Сущность социального воспитания

Содержание

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

2.1 Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. 3

2.2 Коллектив как групповой субъект социального воспитания. 3

2.3 Социальные субъекты системы воспитания. 3

3 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.. 3

4 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

Литература.. 3

ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Объект - это предмет, явление, на которое направлена активность субъек­та.

Субъект— это носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направ­ленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.

Объектом социального воспитаниявыступает процесс развития и духовно-ценно­стной ориентации человека в воспитательных организациях.

Развитие человека идет с момента его зачатия до самой смерти. Это процесс многоплановый. Это и состояние анатомо-физиологической си­стемы организма и психических функций человека, и личност­ные характеристики. Развитие их может рассматриваться как про­цесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-культурных и социально-пси­хологических.

Субъектами социального воспитаниявыступают личность, кол­лектив, воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием.

Личность как индивидуальный субъект социального воспитания

Личность можно рассматривать как индивидуальный субъект социального воспитания исходя из того, что, будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружающую среду.

Личность становится индивидуальным субъектом социального воспитания, так как в жизнедеятельности воспита­тельных организаций создаются условия для реализации и разви­тия ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем более активно проявляет себя личность субъектом социального воспитания.

Пред­полагается, что потребности более высокого уровня могут мотиви­ровать поведение лишь тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней. Это важно если говорить о социальном воспитании как создании условий для развития и ду­ховно-ценностной ориентации человека. Из этого следует, что человек становится субъектом социального воспитания в той мере, в какой оно создает условия для удовлетворения им и развития у него потребностей всех уровней.

Выделяют четыре вида отношений человека, которые связываю­т его с действительностью (миром) в целом и с отдельными сторонами (с частями мира, с самим собой как частью мира): отношение к миру, отношения с миром, отношение к себе, отношения с самим собой. Эта система отношений отражает обращенность лич­ности на саму себя и одновременно ее выход за пределы самой себя.

Литература

1. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. Москва 2006

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций Москва 2006

3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику Москва 1997

4. Конспект лекций по предмету.

Содержание

1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

2.1 Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. 3

2.2 Коллектив как групповой субъект социального воспитания. 3

2.3 Социальные субъекты системы воспитания. 3

3 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.. 3

4 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3

Литература.. 3

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Место и роль социального воспитания в жизни че­ловека неразрывно связано с процессами раз­вития и социализации.

Развитие человека — это реализация его имманентных (внутрен­не присущих) задатков, свойств.

Социализация – это процесс усвоения индивидуумом социального опыта и включения личности в систему общественных отношений.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа­ющей среды можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль­турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са­мореализации в том обществе, в котором он живет.

Можно считать, что развитие — общий про­цесс становления человека; социализация — это развитие, обус­ловленное конкретными социальными условиями.

Социальное воспитание - это создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учётом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание является составной частью процесса социализации. Это педагогически регулируемая и целенаправленная деятельность по формированию социальной зрелости и развитию личности посредством включения её в различные виды социальных отношений. Социальное воспитание обычно связано с обучением, образованием, психической подготовкой личности. В психологическом плане социальное воспитание это процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого в результате чего происходит осознание и корректировка индивидом значимых для него ценностей. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов.

Воспитание является относительно социально контролируемым процессом развития человека в ходе его социализации.

Социальное воспитание, осуществляемое обществом и государством в со­здаваемых для этого организациях, является объектом изучения социальной педаго­гики.

Социальное воспитание представляет собой взращивание челове­ка в ходе планомерного создания условий для его целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных процессах: организа­ции социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, взрос­лых; их образования; индивидуальной помощи им.

Социальный опыт (в широком смысле) — это совокупность умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, ценност­ных установок, запечатленных ощущений и переживаний; опыт взаимодействия с людьми; опыт приспособления и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Организация социального опыта осуществляется через быт и жизнедеятельность формализованных групп (коллективов), взаи­модействие членов организации.

Образование включает в себя систематическое обучение, про­свещение, распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь человеку осуществляется путём оказа­ния содействия в решении проблем; создания специальных ситу­аций в жизнедеятельности воспитательных организаций; стиму­лирования позитивного самоизменения.

Индивидуальная помощь включает в себя попытку помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих потребностей и интересов; в осо­знании человеком своих ценностей, установок и умений; в разви­тии самосознания, в самоопределении, самореализации и само­утверждении; в развитии понимания и восприимчивости по от­ношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в разви­тии чувства причастности к семье, группе, социуму.

Естественно, что ха­рактер, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи различны в том или ином обществе на каждом возрастном этапе.

Осуществляемое социальное воспитание в различных воспита­тельных организациях создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоцио­нальными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нор­мами, чувствами, образцами поведения и т.д.), а также для его самостроительства — самоизменения.

Наиболее общей задачей социального воспитанияв любом обще­стве является создание условий для достижения его членами эф­фективной социализированности.

Наши рекомендации