Сущность социального воспитания
Содержание
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
2.1 Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. 3
2.2 Коллектив как групповой субъект социального воспитания. 3
2.3 Социальные субъекты системы воспитания. 3
3 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.. 3
4 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
Литература.. 3
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Объект - это предмет, явление, на которое направлена активность субъекта.
Субъект— это носитель и источник активности (индивид, малая или большая группа), направленной на познание и сохранение окружающего мира, на совершенствование себя и социальной практики.
Объектом социального воспитаниявыступает процесс развития и духовно-ценностной ориентации человека в воспитательных организациях.
Развитие человека идет с момента его зачатия до самой смерти. Это процесс многоплановый. Это и состояние анатомо-физиологической системы организма и психических функций человека, и личностные характеристики. Развитие их может рассматриваться как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических.
Субъектами социального воспитаниявыступают личность, коллектив, воспитательные организации и органы управления социальным воспитанием.
Личность как индивидуальный субъект социального воспитания
Личность можно рассматривать как индивидуальный субъект социального воспитания исходя из того, что, будучи целеустремленной системой, она активно влияет на себя, на обстоятельства своей жизни и на окружающую среду.
Личность становится индивидуальным субъектом социального воспитания, так как в жизнедеятельности воспитательных организаций создаются условия для реализации и развития ряда ее потребностей. Чем благоприятнее эти условия, тем более активно проявляет себя личность субъектом социального воспитания.
Предполагается, что потребности более высокого уровня могут мотивировать поведение лишь тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней. Это важно если говорить о социальном воспитании как создании условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Из этого следует, что человек становится субъектом социального воспитания в той мере, в какой оно создает условия для удовлетворения им и развития у него потребностей всех уровней.
Выделяют четыре вида отношений человека, которые связывают его с действительностью (миром) в целом и с отдельными сторонами (с частями мира, с самим собой как частью мира): отношение к миру, отношения с миром, отношение к себе, отношения с самим собой. Эта система отношений отражает обращенность личности на саму себя и одновременно ее выход за пределы самой себя.
Литература
1. Мудрик А.В. Основы социальной педагогики. Москва 2006
2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций Москва 2006
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику Москва 1997
4. Конспект лекций по предмету.
Содержание
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
2 ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
2.1 Личность как индивидуальный субъект социального воспитания. 3
2.2 Коллектив как групповой субъект социального воспитания. 3
2.3 Социальные субъекты системы воспитания. 3
3 ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ.. 3
4 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 3
Литература.. 3
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
Место и роль социального воспитания в жизни человека неразрывно связано с процессами развития и социализации.
Развитие человека — это реализация его имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств.
Социализация – это процесс усвоения индивидуумом социального опыта и включения личности в систему общественных отношений.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Можно считать, что развитие — общий процесс становления человека; социализация — это развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.
Социальное воспитание - это создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учётом и использованием всех социальных влияний и воздействий. Социальное воспитание является составной частью процесса социализации. Это педагогически регулируемая и целенаправленная деятельность по формированию социальной зрелости и развитию личности посредством включения её в различные виды социальных отношений. Социальное воспитание обычно связано с обучением, образованием, психической подготовкой личности. В психологическом плане социальное воспитание это процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого в результате чего происходит осознание и корректировка индивидом значимых для него ценностей. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня взаимодействия разнообразных социальных институтов.
Воспитание является относительно социально контролируемым процессом развития человека в ходе его социализации.
Социальное воспитание, осуществляемое обществом и государством в создаваемых для этого организациях, является объектом изучения социальной педагогики.
Социальное воспитание представляет собой взращивание человека в ходе планомерного создания условий для его целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации.
Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей и девушек, взрослых; их образования; индивидуальной помощи им.
Социальный опыт (в широком смысле) — это совокупность умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний; опыт взаимодействия с людьми; опыт приспособления и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
Организация социального опыта осуществляется через быт и жизнедеятельность формализованных групп (коллективов), взаимодействие членов организации.
Образование включает в себя систематическое обучение, просвещение, распространение культуры (неформальное образование); стимулирование самообразования.
Индивидуальная помощь человеку осуществляется путём оказания содействия в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций; стимулирования позитивного самоизменения.
Индивидуальная помощь включает в себя попытку помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения своих потребностей и интересов; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму.
Естественно, что характер, формы и способы организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи различны в том или ином обществе на каждом возрастном этапе.
Осуществляемое социальное воспитание в различных воспитательных организациях создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, чувствами, образцами поведения и т.д.), а также для его самостроительства — самоизменения.
Наиболее общей задачей социального воспитанияв любом обществе является создание условий для достижения его членами эффективной социализированности.