Раздел (Модуль) 4. Постиндустриальная цивилизация: особенности государственно-правового развития

Тема 4.1. США в ХХ - нач. ХХI в.: изменение государственно-правовой парадигмы

I. Задания для самостоятельной работы

1) Какие причины обусловили реформы «Нового курса»? Выберите правильные ответы. Лишнее зачеркните.

1. Пример других стран.

2. Требование профсоюзного движения.

3. Неолиберальные взгляды Рузвельта и его окружения.

4. Осознание экономической необходимости реформ.

5. Обещание оказать помощь обездоленным.

6. Опасение роста массовых социальных движений.

7. Благосклонность капиталистов.

8. Спасение капиталистического строя.

Установите общее и особенное в регулировании трудовых отношений по социальному законодательству Великобритании, США, Франции и Германии в ХХ в.

3) Выберите правильные ответы и пронумеруйте по значимости осуществленные меры «Нового курса» Ф. Рузвельта. Лишнее зачеркните.

Принятые меры
  Ограничение конкуренции среди предпринимателей
  Утверждение права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров между рабочими и предпринимателями об условиях труда
  Уменьшение государственных социальных расходов
  Запрет профсоюзов и стачек
  Организация общественных работ для безработных
  Установление системы социального обеспечения, включая пособия по безработице, инвалидности и пенсий по старости
  Установление минимальной почасовой оплаты труда и максимума рабочей недели, запрещение детского труда
  Восстановление деловой активности
  Увеличение государственных социальных расходов
  Урезывание демократических прав
  Расширение демократических прав и свобод

На основании Закона Вагнера определите, какие категории наемных работников лишены права на забастовку?

5) Вудро Вильсон писал в своем классическом труде «Государственный строй Соединенных Штатов Америки»: «Не может быть никакого сомнения в том, что наша конституция оказалась такой устойчивой благодаря своей простоте. Она лишь краеугольный камень, а не все строение, или, лучше… она – корень, а не прекрасная виноградная лоза».

Можно ли согласиться с подобным высказыванием? Если нет, то почему? Какие основанные на современных фактах доводы в защиту или против данной точки зрения можно привести?

II. План семинарского занятия

(Форма обучения: очная)

1. Законодательная защита гражданских прав.

2. Гражданское право и правовое регулирование предпринимательства. Социальное и трудовое законодательство США в ХХ в.

3. Развитие уголовного права и процесса.

4. Судебная система США.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к

Семинарскому занятию

К началу ХХ в. институты государства и права в США претерпели существенные изменения. Дальнейшее развитие постиндустриального общества в этой стране обусловило переход от социального контроля к социальному контракту государства и общества. Нарастание экономической нестабильности, а вместе с ней политической и этнической конфликтности обусловило изменения в государственном строе. Смысл этих перемен сводился к созданию механизмов государственного администрирования, которые бы вместе с механизмами рыночной конкуренции составили механизм саморазвития американского государства и общества.

Таким образом, происходит дальнейшая эволюция универсальной модели либерального государства и права в США. Именно на изучение указанных процессов и обратите внимание при изучении данной темы.

Учтите, что важнейшими тенденциями в эволюции государственного строя США в ХХ в. были нарастание государственного администрирования экономической и социальной жизни общества, централизация власти «по вертикали», ее концентрация в руках общефедеральных органов и перераспределение властных полномочий по «горизонтали». Охарактеризуйте политический режим, установленный в США в ХХ в. Обратите внимание на тенденции государственно-политического развития страны, которые нуждаются в детальном анализе и обширных комментариях.

Вместе с тем, выясните, почему в США в первой половине XX в., несмотря на конституционные поправки, сохраняется политика расовой сег­регации. Проанализируйте соответствующее законодательство (Закон о гражданских пра­вах 1957 г., Закон о гражданских правах 1964 г. и Закон об изби­рательных правах 1965 г.).

Уясните характер изменений в избирательном праве США, а также в сфере гражданских прав белого и цветного населения.

Учтите, что уровень развития американского общества сделал необходи­мым отказ от принципа «невмешательства» и переход к государ­ственному регулированию экономических и социальных отноше­ний. Прежде всего, это выразилось в принятии административно­го законодательства.

Определите экономические и социальные предпосылки принятия программы «Нового курса», а также установить цели, стоявшие перед данной программой.

Проанализируйте Чрезвычайный банковский закон 1933г., Закон о банковской деятельности, Закон об обращении ценных бумаг 1934 г., Закон о восстановлении промышленности 1933 г., Закон о регулировании сельского хозяйства и др., принятые в этот период. Определите цели, для достижения которых вводилось указанное законодательство.

Особое внимание уделите вопросу комплексного регулирования социальных и трудовых отношений в рамках политики «Нового курса». В связи с этим проанализируйте законы Нориса-Лагардия, Вагнера, о социальном страховании, о справедливом найме рабочей силы и т.д.

Охарактеризуйте уголовное право и процесс.Помните, что сфера уголовно-правовых отношений находится в компетенции федерации и штатов. Федеральное уголовное законодательство ХХ в. представлено УК 1909 г., который был переработан в 1948 г. Проанализируйте содержание этого кодекса, а также общие тенденции уголовной политики в современной истории США.

При характеристике уголовного процесса учтите, что он формировался под влиянием судебных традиций общего английского права и обладает многообразием форм в различных штатах. Консолидация уголовно-процессуального законодательства на федеральном уровне была осуществлена в 1948 г. (Свод законов США «Уголовный процесс»). Учитывая имеющееся законодательство, охарактеризуйте форму, стадии судебного процесса, систему доказательств и др.

Рассматривая основы судоустройства в США, выясните, что характерно для общенациональной судебной системы. Суще­ствуют организационно обособленные судебные системы в каж­дом из штатов и федеральная судебная система.

Федеральным судам, действующим на территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции Конституцией США и федеральным законодательством.

Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетен­ции Конституцией и законодательством соответствующего штата. Суды штатов организационно не связаны с федеральными судами. Выясните, какие группы судов образуют федеральную судебную систему.

Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд США. Определите порядок формирования и полномочия Верховного суда.

Каждый штат в пределах своих границ может учреждать су­дебные органы. Установите характер компетенции и виды судебных органов на уровне штатов.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. /под ред. Черниловского З.М. - М., 2002.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. В 2 т. Т.2. /под ред. Батыра К.И., Поликарповой Е.В. - М., 2002.

Основная литература

1. Графский, В.Г. Всеобщая история государства и права: учебник/ В.Г. Графский. - М.: НОРМА, 2010.

2. История государства и права зарубежных стран/ под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - Ч.1, 2. – М. , 2007.

3. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учебник/ М.Н. Прудников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Дополнительная литература

1. Александрова, С.Г. Развитие уголовного законодательства о коррупции в США// История государства и права. - 2007. - № 13.

2. Брезгулевская, Н.В. Виды федерации и модели федерализма// Правоведение. - 2005. - № 4.

3. Малешин, Д.Я. Роль судебной практики в правоприменительной деятельности// Юридический мир. - 2009. - № 1.

4. Козочкин, И.Д. Территориальный принцип действия федеральных уголовных законов США // Государство и право. - 2005. - № 9.

5. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время в вопросах и ответах/ М.В. Пономарев. - М., 2006.

6. Смоленский, М.Б., Рыбак, С.В. Конституционное (государственное) право зарубежных стран/ М.Б. Смоленский, С.В. Рыбак. – М., 2011.

7. Чиркин, В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование/ В.Е. Чиркин. – М., 2010.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какая форма правления и территориального устройства США сложилась в Новейшее время?

2. Каковы особенности американского федерализма?

3. Какова роль в государственно-правовой истории США «Нового курса» Ф. Рузвельта?

4. Что понимается под ограничением конкуренции?

5. Почему закон Шермана оказалось возможным применять против профсоюзов?

6. В каких случаях допускалось вмешательство государства в трудовые конфликты?

7. Какие сдвиги произошли в систематизации американского законодательства?

8. Какие законы были приняты в сфере уголовного права США?

9. Охарактеризуйте систему судопроизводства в США. В чем ее отличительные особенности?

Наши рекомендации