыха и развлечений с целью восстановления физических и духовных сил. В умении понять де­тей важна профессионально-педагогическая направленность организатора культурно-досуговых программ. Предпосылкой глубокого понимания детей является высокий уровень образованности и воспитанности организатора, внутренней готовности к педагогической деятельности. Общение с детьми нужно строить на основе доброжелательности, взаимопонимания, со­трудничества. Характер общения должен помочь детям развивать свою индивидуальность, дать простор творчеству, инициативе, самостоятельности. В учреждениях санаторно-курортного типа досуговая деятельность должна отличаться многообразием, предусматривать общность информационно-развивающих, коммуникативных и рекреационных элементов. Это связано с непрерывностью периода отпуска и лечения отдыхающих, сменяющихся постоянно. Культурно-массовая работа в санаторно-курортных учреждениях по содержанию и организации должна отвечать основным лечебным целям. Большое значение имеет правильно организованный режим дня отдыхающих, построенный при соединении различных видов физической активности со спокойным отдыхом, включая элементы физической культуры, игр, художественной самодеятельности.

Следует учитывать, что интересы детей постоянно ме­няются, происходит их переоценка, изменяется целевая направ­ленность. Поэтому организаторы досуга в санаторно-курортных учреждениях пытаются максимально разнообразить формы проведения свободного времени детей. Наиболее предпочтительная и доступная досуговая форма - игра. Игра - это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на раз­витие познавательных интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности. Существует большое разнообразие игр для детей, среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидак­тические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Различают народные и национальные игры, комнатные, уличные игры и игры на местно­сти, командные, коллективные [30]. Участвуя в разнообразных видах деятельности, приобщаясь к творчеству, игре, ребенок реализует свои многочисленные досуговые потребности. Познавательная активность детей в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой досуговой деятельности является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Свободное время у детей предоставляет широкий круг для развития многих способностей (умственных, интеллектуаль­ных, физических и др.). Главное для организатора досуга - вы­строить ряд задач, которые помогут развить эти способности. Основные задачи организации свободного време­ни:

1. Создание условий для развития и саморазвития;

2. Целенаправленная деятельность по формированию цен­ностных ориентации;

3. Восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

4. Повышение интеллектуальных способностей, развитие па­мяти, мышления, логики (тесты, тренинги, КВНы);

5. Развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

6. Выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы) [16].

Исходными мировоззренческими и методологическими положениями, которыми социальные педагоги, организаторы досуга в санаторно-курортных учреждениях руководствуются в практической деятельности, являются следующие принципы досуговой деятельности, изложенные в учебном пособии «Педагогика досуга» Крестьянова В.П.:

1. Основной педагогический принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная организация их досуга. Образовательные занятия детей должны быть ориентированы на получение начальных навыков в художественном и техническом творчестве. Игровая досуговая деятельность (конкурсы, викторины, игровые программы) направлена на расширение кругозора детей в организации свободного времени. Рекреативный досуг (походы, экскурсии, клубы общения по интересам) должен способствовать переключению внимания детей, общению, ознакомлению с природой и культурными ценностями.

2. Принцип интереса. Мотивы, побуждающие ребят включиться в досуговую деятельность, существенно отличаются от мотивов, действующих в учебных заведениях. В отличие от регламентированных учебными планами и программами занятий в школе, одинаковых и обязательных для всех, организация досуговой деятельности ведется на основе добровольности и учета интересов детей. Поэтому решающее значение приобретает привлекательность досуговых дел, интерес, вызываемый ими. Воспитательное значение их заключается в том, что они помогают преодолеть трудности познания, облегчают волевое напряжение, делают его более целеустремленным и устойчивым. Возникновение и развитие интереса у детей к досуговым делам зависит, с одной стороны, от их содержания, а с другой – от способа проведения. Если организатор досуга хочет заинтересовать предстоящей досуговой деятельностью как можно большее количество отдыхающих детей, он должен стремиться к тому, чтобы все, что предлагается детям, соотносилось с их основными устремлениями и имело для них познавательное значение. Поэтому реализация принципа интереса требует детального изучения запросов и потребностей детской аудитории, что поможет специалистам правильно осуществить прогнозирование процесса воспитания и получить нужный результат.

3. Принцип занимательности и развлекательности. В развлекательных досуговых мероприятиях детям предоставляются обширные возможности для тренировки и проявления сообразительности, находчивости, изобретательности. Каждое детское мероприятие требует гибкости ума, творческой активности, остроумия. Соревновательная обстановка, присущая многим детским развлечениям, активизирует их, особенно если состязания носят командный характер. Красочность и эмоциональность мероприятий производит неизгладимое впечатление на детей и подростков, способствует формированию нравственных качеств личности, воспитанию культуры чувств.

4. Принцип развития инициативы и самодеятельности детей был сформулирован и введен в практику основателем детских клубов в России Шацким С.Т. Очень важно пробудить у детей социальную активность, желание приобщиться к общественно полезному труду. Накапливая опыт общественных отношений, ребята быстрее и успешнее приобретают навыки самоуправления. Широкое участие детей в организации досуговой деятельности делает ее особенно близкой для них, интересной и необходимой.

5. Принцип опоры на положительные эмоции. Этот принцип основан на высказывании: «Ищи в ребенке лучшее – его больше». Нужно видеть добро в ребенке и опираться на это [21].

Таким образом, в учреждениях санаторно-курортного типа досуговая деятельность должна отличаться многообразием, предусматривать общность информационно-развивающих, коммуникативных и рекреационных элементов. Педагог-организатор при проведении культурно-досуговых программ должен руководствоваться принципами досуговой деятельности и учитывать, что интересы детей постоянно меняются. Степень соучастия детей в культурно-досуговой программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга. Применение технологий культурно-досуговой деятельности в санаторно-курортном учреждении благотворно влияет не только на полноценный отдых, но и на раз­витие познавательных интересов ребенка, формирование его нравственных оценок, на проектирование собственной деятельности.

1.2. Влияние психофизических особенностей детского развития на содержание досуговых форм

Глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве. Информационные технологии позволяют развить системное научное мышление, конструктивное образное мышление, пространственное и ассоциативное мышление, вариативность мышления и чувство нового, интуицию, воображение, творческие способности. Мир стоит на пороге больших изменений в области психологии человека, так как широкая компьютеризация и информатизация общества приведут к значительным изменениям в интеллектуальной и личностной сферах человека XXI века. В этих условиях важно внедрить в досуговую сферу подрастающего поколения новые принципы, которые должны способствовать развитию мышления как деятельности, направленной на решение задач в условиях большого информационного потока [55]. По определению Эльконина Д.Б., дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. В этот период происходят существенные изменения в анатомо-физиологическом строении организма детей, протекающие относительно спокойно и равномерно. К семи годам достаточно сформированы структуры и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач. К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы — системы связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов (словесного обозначения). Это находит выражение в речи детей: увеличивается количество обобщающих слов. К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушарий, что находит свое отражение в познавательной деятельности. Так, в речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной. К началу школьного обучения у ребенка увеличивается возможность тормозных реакций. Слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека. Такие изменения в физиологических процессах нервной системы дают возможность ребенку участвовать в школьном обучении. Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Они стремятся компенсировать вынужденную неподвижность бурной двигательной активностью, что обусловлено их физиологическими потребностями. В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребенка недостаточно ловки, точны и координированы [34].

Дальнейшее психофизиологическое развитие ребенка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения. Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности – ребенок учится управлять ими – управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и воображением. Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это объясняется и тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Развитие произвольного внимания у младших школьников тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания - слабее. Устойчивость внимания первоклассники могут сохранять в течение 30-35 минут. Организм ребенка развивается в конкретных условиях среды, в значительной мере определяющих ход его развития. В зависимости от конкретных условий среды процесс развития может быть ускорен или замедлен, а его возрастные периоды могут наступать раньше или позже и иметь разную продолжительность, что имеет значение для организации досуга детей. Нервно-психическое развитие детей оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и педагогов, которые помогают выявить эмоциональное состояние ребенка, его характер, особенности засыпания и сна, бодрствования, аппетита, взаимоотношений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек [34].

Зарубежными исследователями наиболее часто цитируются следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста [34]:

1. Низкая концентрация внимания;

2. Предрасположенность к кинестетическим формам работы;

3. Предпочтение изучать целое, а не частное;

4. Концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

5. Быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

6. Механическая память преобладает над логической;

7. Отсутствие сдерживающих факторов при говорении;

8. Отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними.

Учитывая то, что обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, периодом высокой учебной мотивации учащихся, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям, особую актуальность имеет и учет психофизиологических различий, и познавательных особенностей мальчиков и девочек. Психофизиологи Кон И.С., Геодакян В.А., Додонова Б.И. считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Эти различия наблюдаются в:

1. Познавательных способностях и познавательных процессах;

2. Восприятии окружающего мира;

3. Темпах, стратегии переработки и усвоении информации;

4. Формировании различных видов мышления;

5. Организации внимания;

6. Уровне активации эмоций в процессе обучения;

7. Уровнях адаптивных возможностей организма и психики;

8. Отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы [56].

Установлено, что в ходе игры мальчики младшего школьного возраста больше разговаривают со сверстниками своего пола, причём часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от неё информации или оценки, больше общаются как с взрослыми, так и со сверстниками. Для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола. При одних и тех же методах, при одном и том же педагоге, мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Так, например, девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях. Существуют половые различия и в процедурах сбора информации, в методах решения задач. Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность [56].

Учебная деятельность в младшем возрасте для девочек и мальчиков становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. При этом дети не теряют интереса к игре. Включение процесса обучения в контекст игровой, познавательной и учебной деятельностей позволяет обеспечивать доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов. В развитии индивидуально-психологических качеств у ребенка младшего школьного возраста наблюдается острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Ко времени поступления в школу у детей формируются элементарные личностные проявления. Младшие школьники обладают настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их, делают первые попытки оценивать поступки с позиции их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Основной проблемой возрастной психологии Выготский Л. С. считал проблему соотношения обучения и психического развития. По его мнению: «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий» [57]. Учебная деятельность тесно связана с другими видами деятельности младших школьников, например игрой. Философов и исследователей всегда интересовало такое явление как игра. Платону «игра» представлялась как единственно правильный путь жизни [50]. Немецкий психолог Гросс К. рассматривает игры как изначальную школу поведения. Игра - первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих, «игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Ребенок ищет себя в играх, определяя свое место среди сверстников, обращается к прошлому, настоящему, будущему. Игра - вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. По мнению Хейзинга Й.: «Игра - это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер». Он считает игру первичным импульсом человеческой истории. Игра дает жизнь и обуславливает развитие всей культуры, ее разнообразных форм и проявлений. Основатель психоанализа Фрейд З. изучил идею компенсаторного характера игры. Исследования показали, что игры очищают и оздоровляют психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний [30].

Ушинский К.Д., родоначальник теории игры в отечественной науке, противопоставил стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, как считает Ушинский, своеобразный род деятельности, направленный на стремление жить, чувствовать, действовать. Шацкий С.Т. полагал, что появление игры зависит «...от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка». По его мнению: «Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта опора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». В своих статьях Крупская Н.К. писала о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей: «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». В высказываниях великих педагогов - Ушинского К.Д., Крупской Н.К., Макаренко А.С. игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей [30].

Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено так: «Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет уд

Наши рекомендации