Блок «постиндустриальная цивилизация»
1. Понятие о постиндустриальном обществе и цивилизации. Теоретические модели постиндустриальной цивилизации.
2. Глобальные противоречия современности и потенциальные возможности их разрешения.
3. Человек постиндустриального общества в условиях информационного взрыва.
Основная литература
1. Всемирная история / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М. : Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература
1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М. : Юнити-Дана, 2015. — С. 317–348; 377–397.
2. Самыгин П.С. История для бакалавров. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы
1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М. : МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/
Литература для факультативного изучения
1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. — М. : Эклипс-Медиа, 2000.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. — М. : Academia, 1999.
3. Вейс Г. История культуры народов мира: Прекрасная эпоха. Европа. XIX–XX вв. — М. : Эксмо, 2005.
4. Маныкин А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки: учеб. пособие. — М. : ФО «Слово»; Эксмо, 2004.
5. Романовская Т.Б. Наука XIX–ХХ веков в контексте истории культуры: Субъективные очерки. — М. : Радикс, 1995.
6. Современная западная философия: энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова. — М. : Культурная революция, 2009.
7. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. — М. : Весь мир, 2003.
8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: Природа, противоречия, перспективы: учебное пособие. — М. : Логос, 2000.
9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М. : АСТ, 2003.
Методические указания
Дайте определение понятию постиндустриальной цивилизации. Опишите учение о постиндустриальном обществе, приведя основные теоретические постулаты и критику в их адрес. Расскажите об НТР («технологической революции») как материально-технической предпосылке перехода к информационному обществу. Осветите вопрос о постиндустриальной (информационной) цивилизации, учитывая аргументы «за» и «против». Что такое кризисы перепроизводства и транснациональная монополизация? Опишите глобальные проблемы современного общества и принципиальные возможности для их разрешения. Обрисуйте то, как происходит переход к постиндустриальной цивилизации, учитывая основные исторические вехи. Что вы понимаете под «феноменом глобализации»? Что вам известно о магистральных футурологических сценариях?
Опишите ментальные сдвиги в массовом общественном сознании во 2-й половине XX — начале XXI в. В чем вы видите характерные тенденции и черты всемирной постиндустриальной цивилизации? Охарактеризуйте логику перехода от индустриального к постиндустриальному способу производства. В чем проявляется влияние процессов глобализации на цивилизационные процессы? Необходимо затронуть также феномен мультикультурности в ареалах традиционных культур. В чем, на ваш взгляд, состоит роль современных информационных технологий? Каковы очертания новой социальной структуры? Расскажите о концепции «информационного взрыва» и месте человека в новых условиях. Охарактеризуйте типологические черты постиндустриальной культурной среды. Что такое перманентный кризис культуры? С чем связана угроза тотального уничтожения человечества? Как ставится и решается проблема «здорового общества» в работах современных мыслителей? Можно ли сказать, что спасение культуры и гуманизация общественно-политической жизни являются приоритетными задачами современного человечества?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Работа на занятиях и подготовка к ним
На лекционных занятиях необходимо вести конспекты (желательно в письменной форме, но можно и с использованием компьютерной техники). Основная задача, которая стоит на лекции, заключается не в том, чтобы «механически» воспроизвести её содержание, а в том, чтобы следить за объяснением преподавателя, поскольку на лекциях делается акцент на том, чтобы студенты научились понимать сущность и закономерности постановки и решения проблем курса.
Вопросы для семинарских занятий студенты получают заранее, с тем, чтобы эффективно подготовиться к их обсуждению. Ответы на вопросы целесообразно оформлять в виде конспектов, что обеспечивает тщательность проработки материалов. Список вопросов к семинарскому занятию сопровождается указанием на источники, которые необходимо использовать. Как и любая учебная дисциплина, данный курс предполагает знакомство с рядом специальных терминов, без знания которых невозможно продуктивное понимание сути обсуждаемых проблем и изучаемого материала. В связи с этим студентам рекомендуется выписывать толкование всех незнакомых терминов, которые встречаются в учебной литературе. Приветствуется изучение дополнительной литературы, а также самостоятельные поиски в решении исследуемых проблем. На семинаре более высоко оценивается активность, в которой просматривается исследовательское, творческое отношение к обсуждаемому материалу. Простое воспроизведение учебного материала возможно, но не может считаться достаточным.
Оценочные средства
№ ОС | Наименование ОС | Краткая характеристика оценочного средства | Представление ОС в фонде оценочных средств |
Устный опрос, собеседование | Средство контроля, проводимое как специальная беседа педагогического работника с обучающимся по вопросам и проблемам, связанным с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме | Темы и вопросы семинарских занятий | |
Письменная работа | Выполняемое письменно задание на тему проблемно-аналитического характера – эссе, посвященное раскрытию одного из дискуссионных вопросов изучаемого курса | Примерная тематика письменных работ | |
Практическая работа | Групповой метод проверки знаний, умений и навыков, выраженный в постановке задачи, совместном обсуждении и поиске решения с последующим его представлением по важнейшим проблемам изучаемого курса | Примерный перечень практических заданий | |
Проверочная работа | Выполняемое письменно задание проверочного характера – диктант, нацеленный на контроль усвоения фактических знаний по изученным главам учебного пособия, раскрывающим содержание нескольких разделов курса | Примерный перечень контрольных вопросов | |
Экзаменационные вопросы | Вопросы для подготовки к устному экзамену по билетам, по которым осуществляется контроль усвоения компетенции в объеме всех компонентов | Примерный перечень экзаменационных вопросов |
Примерная тематика письменных работ
Нижеследующая примерная тематика предназначена для проведения одного из испытаний промежуточного контроля успеваемости – письменной работы. Для выполнения письменной работы в каждой из академических групп может быть предложена одна из нижеследующих тем. По теме студенту необходимо сформулировать собственную точку зрения, представив ее непротиворечиво и аргументированно.
1. Зарождение цивилизационной теории в трудах мыслителей древности и средневековья.
2. Ибн-Хальдун как основатель цивилизационной теории: «за» и «против».
3. Формационный и цивилизационный подходы: на чьей стороне правда?
4. Цивилизационная теория в трудах Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера: общее и особенное.
5. Критика теории О. Шпенглера в трудах Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина, А.Д. Тойнби.
6. Величие и нищета современной цивилизационной теории.
7. Может ли знание об истории цивилизации помочь человечеству в решении насущных проблем?
8. Моя цивилизационная теория (попытка формулировки и аргументации).
9. Современные попытки преодолеть цивилизационный подход.
10. Несостоятельность цивилизационного взгляда на историю.
Примерный перечень практических заданий
Нижеследующий примерный перечень предназначен для проведения одного из испытаний промежуточного контроля успеваемости – практической работы. Для выполнения практической работы студенту необходимо быть полностью готовым к соответствующему семинару, в ходе которого академическая группа получает практическое задание. Формой выполнения задания может быть дискуссия, деловая игра, круглый стол, в ходе которого студенты демонстрируют свою готовность, активность и результативность в решении поставленного перед ними интеллектуального задания.
1. Крит и Микены – начало античности или до-античные цивилизации?
2. Докажите, что Древняя Греция и Древний Рим – это разные цивилизации.
3. Можно ли считать Древнюю Грецию и Древний Рим единой цивилизацией?
4. Как понимать слова Горация «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила»?
5. Лидер античного развития: Греция или Рим?
6. «Живая античность»: следы античности в современном мире.
7. От античности к средневековью: что было утрачено?
8. Почему все античное зовется классикой? Попытки опровержения.
9. Античная гражданственность и гражданские права: где проходит граница?
10. Сравнительные жизнеописания: прототипы современных политических лидеров в античном прошлом.
Примерный перечень контрольных вопросов
Нижеследующий примерный перечень предназначен для проведения одного из испытаний промежуточного контроля успеваемости – проверочной работы. По форме проведения проверочная работа представляет собой диктант, в ходе которого студентам предлагается ответить на 10 вопросов (открытых и тестовых с 4-мя вариантами ответов), которые озвучиваются преподавателем. Ответ на каждый из вопросов дается письменно сразу после его озвучивания. В ходе работы проверяются знание студентами фактического материала. Источник информации: лекции преподавателя, подкрепленная слайдовой презентацией, темы 8, 9, 13 из учебного пособия «Цивилизации: исторические судьбы».
1. Назовите имя римского императора, разделившего Римскую империю на Западную и Восточную.
2. Назовите годы правления императора Юстиниана I.
3. Что такое геникон? Сформулируйте определение объемом две-три строки.
4. В 1453 году Константинополь был захвачен:
А) турками-османами;
Б) турками-сельджуками;
В) крестоносцами;
Г) монголо-татарами.
Обозначьте правильный ответ.
5. Назовите годы жизни пророка Мухаммада.
6. Как звали первую жену пророка Мухаммада?
7. Что такое халифат? Сформулируйте определение объемом две-три строки.
8. Назовите три династии средневековых английских королей.
9. Назовите годы правления Филиппа IV Красивого.
10. Кто такой Бонифаций VIII?
А) Германский император;
Б) Французский король;
В) Римский папа;
Г) Древнерусский князь.
Примерный перечень экзаменационных вопросов
Нижеследующий перечень предназначен для проведения экзамена, который является формой итогового контроля по дисциплине «Цивилизации: становление и развитие». На экзамене студенту предлагается вытянуть вслепую один из экзаменационных билетов, в каждый из которых включено два вопроса нижеследующего перечня. Студентам, допущенным к экзамену, но не прошедшим одну из запланированных контрольных точек семестра, преподаватель может предложить в качестве компенсирующего вопрос из данного перечня:
1. Цивилизация как предмет гуманитарного знания. Понятие цивилизации.
2. Теория цивилизации: основные школы и концепции.
3. Цивилизационные теории: Н. Данилевский, О. Шпенглер, Н. Бердяев.
4. Цивилизационные теории: П. Сорокин, А. Тойнби, С. Хантингтон.
5. Проблема цивилизации в трудах Ф. Энгельса, К. Ясперса, Э. Фромма.
6. Первобытность как этап доцивилизационного развития человечества.
7. «Неолитическая революция» и начало перехода к цивилизации.
8. Цивилизации Древней Месопотамии: историко-культурная характеристика.
9. Цивилизация Древнего Египта: историко-культурная характеристика.
10. Цивилизация Древней Индии: традиции и новации.
11. Цивилизация Древнего Китая: традиции и новации.
12. Становление и развитие древнегреческой цивилизации.
13. Система ценностей у древних эллинов.
14. Эллинистическая цивилизация как греко-восточный «симбиоз».
15. Становление и развитие древнеримской цивилизации.
16. Основные достижения цивилизации Древнего Рима.
17. Происхождение христианства. Раннее христианство как фактор цивилизационного развития.
18. Идеология и практика античного христианства. Взаимоотношения римского государства и христианской церкви.
19. Цивилизация средневекового Запада: специфика историко-культурного развития.
20. Ислам как религиозно-цивилизационная система: общая характеристика.
21. Исламский мир в Средние века: этапы становления и развития.
22. Восток и Запад в Средние века: противоборство и взаимовлияние.
23. Цивилизация Византии: история и культура.
24. Византийское православие и западноевропейский католицизм: общее и особенное.
25. Система ценностей западного человека в Средние века.
26. Византийская система ценностей.
27. Традиционные цивилизации Востока: общая характеристика.
28. Возрождение: понятие, периодизация, общая характеристика. Гуманизм как идейная основа Ренессанса.
29. Реформация как социально-политическое и религиозное движение. Контрреформация: цели, методы, результаты.
30. Значение Возрождения и Реформации для развития западноевропейской цивилизации. Начало Нового времени в Европе.
31. Цивилизационные сдвиги в Европе в Новое время. Роль научной революции XVI–XVII вв. и буржуазных революций XVI–XVIII вв.
32. Эпоха Просвещения: общая характеристика. Основные достижения европейского человечества в эпоху раннего Нового времени (XVI–XVIII вв.).
33. Ведущие страны Запада на пути к индустриальному обществу. Типичные черты индустриального развития западного мира.
34. Цивилизационные процессы в Америке в XVIII — начале XX в. Проблема выживания туземных культур.
35. Страны Востока на пути к модернизации в XIX — начале XX в. Складывание колониальной системы.
36. Человек в индустриальную эпоху: система ценностей.
37. Противоречия индустриальной цивилизации и поиски путей для их преодоления.
38. Специфика российской цивилизационной модели.
39. Российская цивилизация в современном мире.
40. Теории постиндустриального (информационного) общества.
41. Феномен глобализации: противоречивость оценок и прогнозов.
42. Современный человек в плену цивилизации и проблема «здорового общества».