ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ – с 30 апреля на 1 мая (день св. Вальпургии), когда по народным поверьям происходит шабаш ведьм, слетавшихся на гору Броккен в Гарце (Германия).

ВАНДАЛЫ – древнегерманские племена, известные жестокими войнами с Римом в 455 г. В. овладели Римом и уничтожили в нем множество произведений искусства; отсюда В. – невежда, варвар, разрушитель культурных ценностей.

ВАНДАЛИЗМ –бессмысленное разрушение культурных и материальных ценностей; варварство.

ВАРВАРСТВО – средняя из эпох исторического развития человечества (дикость, В., цивилизация) по культурно-исторической периодизации, утвердившейся в обществознании ХIХ в. (Л. Морган, Ф. Энгельс). В переносном смысле крайняя, часто бессмысленная жестокость.

ВАРВАРЫ –(греч. barbaros) – у др. греков и римлян все чужеземцы, говорящие на непонятных языках, в переносн. – грубые, некультурные люди.

ВАХАБИТЫ –последователи одного из течений в исламе, возникшего в ХVIII в. в Центр. Аравии; основатель Мухаммед ибн Абд Аль-Ваххаб (1703–87). В. требовали вернуться к первоначальному исламу, отказаться от роскоши, песен, танцев, от употребления вин и табака; вели борьбу против богатых феодалов. В. – официальная идеология в Саудовской Аравии.

ВЕДИЗМ, ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ –древнейшая религия, сформировавшаяся с конца II до середины I тыс. до н. э. в Сев. Индии, ее основы изложены в Ведах.

ВЕДЫ –(санскр. veda - знание) – древнейшие памятники индийской литературы (к. II – н. I тыс. до н. э.). В. составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). В. – источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.

Вера – состояние предельной заинтересованности, психологическая установка и ценностная мировоззренческая позиция в существовании и истинности чего-либо, которые превышают убедительность фактических доказательств и не зависят от них вопреки всяким сомнениям. В. сопоставляется со знанием или противопоставляется ему, при этом понимается как уверенность в недостоверном, т.е. таком знании, основания которого не даны или скрыты.

При таком понимании В. сводится к верованиям. Роль верований в жизни человека выявляет динамический характер той реальности, в которой живет человек. Эта реальность не дана изначально, а является плодом усилий и изобретательности людей, создавших предшествующее состояние культуры. Эти усилия и приобретают вид верований. Вера является препятствием на пути превращения времени в простой круговорот, в воспроизведение уже бывшего. Именно этим оно отличается от надежды. Надеяться можно лишь на некоторые образы, т.е. на то, что уже было. Источник надежды – в прошлом, а веры – в будущем. В. создает особую «тягу», действующую в настоящем, без которой будущее не было бы «новым».

Именно В. выходит за пределы смерти и отдельного человека, и отдельной культуры.

ВЕРБАЛЬНЫЙ –устный, словесный.

Вестернизация - (социально-культурная) – заимствование элементов западной культуры сообществами, исходно не принадлежащими к западнохристианской культурной традиции, полная или частичная ориентация на социокультурное развитие стран Запада. Исторические прецеденты В. известны с начала Нового времени (в России во 2-ой пол. XVII в. и особенно стремительная в годы петровских реформ, медленная В. политической структуры Турции XVIII-XIX вв. и др.). Серьезным толчком к масштабной В. стал процесс социокультурной модернизации. На интенсивность В. оказывает влияние информационная открытость и технические возможности в современном мире. Процессы В. вызывают заметное сопротивление со стороны определенных слоев, защищающих аутентичность своей культуры.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА (IХ – сер. ХV вв.) –первоначально культура Восточной Римской империи. Основана на традициях греко-римского мира, эллинистической культуры Востока и христианской религии. Название получила от греческого города Византия, на месте которого в 330 г. была основана ее столица – Константинополь (после падения Византийской империи в 1454 г. – Стамбул).

ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ –архит.стиль, характерный для ритуального зодчества Византийской империи (IV – ХV вв.). для него типично строительство крестово-купольных храмов, отличающихся особой парадностью и торжественностью внешних и внутренних архитектурных форм. Особенность этого стиля – разрушение бытового представления о пространстве. Внутреннее пространство производило впечатление неземного: парящий купол, двухъярусные аркады, ажурная каменная резьба, мозаики. Преобладающие цвета В.С. – золотой и изумрудный.

ВИМПЕРГ – (лат. wimper – ресница) – остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий; украшались ажурной рельефной резьбой.

ВИТРАЖ – (лат. vitrum – стекло, фр. vitrage – застекление) – застекленная перегородка (окно) из разноцветного стекла в свинцовом переплете; характерная особенность готических храмов с ХIII в. упрощается, вместо цветного стекла используется роспись по стеклу.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникнуть, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Термин «виртуальность» возник в механике XVII в. как обозначение некоторого математического эксперимента, совершаемого преднамеренно, но стесненного объективной реальностью. Понятие «виртуальный мир» воплощает в себе двойственный смысл: мнимость, кажимость и истинность.

Новая эстетическая картина виртуального мира отличается отсутствием хаоса, идеальной упорядоченностью, сменившей постмодернистскую игру хаосом. Но игровая линия постмодернизма не исчезает, а усиливается благодаря «новой телесности», т.е. современная трансформация эстетического восприятия во многом связана с его отслеживанием специфическим компьютерным телом (скафандр, очки, перчатки, датчики и т.д.) при отсутствии собственно телесных контактов.

В области массовой культуры на основе В.р. возникла индустрия интерактивных развлечений и услуг нового поколения, обыгрывающая принцип обратной связи и эффект присутствия: видеоигры, рекламные видеоклипы, виртуальные сексодромы, ярмарки, телешопинги, интерактивные образовательные программы, электронные тренажеры, виртуальные конференц-залы и т.д.

ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС –(фр. Renaissanse, итал. Rinascimento) – период в развитии культуры стран Зап. и Центр. Европы (в Италии ХIV – ХVI вв.; в др. странах – конец ХV – начало ХVII вв.), переходный от средневековья к культуре Нового времени, эпоха великих географических открытий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Одновременно это был период первоначального накопления капитала, осуществлявшийся жестокими методами. Выделяют четыре хронологических этапа В.: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) – ХIII в. – (дученто – двухсотые годы и треченто – трехсотые годы) – ХIV в.; 2) Раннее В. – ХV в. (кватроченто); 3) Высокое В. – 80-е гг. ХV – 30-е гг. ХVI в. (чинквеченто); 4) Позднее В. – до конца ХVI в.

Воображение – способность мысленно представить какое-либо действие, ситуацию или объект, не данных в актуальном восприятии. В. – это основа творческой деятельности. В. может опираться на уже известные образы или изобретать новые. В. может быть пассивным, непроизвольным («сном наяву») и произвольным, способным намеренно вызывать в сознании определенные ряды образов, что является основой творческой деятельности, в частности, искусства.. В. является не только познавательной способностью, не только плотью художественного творчества, но и связью, соединяющей индивидуальное с родовым и космическим «знанием», тем самым оно становится материей метафизики, науки, религии, в целом культуры. Именно этой материей, образами сцепляется культура в единое целое. Сила В. – это энергия культуры.

Г

ГАЗЕЛЬ – (араб.) – стихотворная форма лирической поэзии у народов Ближнего и Среднего Востока, некоторых литератур Индии и Пакистана. Состоит из бейтов (двухстиший).

ГАРМОНИЯ – (греч. harmonia – соответствие, согласие, созвучие) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы.

ГЕДОНИЗМ – (от греч. hedone – наслаждение) – этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждение. Данное учение создано в IV в. до н.э. учеником Сократа древнегреческим философом Аристиппом. Он утверждал, что наслаждение, удовольствие – это высшая цель и основной мотив человеческого поведения. Позже, в III в. до н.э., это этическое направление было развито Эпикуром и вылилось в эвдемонизм (счастье, блаженство – вот высшая цель человеческой жизни).

ГЕНЕЗИС – (греч. genesis) – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Гений - (лат. genius - наделяющий) - философско-эстетическое понятие, которое сформировалось в Новое время на основе древних представлений о «гении» - «духе», как божественном двойнике с врожденными способностями, полученными от духа: даром, изобретательностью, остротой ума. Гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству в самых разных областях деятельности, но обычно делающую выбор в пользу одного основного вида деятельности. Очевидно, гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. «Внутренний замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности». (Гегель, см. Эстетика. - Т.З. - М., 1971. - С. 341). Благодаря таким качествам гениальная личность в искусстве, науке, философии начинает выражать свою историческую эпоху и ее культуру.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – художественный стиль, присущий, как правило, архаическому периоду развития той или иной этнической культуры. Впервые появился в орнаментизации орудий труда и предметов быта в эпоху неолита (IV тыс. до н. э.). В архаическом искусстве Средиземноморья известен геометрический стиль вазописи Х – VIII вв. до н. э. (Гомеровская эпоха Др. Греции). Для этого стиля характерно использование простых геометрических форм и составление из них геометрического орнамента.

Герменевтика – (греч. разъясняющий, истолковывающий). Искусство понимания смыслов и значения знаков; общие правила интерпретации текстов. Г. возникла и развивалась в конкретных формах: толковании сакральных, исторических, художественных текстов. (др. текстов, Библии и т.п.). Г. сегодня предстает в философии, гуманитарном знании и культуре в целом как одна из фундаментальных форм осмысления человечеством духовного опыта, способа его бытия как понимания.

ГИПЕРРЕАЛИЗМ – (греч. huper – над, сверх, по ту сторону +позднелат. realis – вещественный) фотореализм, направление в амер. и зап.-европейском искусстве (во многом на основе поп-арта), стремящееся с конца 1960-х гг. восстановить утраченную в модернизме жизненную правду и конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.

ГОРЕЛЬЕФ – (от франц. haut – высокий + relief – рельеф, выпуклость) – вид рельефа, скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры выступают над поверхностью фона более чем на половину своего объема (менее – барельеф).

ГОТИКА – (итал. gotico – готский, варварский) – художественный стиль, существовавший в Европе между ХII и ХVI вв., связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Возник на основе народных традиций германцев, достижений романской культуры и христианского мировоззрения. Для Г. стиля характерны устремленность ввысь, динамизм, ажурные башни, стрельчатые арки и окна, витражи. За легкость и ажурность его называли «симфонией в камне». Легкость достигалась за счет новых конструктивных решений: использования нервюр (профилированные ребра сводов), аркбутанов и контрфорсов.

ГОХУА – национальная китайская живопись минеральными и растительными красками, а также тушью по шелку и бумаге. Включает в себя жанры, отличающиеся по объекту изображения «цветы и птицы», «горы и воды». Является синтезом живописных и графических приемов.

ГРАВЮРА – изображение, полученное путем оттиска с клише, изготовленного гравером.

ГРАФИКА – (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую) – искусство изображения контурными линиями и штрихами, без красок, иногда с использованием цветовых пятен, а также произведение этого вида искусства.

ГУМАНИЗМ – (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия общественных отношений. В узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

ГРАФФИТИ – фигурки или надписи, нацарапанные на поверхности. Встречаются на скалах, домах, заборах, учебных столах, керамике.

ГРИЗАЙЛЬ – (франц. gris – серый) – однотонная, монохромная живопись, чаще серых или коричневых оттенков, где изображение создается за счет грации тона (т. е. от темного к светлому).

Д

ДАДАИЗМ –(франц. didaisme, dada на языке детей – игрушечная лошадка; бессвязный детский лепет) – одно из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в Европе в 1916–1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, стремлении шокировать обывателя бессмысленным сочетанием слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, современной цивилизации.

ДАОСИЗМ –одно из основных направлений древнекитайской философии. Одна из религий Китая, выросшая из философии даосизма, в основе вероучения – поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновий долг, терпение, самопожертвование и т. п.), и соблюдение заповедей. Основатель учения – Лао Цзы (VI – V в. до н. э.).

ДЕВИАНТНЫЙ – (от позднелат. deviatio – отклонение) – отклоняющийся от общепризнанных норм; социальные действия, поступки людей или групп, нарушающие эти нормы и вызывающие необходимость соответствующего регулирования со стороны общества. В культурологии термин употребляется для объяснения субкультур.

ДЕКАДЕНТСТВО, ДЕКАДАНС – (от франц. decadens, от позднелат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европ. культуры второй половины ХIХ – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы небытия и смерти, любование красотой увядания жизни, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, веры в разум. Д. получило широкое распространение в России, особенно после революции 1905–1907, 1917 гг.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – (от лат. dekorare – украшать) – охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для бытового использования. Произведения Д.П.И. своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека (различная утварь, мебель, ткани, одежда, оружие и др. – к чему приложен труд художника).

ДЕМИУРГ – (греч. demiurgos – букв. творящий для народа) – 1) в Др. греции – свободный ремесленник, мастер, художник; 2) созидающий Вселенную и людей; созидающее начало, созидательная сила, творец; 3) в философии Платона – божество как творец мира.

ДЕСПОТИЯ – (греч. despoteia – неограниченная власть) – 1) самодержавная монархия, отличающаяся полным произволом власти и бесправием подданных; 2) своеобразная форма правления в государствах Др. Востока. Строго централизованная бюрократическая монархия с огромным аппаратом управления, обожествлением монарха и строгим подчинением по вертикали. Перед лицом деспота даже знать находилась на положении рабов, ибо все, что они имели, считалось милостью деспота.

ДЖАЙНИЗМ – одна из религий Индии, возникшая в VI. до н. э., сохранилась до наших дней; Д. отвергает авторитет Вед, отрицает божественную предопределенность каст; для Д. характерен аскетизм, запрещение убийства любого существа, отказ от причинения вреда любым живым существам.

ДЗЭН-БУДДИЗМ – (яп. Дзэн от санскр. Дхьяна – медитация, сосредоточие, созерцание) – направление в буддизме; возникло в Китае в первой половине VI в.; распространилось в Японии в ХII – ХIII вв. Д.-Б. возвысил личный духовный опыт человека, независимый от книжного учения, якобы не дающего истинного знания. сторонники Д.-Б. проповедовали достижение совершенства Будды посредством обращения к внутреннему миру, прямого контакта с духовной сущностью человека, неожиданного просветления; в этике Д.-Б. требует не испытывать ненависти, избегать суеты, сохранять душевную невозмутимость и спокойствие. В ХХ в. Д.-Б. получил распространение в Европе и Америке.

Диалог – (греч. dialogos) – форма речи, в которой дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик. Д. может быть формой развития замысла в драме, эпических произведениях или формой философских исследований (у Платона) и религиозного откровения; может быть и формой обучения: тогда истина предлагается известной до разговора, разыскивается способ ее разъяснения. В Д. решает присутствие (или отсутствие) духа Целого, если целое не складывается, мы говорим о Д. глухих.

Второй Ватиканский собор постановил перейти к Д. с некатолическими исповеданиями христианства и нехристианскими религиями. Это есть конец односторонней пропаганды и попытка разговора на равных, т.е. попытка убеждать и учиться одновременно. В идеальном Д. все собеседники прислушиваются к правде Целого: гегемония принадлежит тому, кто меньше всего к ней стремится, кто не горит желанием утвердить свое сложившееся ранее исповедание истины, кто держит ворота истины открытыми.

Форма диалога встречается в фольклоре и во всех высоких культурах. Элементы диалога есть в упанишадах, а разговоры Конфуция с его учениками вошли в сокровищницу китайской мысли. Менее диалогична культура ислама. Разговоры Мухаммеда с его современниками не записывались как целое: из контекста вырывались суждения пророка и становились источником права (хадисы). Неразвитость Д. – одна из причин неготовности ислама к контактам с Западом и восприятия плюрализма как угрозы порядку.

Д. культур, в том числе религий, – основа равновесия в современном мире. «Ни один из спорящих не должен отказываться от своих убеждений, но … они приходят к чему-то, называемому союзом, вступают, в царство, где закон убеждения не имеет силы». (Бубер).

ДИЗАЙН – (от англ. design – проектировать, чертить, задумывать проект, план, рисунок) – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий, предметов с высокими эстетическими качествами, предназначенных для непосредственного использования человеком, рациональное формирование целостной предметной среды.

Динамика Культуры– 1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур;

2) раздел теории культуры, в рамках которого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения. Д.к. тесно связана с понятием «культурные изменения», но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре и те, которые лишены целостности, поэтому это понятие шире, чем Д.к., но оно менее определенно.

ДИПТИХ – (греч. diptychos – вдвое сложенный) – двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями; две картины, связанные единым замыслом.

ДИССИДЕНТ – (от лат. dissidens (dissidentis – противоречащий, несогласный, dissidere – сидеть с противоположной стороны – 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; иноверец; 2) инакомыслящий человек, не согласный с официальной государственной доктриной и идеологией.

Диффузионизм – модель историко-культурного процесса, методология культурологических, культурантропологических, этнографических исследований. Зародился во 2-ой пол. XIX в. в Германии и Австрии. Немецкий географ и этнограф Ратцель в отличие от эволюционистов, рассматривающих каждое явление культуры как звено в цепи эволюции отвлеченно от конкретных условий, изучал явления культуры в связи с конкретными, прежде всего географическими условиями. В своих трудах «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину расселения народов и распространения культур. На основе Д. была разработана теория культурных кругов, согласно которой сочетания ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции («круги»). «Культурный круг» - это искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в географическом пространстве. Если культура перенесена в другие природные условия, ее развитие пойдет по другому пути, и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что и объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Сменяющие друг друга во времени культурные круги образуют культурные слои. Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Д. способствовал развитию различных методов исследования культур.

ДИФФУЗИЯ – (от лат. diffusio – распространение, растекание) – стихийное распространение культуры в социальном и географическом пространстве посредством взаимного проникновения культурных черт разных сообществ.

ДОЛЬМЕН – (от бретонского dol – стол, men – камень), один из видов мегалитических памятников, погребальные, культовые сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой, в передней стене которого имеется отверстие – лаз. Около дольменов изредка встречаются каменные пробки: если отверстие располагалось в боковой стенке, то на передней выбивалась так называемая «ложная пробка»; боковые стены иногда украшены орнаментом. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки, на Кавказе и в Крыму. Вес верхней плиты часто достигает нескольких десятков тонн, размеры – до десятка метров.

ДОМИНАНТА КУЛЬТУРНАЯ – (лат. dominantis – господствующий), главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть культуры. Например, доминанты римской культуры – гражданственность и государство, понимаемые как включенность в дела государства, психологическое ощущение себя гражданином, приверженность интересам государства, готовность ради него идти на жертвы и т. п.

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР – (греч. dorikos – свойственный дорическим племенам Древней Греции) – один из трех основных архитектурных ордеров, сложился в дорийских областях Др. Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня; встречается уже между 600 и 590 гг. до н. э. в самой Греции и дорийских колониях, - храм Артемиды в Керкире. Колонна Д.О. не имеет базы, ствол пронизан вертикальными желобками-каннелюрами, капитель состоит из круглой подушки-эхина и толстой квадратной плиты-абака. Д.О. – важнейший элемент монументальных композиций и главное средство художественной выразительности зодчества периода поздней архаики и классики.

ДОНЖОН– (фран. donjon – замковая башня) – главная, отдельно стоящая башня в средневековом замке, поставленная в самом недоступном месте и служащая убежищем при вражеском нападении.

Е

ЕВАНГЕЛИЯ– (греч.euangelion – букв. благая весть) – общее название ранних христианских сочинений, повествующих о земной жизни Иисуса Христа. Из почти 30 известных Е. лишь 4 включены в Новый Завет и являются каноническими - «краеугольными камнями» христианского вероучения и входят в состав Библии. Остальные объявлены церковью апокрифическими, т.е. вредными, ложными, поскольку в них образ Иисуса Христа в значительной степени отличается от принятого в официальном христианстве. Авторами канонических Е. считаются евангелисты Матфей, Иоанн, Марк и Лука.

Евразийство – общественно-политическое течение в русской культуре, которое возникло в самом начале становления культуры русского зарубежья (1920-е гг.) как форма самосознания русской эмиграции первой волны и как способ преодоления национальной трагедии. Е. – это культурный феномен, который обладает в ряду культур мира уникальным соединением западных и восточных черт, поэтому одновременно принадлежит Западу и Востоку, в то же время не относясь ни к тому, ни к другому.

Е. в отличие от славянофилов настаивали на исключительности России и русского этноса. Это определялось, по их мнению, особым типом цивилизации России. Главные идеологи Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский (впоследствии отошел).

Европоцентризм – культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Разграничение Востока и Запада уже с античности стало формой противопоставления «дикости» и «цивилизованности» (варварства и эллина). Возвеличение Запада прослеживается в европейском сознании на протяжении тысячелетий, прогресс мыслился как постепенное проникновение европейской цивилизации во все регионы мира.

ЕРЕСИ– (греч. hairesis – особое вероучение) – вероучение, отличающееся от догматов и организационных форм господствующей религии. Е. оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и официальная церковь, однако из Священного писания ими делались антицерковные выводы. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали, прежде всего, против духовенства и церкви, извратившей подлинное учение Христа. Е. движения подготовили базу для Реформации.

Ж

ЖАНР– (фран. genre – род, вид) – исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы деления на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. Например, в изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и т. д. Каждому жанру присущи определенные, характерные для него, средства художественной выразительности.

ЖАНРОВАЯ КАРТИНА– изображение повседневных житейских событий и сцен.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК– период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале I тысячелетия до н. э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства, ускорило общественное развитие. В железный век у большинства народов Евразии происходило разложение первобытнообщинного строя и переход к классовому обществу.

З

ЗАПАДНИЧЕСТВО– историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. Западники предлагали рассматривать Россию как составную часть Европы и, следовательно, неотъемлемый элемент западной цивилизации. Поэтому России не следует отгораживаться от Запада, подчеркивать и культивировать свою самобытность, а, напротив, следует стремиться перенимать все лучшие достижения западной культуры. Основы западно-центристской ориентации России были заложены принятием христианства, реформаторской деятельностью Петра I, Екатерины II, Александра II. В результате этих актов Россия была включена в западную цивилизацию. Основные представители: П. П. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Б. Н. Чичерин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

«ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ»– в культуре древности изображение животных и их композиции; возник в бронзовом веке. «З.С.» - условное название широко распространенного в декоративно-прикладном искусстве Азии и Европы типа декора, отличительной чертой которого были стилизованные изображения отдельных животных, частей их тела или сцены борьбы зверей.

ЗНАК– материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Например, значок какой-либо организации содержит и передает информацию о принадлежности человека к данной организации. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой.

Знаковая система – совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов. В культурологии З.с., как правило, отождествляется с языком культуры, выразительным средством которого она является. Классификация З.с.осуществляется по типам составляющих их знаков (вербальные,жестовые,образные,графические и др.)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ– название наиболее гармоничных пропорций, при которых устанавливаются как равные отношения частей какой-либо формы между собой, так и каждой из этих частей в отдельности с целым. В поисках гармонии художники всегда интуитивно следовали этому принципу, но теоретически он был сформулирован в эпоху Возрождения.

И

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Суждения об игровом космосе можно найти у Платона, эстетическое «состояние И.», отмечено Кантом, развернутую теорию искусства как И. представил Шиллер. Хейзинга, анализируя человеческую деятельность до самых пределов нашего сознания, отметил, что она является не более, чем И., значит, культура, по его мнению, возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. - не биологическая функция, а явление культуры, которое анализируется на языке культурологического мышления. И. старше культуры. Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой.

ИЕРОГЛИФИКА – (греч. hieros – священный и glynhe – то, что вырезано, т. е. священные вырезанные знаки) – это слово встречается у греческих авторов уже в V в. до н. э.; это вольный перевод египетского оборота, означавшего «письмо слова Бога». Сейчас термином И. обозначают не только египетское рисунчатое письмо, но и другие не буквенно-знаковые системы письменности (например, китайскую).

ИКЕБАНА – (яп.) – искусство составления букетов и композиций из цветов и других частей растений. И. сложилась в ХV в. Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала.

ИКОНА–(от греч. eikon – изображение, образ) - в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении – произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение. Иконы рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства.

ИКОНОПИСЬ– писание икон, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. Иконы представляют собой отдельные живописные композиции, выполняющиеся на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках. Иконопись отражает эстетический опыт народа. Эстетика иконописи требует воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых идеально возвышенных образах, призванных передать некую внутреннюю духовную сущность реального мира. Для иконописи характерно отсутствие передачи реальных объемов и трехмерного пространства, обратная перспектива, символизм, лаконизм и каноничность, плоскостное изображение помещается на отвлеченном, нередко «золотом», фоне. Главную роль в формировании образного строя произведения иконописи играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линий и цвета.

ИКОНОГРАФИЯ – (греч. eikon –изображение + графия) – 1) систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов); 2) строго установленные правила изображения определенного сюжета или лица; в средневековом искусстве, связанном с религиозной тематикой, художник должен был неукоснительно следовать иконографическим образцам; 3) совокупность изображений какого-либо лица или мифологического персонажа.

ИКОНОСТАС– (от икона и греч. stasis – место стояния) – перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас – это монументально-декоративное убранство храмов. Чины располагаются один над другим в строгой последовательности: внизу ряд так называемых местных икон, выше – «деисусный» чин (включая иконы с изображением Христа и обращенных к нему Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов), еще выше – «праздничный» (с изображением главных эпизодов из жизни Христа и Богоматери) и «пророческий» чины.

ИМАЖИНИЗМ – (фр. image – образ) – декадентское литературное направление в английской и американской поэзии 10-20-х гг. ХХ в.; в России – группа поэтов (1919–1927), в которую входили А. Б. Мариенгоф, С. А. Есенин, В. Г. Шершеневич и др. Имажинисты исходили из формалистического представления о том, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами, культивировали игру ритмов. Они заявляли, что «единственным законом искусства и несравнимым методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

ИМИТАЦИЯ – (лат. imitato – подражание) – в искусстве подражание какому-либо стилю, направлению, школе, манере мастера или свойствам определенного материала с помощью совершенно иных средств, приемов, материалов. Употребляется либо в положительном смысле, когда это обусловлено художественными задачами или оговаривается специально, либо в отрицательном – как синоним обмана, подделки, часто

Наши рекомендации