Севастопольского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий

Краеведческие

Мероприятия

2017/2018

sutur.edusev.ru

Содержание

4Календарь краеведческих мероприятий на 2017/2018 учебный год

6 Программа туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество»

14Региональный этап Всероссийского конкурса

исследовательских краеведческих работ «Отечество»

17 Региональный этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению

20 Региональный этап Всероссийского конкурса юных экскурсоводов

23 Городской этап Всероссийского конкурса учебных и методических

материалов

26 Городской турнир знатоков-краеведов

27 Походы-викторины знатоков-краеведов

30 Финальные игры знатоков-краеведов

31 Творческий конкурс знатоков-краеведов

«Будущее Севастополя глазами краеведов»

33Городская краеведческая олимпиада

34Городской конкурс «Краеведческие чтения»

35 Городские соревнования по геологии

37 Городская акция «Учёт зимующих водоплавающих птиц»

39 Городской творческий конкурс «Мой музей»

40Положение о музее при учреждении образования

42 Городской конкурс учебных мультимедийных фильмов

46 Контакты

КАЛЕНДАРЬ

Краеведческих мероприятий

Севастопольского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий

На 2017/2018 учебный год

15.09.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Древний Херсонес»
22.09.2017 Херсонес Поход-викторина «Древний Херсонес»
27.09.2017 Алсу 56 слёт туристов учебных заведений Севастополя. Краеведческая викторина
3.10.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Минералы и горные породы»
4.10.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Деревья наших парков»
5.10.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Животные»
6.10.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Птицы»
14.10.2017 Парк Победы Поход-викторина «Природа Крыма»
20.10.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «История Крыма»
27.10.2017 Сапун-гора Поход-викторина «История Крыма»  
1.11.2017 СЦТКСЭ Олимпиада СЦТКСЭ по краеведению  
5.11.2017 Мекензиевы горы Поход по местам боевой славы
9-10.11.2017 СЦТКСЭ Городской конкурс «Краеведческие чтения»
16.11.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Зимующие водоплавающие птицы»
1.12.2017 СЦТКСЭ Школа краеведов «Определение минералов и горных пород»
2-3.12.2017 Городская акция «Учёт зимующих водоплавающих птиц». 1-й этап
8.12.2017 СЦТКСЭ Городская олимпиада по школьному краеведению
15.12.2017 СЦТКСЭ Конференция представителей поисковых отрядов - участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»
17.12.2017 с. Камышлы Поход по местам боевой славы  
22.12.2017 СЦТКСЭ Городские соревнования по геологии    
6-8.01.2018 Городская акция «Учёт зимующих водоплавающих птиц». 2-й этап
25-26.01.2018 СЦТКСЭ Региональный этап Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ обучающихся «Отечество»
по отдельному графику Школа краеведов
9.02.2018   Творческий конкурс «Будущее Севастополя глазами краеведов»
15-16.02.2018 Региональный этап Всероссийского конкурса юных экскурсоводов музеев образовательных учреждений
17-18.02.2018 Городская акция «Учёт зимующих водоплавающих птиц». 3-й этап
9.03.2018 СЦТКСЭ Финальная игра знатоков-краеведов Балаклавского МО
15.03.2018 СЦТКСЭ Городской конкурс учебных мультимедийных фильмов
16.03.2018 СЦТКСЭ Финальная игра знатоков-краеведов Гагаринского МО
18.03.2018 Инкерман Поход по местам боевой славы  
1.04.2018 СЦТКСЭ Конференция участников городской операции «Учёт зимующих водоплавающих птиц»
6.04.2018 СЦТКСЭ Финальная игра знатоков-краеведов Нахимовского МО
13.04.2018 СЦТКСЭ Финальная игра знатоков-краеведов Ленинского МО
20.04.2018 СЦТКСЭ Очный тур городского творческого конкурса «Мой музей»
22.04.2018 Высота Горная Поход по местам боевой славы  
27.04.2018 СЦТКСЭ Региональный этап Всероссийской олимпиады по школьному краеведению
4.05.2018 Херсонес Таврический Дружеская встреча знатоков-краеведов «Херсонесский маршрут»
6.05.2018 Сапун-гора Историко-патриотический фестиваль «Знамёна Победы»
5.06.2018 Исторический бульвар Культурно-патриотический фестиваль «Исторический бульвар»
8.06.2018 СЦТКСЭ Творческий конкурс обучающихся СЦТКСЭ «Севастополь – честь и гордость России»

ПРОГРАММА

Программа

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации "Отечество" создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству.

Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов.

Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности участников движения определяются его примерной программой.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача примерной программы - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл движения "Отечество".

Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и организационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза краеведов России "Краеведение". Союз краеведов России и региональные краеведческие общества оказывают организационную и методическую помощь участникам движения, рассматривая их как полноправных участников реализации программы "Краеведение".

Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководителям выбрать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ предполагает получение и использование конкретных результатов на четырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная и физическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика); федеральном (общероссийский).

Реализация тематических программ может осуществляться с использованием многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями. Хорошо, если детский коллектив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу, которую, он принесет в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Во многих регионах России местными организациями и объединениями осуществляются собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного, природоохранительного и иного характера. Одна из важнейших задач движения - привлечение его участников к реализации подобных программ. Участники движения "Отечество" могут работать:

- по федеральным программам;

- по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшкольным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными организациями);

- по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, финансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти программы.

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся "Отечество" является Центр детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполняют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.

Организационно-методические центры осуществляют разработку местных туристско-краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельности участников движения по реализации программ и взаимодействие с местными государственными учреждениями и общественными организациями, проводят комплексные и тематические массовые мероприятия по программам движения, организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий организаторов и участников движения, осуществляют издательскую и популяризаторскую деятельность.

В рамках движения "Отечество" проводятся общероссийские массовые мероприятия с участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:

- туристско-краеведческие слеты участников движения;

- тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;

- краеведческие олимпиады учащихся;

- педагогические краеведческие чтения.

Формы работы:

- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;

- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

- создание конкретных баз данных по выбранным темам;

- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей, Книг Памяти;

- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;

- участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников;

- выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;

- издание методической, учебной литературы, сборников - опыта работы, публикаций, исследований участников программы;

- проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;

- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

Программы туристско-краеведческого движения "Отечество"

1. Родословие.

2. Летопись родного края.

3. Земляки.

4. Исчезнувшие памятники России.

5. Исторический некрополь России.

6. Археология.

7. Природное наследие.

8. Экология.

9. Юные геологи.

10. Культурное наследие.

11. Литературное краеведение.

12. Этнография.

13. Военная история России.

14. Великая Отечественная война.

15. Дети и война.

16. Поиск.

17. История детского движения.

18. К туристскому мастерству.

19. Школьные музеи.

Родословие

Задачи Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие интереса к истории рода.

Содержание Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Летопись родного края

Задачи Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Содержание История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного края.

Земляки

Задачи Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

Содержание Родной край, малая родина так или иначе живет в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, поселка, города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло их детство и юность. Одним хочется увидеть, как выглядит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное и милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками, выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т.д. Однако, не имея возможности приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

Школьникам-краеведам предлагается поддерживать связи с такими людьми, с объединениями типа "землячеств", выполнять их отдельные просьбы, получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своем крае, о географии проживания земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное - юные краеведы внесли бы посильный вклад в благородное дело.

Археология

Задачи Изучение исторического прошлого края по вещественным источникам.

Содержание Места обнаружения этих источников являются археологическими памятниками. Совокупность приемов их изучения на месте - это полевая археология. Изучение непосредственных остатков человеческой деятельности в древности дает возможность реконструировать не только их экономическую историю и духовную культуру, но и в целом процесс исторического развития.Научный подход к работе в археологических разведках, экспедициях развивает у школьников аккуратность, систематичность, точность, так как это вызвано необходимостью фиксации находок, нанесения их на план, ведение полевого дневника и т.п. Занятия археологией вырабатывают у школьников трудолюбие, приучают к работе с музейными предметами, способствуют развитию аналитического мышления, дают дополнительные знания по истории и культуре народов России.

Природное наследие

Задача Изучение и охрана природного наследия.

Содержание Под природным наследием следует понимать всю совокупность природы родного края - растительный и животный мир, полезные ископаемые, реки и т.п., как сохранившуюся в естественном виде, так и измененную в процессе деятельности человека, со всеми экономическими, экологическими, социально-культурными проблемами.

Природное наследие часто взаимосвязано с культурным наследием. Поэтому почти всегда изучение памятников природы вызывает необходимость изучения явлений культуры, связанных с исследуемым памятником. Полноценное изучение памятника истории и культуры невозможно без изучения истории и состояния окружающей среды. Нередко, чтобы понять причины изменений в природе, необходимо выяснить, какие исторические процессы и явления способствовали этому.

Природа каждого края по-своему неповторима. Ее особенности, как правило, определили формирование традиций землепользования, развития промыслов и промышленности, строительства, организацию быта и др. Юные краеведы имеют возможность широкого выбора направлений, тематики, форм и методов исследований в области географии, биологии, геологии, экологии, сельского хозяйства и промышленности, народных промыслов и народной медицины, климатологии и гидрологии, топонимики и топографии и т.д. Важно, чтобы результаты исследований имели конкретное общественно-полезное значение, могли быть использованы в промышленности, сельском хозяйстве, культурной жизни родного края Это могут быть собранные в процессе полевых исследований коллекции полезных ископаемых, палеонтологические коллекции и т.п.

Экология

Задачи Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее охране и воспроизведению.

Содержание Смысл экологической культуры - уважение к законам живой природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность.

Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространения различных животных и растений, их изменение; проводят исследовательскую работу в области экологии по заданиям научных учреждений, местных администраций; выявляют различные экологические нарушения, участвуют в их ликвидации.

Юные исследователи создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты, проводят работы по благоустройству мест массовых посещений, туристских биваков, родников; организуют экскурсии; выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу в ходе изучения литературных, архивных и иных источников, путем изучения народных традиций взаимоотношения человека и природы; создают постоянно действующие экологические посты; составляют экологические карты и картосхемы на отдельные регионы, районы города, поселки, села, деревни и другие объекты с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.

В круге интересов всех экологов - проблемы выживания и жизнедеятельности человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образа жизни, выявление экологически благоприятных и опасных мест для человека.

Культурное наследие

Задачи Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края.

Содержание Термин "культурное наследие" необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образование и медицину, библиотечное дело, книгоиздательство и средства массовой информации, театр, кино, художественную самодеятельность, физкультуру и спорт, деятельность общественных и религиозных организаций, творческих групп, кружков, клубов, обществ и т.п.

В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы овладевают его элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявленные литературные, музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера, публиковать очерки, готовить тематические краеведческие словари, летописи и т.п.

Литературное краеведение

Задачи Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся.

Содержание Литература - один из важнейших элементов культуры. Российские писатели внесли исключительный вклад в становление самосознания народа, показали его самобытность, отразили в своем творчестве самые разнообразные социально-экономические явления, культурные и национальные традиции.

Литературное краеведение тесно связано с литературоведением, значительно дополняя его. Задача литературно-краеведческих исследований состоит в изучении жизни и творчества писателя, его взглядов, связи его творчества и литературных героев с конкретным историческим местом, реальными лицами. В процессе исследовательской деятельности юные краеведы совершают экскурсии, путешествия и экспедиции по местам жизни и творчества писателя или его литературных героев, приобщаются к различным источникам (биографическим и творческим материалам, документам, публикациям, воспоминаниям, преданиям и т.п.). Особое внимание может быть уделено современному литературному процессу, происходящему в крае.

Занятия литературным краеведением содействуют процессу познания в области литературы, культуры, способствуют духовному росту и творческим начинаниям детей.

Этнография

Задачи Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Содержание Материальная культура включает в себя жилище со всеми хозяйственными постройками, одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.

Духовная культура - это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья и приметы, народный календарь и традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры (в том числе детские и спортивные).

Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов является наблюдение. Этнографы выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы - записи наблюдений и бесед с населением, рисунки, чертежи и фотографии, фиксирующие предметы материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, народных игр и т.д.). Собираются также предметы материальной культуры. Все найденные материалы фиксируются в полевых документах.

Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е. исследуют все те этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях - фольклористике, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.

Военная история России

Задачи Изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков.

Содержание Исторически сложилось так, что прошлое нашей Родины неразрывно связано с военным делом. Начиная с самого раннего исторического периода, Россия непрерывно была вынуждена вести борьбу с внешним врагом. Целые поколения историков занимались изучением героического прошлого нашей Родины.

Многие исторические события и имена выдающихся полководцев вошли в историю и стали известны в нашей стране и за рубежом. Но зачастую современники и понятия не имеют о тех событиях, которые происходили в их местности или о подвигах, которые совершили их земляки

Для исследования можно выбрать любую тему, начиная с военной истории далекого прошлого и кончая современными вооруженными конфликтами.

Великая Отечественная война

Задачи Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими средствами.

Содержание История Великой Отечественной войны, изучение которой началось еще в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Однако еще и сегодня она изучена далеко не полно. История войны - это не только история непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.

Тематика Великой Отечественной войны является традиционной в школьном краеведении. Юные краеведы выявляют и собирают документы, вещевые и изобразительные памятники, отражающие историю войны (письма, фотографии, рисунки, схемы, личные вещи. записи воспоминаний участников войны); устанавливают имена погибших солдат, матросов и офицеров, считавшихся пропавшими без вести: помогают ветеранам получить не врученные им ранее награды: организуют встречи однополчан и делают их регулярными, устанавливают тысячи обелисков и других памятных знаков, создают военно-исторические музеи в разных уголках страны.

Дети и война

Задачи Дать представление о Великой Отечественной войне и современных военных конфликтах в восприятии детей - участников и очевидцев событий.

Содержание В архивных и других источниках сохранилось недостаточно материалов, отражающих эту тему. Поэтому для более полного освещения и понимания военного времени краеведы обращаются непосредственно к людям, хранителям памяти о суровых днях войны. Возможно, у некоторых из них сохранились исторические документы - фотографии, письма, почетные грамоты и т.д. Основным же источником для работы могут служить рассказы и воспоминания людей, чье детство пришлось на годы войны.

Как сложилась судьба детей - участников боевых действий после войны? Кто из них продолжил и далее службу в Вооруженных Силах? Как сложилась судьба детей, находившихся в фашистском плену и оккупации?

Следует выяснить, какие характерные черты военного времени сохранились в памяти у этих людей, какие личностные качества сформировались у них в детстве, как это повлияло на дальнейшую жизнь.

Поиск

Задачи Изучение исторических событий времен Великой Отечественной войны, выявление мест забытых и неучтенных захоронений погибших воинов, установление их имен и судеб.

Содержание На территории нашей страны во многих местах боев остались незахороненные останки погибших воинов. Вместе с поисковыми отрядами взрослых отряды учреждений образования участвуют в проведении работ по увековечению памяти павших защитников Отечества и жертв войны, установлению их имен и судеб, поиску родственников погибших. Они ухаживают за воинскими захоронениями, своими силами ведут строительство памятных знаков и обелисков на солдатских могилах; организуют поисковую работу по письмам-запросам о судьбах пропавших без вести, ведут исследовательскую работу в военных архивах и музеях, оказывают помощь редколлегиям Книги Памяти. Поисковики активно работают в созданных ими общественных музеях, посвященных боевым и трудовым подвигам и судьбам своих земляков, восстанавливают "белые пятна" истории, сотрудничают с ветеранскими организациями, оказывают шефскую помощь ветеранам войны, людям старшего возраста, семьям погибших, сотрудничают с государственными военно-историческими музеями, передают им реликвии военного времени, ведут пропагандистскую работу среди населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества, сотрудничают со средствами массовой информации, составляют летопись поискового движения России.

История детского движения

Задачи Изучение, сохранение и популяризация истории детского движения и опыта работы детских организаций и объединений страны.

Содержание Организованное детское движение в России существует с начала XX века. Возникали разные детские организации и объединения: скауты, пионеры, клубы юных моряков, космонавтов, техников, интернациональной дружбы, голубые и зеленые патрули и др. Практически все детские объединения и организации были нацелены на воспитание патриотизма, развитие и укрепление нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Во главе детских объединений стояли взрослые - вожатые, наставники, педагоги, методисты, которые отдавали свой талант, знания, силы детям. Очень важно сохранить для последующих поколений историю, методику и практику деятельности детских коллективов, рассказать о детях и взрослых - участниках исторических событий.

К туристскому мастерству

Задачи Развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, горного, велосипедного. Совершенствование мастерства юных туристов. Привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов.

Содержание Туристское путешествие или поход являются универсальным инструментом в системе воспитания подрастающего поколения. Активные занятия туризмом расширяют кругозор, прививают жизненно необходимые навыки, способствуют физическому и духовному развитию.

Программа предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные и тренировочные походы по родному краю, приобретают необходимые навыки, выполняют нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". В начальный период обучения учащиеся приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи, организации туристского быта.

В дальнейшем деятельность направлена на повышение уровня туристского мастерства, выполнение разрядов по спортивным походам и туристскому многоборью. Здесь используются самые различные приемы и методы подготовки.

Школьные музеи

Задачи Совершенствование деятельности школьных музеев, повышение их роли в образовании и воспитании детей.

Содержание Школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности коллективов педагогов и учащихся в образовательных учреждениях. Созданию школьных музеев обычно предшествует образование краеведческих кабинетов, уголков, комнат и т.п.

Школьный музей может рассматриваться как самостоятельная форма организации туристско-краеведческой деятельности в учреждениях образования, так и в структуре иных творческих объединений: научное общество учащихся, поисково-собирательский клуб и др.

ПОЛОЖЕНИЕ

I. Цели и задачи

1.1. Городской этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество» проводится с целью совершенствования организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, приобщения учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, сохранения исторической памяти, совершенствования нравственного и физического воспитания обучающихся.

II. Руководство

2.1. Организационное и методическое обеспечение городского этапа конкурса осуществляет ГБОУ ДО «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи».

III. Участники

3.1. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся учреждений общего и дополнительного образования и студенты высших учебных заведений, а также детские общественные объединения и организации.

3.2. На конкурс могут быть представлены работы, выполненные коллективно или индивидуально.

V. Содержание конкурса

5.1. Участниками проводится поисковая, научно-исследовательская работа, сбор данных, материалов, статистической информации во время походов, экспедиций, путешествий.

5.2. Конкурс проводится по следующим программа

Наши рекомендации