По реализации парциальной программы
Р.Х. Гасановой «Земля отцов»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1»
На 2016 -2017 учебный год
Перспективный план работы по реализации парциальной программы Р.Х. Гасановой «Земля отцов»
Вторая младшая группа «Мы еще малыши: приобщаемся к национальной культуре»
Срок проведения | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | ||
1 неделя | Беседа «Давай познакомимся». Игра-упражнение «Обратись по имени». | Уметь обращаться друг к другу по имени; знать, что означают наши имена.Сбор фотографий членов семьи детей группы. Оформление альбома. |
2неделя | Беседа «Моя семья» (проводится с подгруппой). Рассматривание фотографий членов семьи.Игра «Кто я». | Знать имена всех членов семьи. Осознание своей социальной роли в семье. |
3неделя | Дидактическая игра с национальной куклой «Оденем куклу» (вариант «Уложи куклу спать»). Рассматривание иллюстраций, фотографий «Моя семьи». | Закрепить названия элементов национальной одежды: камзул, шаровары, платье. Закрепить навыки одевания, последовательности раздевания: сначала камзул, потом платье. Знать имя и отчество родителей. |
4неделя | Дидактическая игра «Уложи куклу спать». Сюжетно ролевая игра «Семья» (варианты: «Дочки спят», «Вместе обедаем», «Кукла заболела», «Гости пришли», «Магазин»). | Знакомство с национальным атрибутом люлькой. Формировать предметные игровые действия. |
Октябрь | ||
1 неделя | Рассматривание альбома «Семья». Индивидуальные беседы с детьми. Сюжетно-ролевая игра «Дитя спит» («Колыбельная» Ю. Гарея). | Закрепление понятия, что такое семья (родные и близкие люди). Использовать в игровой деятельности колыбельные песни. |
2неделя | Беседа «Описание куклы в национальной одежде» (по О. С. Ушаковой). Физкультминутка. Драматизация потешки «Расти, сынок, расти, сынок». Чтение стихотворения К. Даяна «Моя кукла». Слушание колыбельной «Спи, засыпай». | Формировать умение составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Дать представление, что у каждого есть имя. |
3неделя | Рассматривание посуды – чаши. Дидактическая игра «Угостим куклу». Сюжетно-дидактическая игра «Семья» (вариант «Вместе обедаем»). Заучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой «Дождь идет». | Прививать навыки пользования посудой, использовать посуду по назначению. Закреплять названия чайной посуды. Познакомить с посудой – чаша (сделана из дерева, из нее можно пить молоко). |
4неделя | Рассматривание иллюстрации «Корова – домашнее животное». | Закрепить знания детей о домашних животных. Уметь называть характерные признаки внешнего вида обогатить представления детей о поведении, питании домашних животных. Знать, какую пользу они приносят. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Рассматривание скатерти. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Формировать умение правильно называть определенные предметы посуды, формировать представления о ее функциях. Использовать в игре атрибуты быта. |
2неделя | Рассматривание картины А. Х. Ситдиковой «Будущий батыр». | Приобщать детей к рассматриванию картин башкирских художников, замечать на картине знакомые предметы: люлька, постельные принадлежности и др. |
3неделя | Игра-упражнение «Я начну, а вы закончите». Чтение стихотворения Ю. Гарея «Птицы улетают» (использовать при наблюдении на улице), С. Муллабаева «Витамин». Сюжетно-ролевая игра «Семья» (вариант «Кукла заболела», «Вызов врача», «Праздничный обед»). | Закрепить знание детьми колыбельных песен. Приобщать детей к поэзии башкирских авторов. |
4неделя | Чтение стихотворения «Зухра и цыплята» К. Киньябулатовой, рассматривание картины «Дети кормят кур и цыплят» (драматизация стихотворения). Дидактическая игра «Угостим кукол». | Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, драматизировать стихотворение. Познакомить с традиционным башкирским блюдом – кыстыбый. |
Декабрь | ||
1 неделя | Рассматривание иллюстрации «Сундук». Игра «Секреты бабушкиного сундука». Развлечение «В гости к бабушке». | Познакомить с башкирской предметом обихода (мебелью) – сундук (в сундуке хранятся вещи бабушки, дедушки; постельные принадлежности: подушка, одеяло). Создать радостное настроение. Воспитывать интерес к культуре родного края. |
2неделя | Занятие в музее «Путешествие в прошлое посуды» (с подгруппой детей). Дидактическая игра «Узнай и назови посуду». Художественно-продуктивная деятельность «Укрась посуду» (аппликация или оисование). | Познакомить с деревянной посудой: чаша (предназначена для напитков), ложки, ваза (в них подавали к чаю мед, сладости). Закрепить название утвари – посуды. |
3неделя | Дидактическая игра «Опиши посуду». Беседа «Что получают из молока». | Помочь детям выявить и закрепить представления о посуде, узнать как называется посуда, научить использовать слова, обозначающие качества и названия предметов. Закрепить представления о том, какой полезный продукт молоко и что делают из молока. |
4 неделя | Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки. | Использовать знания об искусстве башкирского народа. |
Январь | ||
2неделя | Знакомство с трудом повара. Тема – «Кто нас кормит». Сюжетно-ролевая игра «Семья» (варианты: «Дочка заболела», «Гости пришли», «Магазин»). Чтение стихотворения «Зима» С. Алибаева. Вечер колыбельной песни (с участием родителей). | Дать представления детям о профессии повара, предметах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сала по имени, отчеству. Рассказать детям о традиционном башкирском блюде – кысыбый. Побуждать детей самостоятельно организовывать игру и соединять в один сюжет варианты. |
3неделя | Рассматривание полотенца, коврика. Художественно-продуктивная деятельность «Украсим полотенце», «Коврик» (аппликация). | Познакомит с башкирским орнаментом, его элиментами. |
4неделя | Дидактическая игра «Что готовят из молока». Сюжетно-ролевая игра «Магазин» («Покупаем молоко»). Настольная игра «Составь узор на башкирском коврике». | Закрепить знания о том, что делают из основного продукта башкирской кухни – молока. |
Февраль | ||
1 неделя | Рассматривание иллюстрации «Одежда девочки». Сюжетно-ролевая игра «Семья» (вариант «День рождения Айгуль»). | Закрепить названия элементов одежды: платье, камзол, шаравары, на голове – налобная повязка. |
2неделя | Художественно-продуктивная деятельность: «Украсим платье Айгуль». Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды». | Развивать представления детей о национальной одежде башкир, его украшении. |
3неделя | Рассматривание иллюстрации «Одежда мальчика». Беседа «Описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме». Развивающая игра «Составь башкирскую одежду». | Закрепить названия элементов одежды: халат, рубаха, расшитые штаны, тюбетейка. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослых короткий описательный рассказ. Развивать умение составлять из частей целое. |
4неделя | Настольно-печатная игра «Лото». Развивающая игра «Составь башкирскую посуду». Художественно-продуктивная деятельность «Украсим сапожки» (элементы башкирского узора). | Уметь различать и называть предметы рукотворного мира: мебель, посуду, пищу. Развивать умение составлять из частей целое. |
Март | ||
1 неделя | Чтение стихотворения «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной. Приготовление подарка для бабушки и мамы. | Приобщать детей к поэзии башкирских авторов. |
2неделя | Итоговая беседа «Моя семья». | Закрепить представление, что такое семья; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. |
3неделя | Рассматривание башкирской матрешки. Художественно-продуктивная деятельность «Башкирская матрешка» (аппликация). | Познакомить детей с изделиями народного промыслы. Развивать интерес к изделиям народных мастеров. Уважение к их труду. |
4неделя | Художественно-продуктивной деятельности «Украсим башкирскую одежду» (аппликация). | Закреплять представления детей о национальной одежде башкир, его украшении. |
Апрель | ||
1 неделя | Рассматривание иллюстраций «Внутреннее убранство юрты (тирмэ)». Игры в юрте. Художественно-продуктивная деятельность «Укрась коврик» (аппликация). | Обратить внимание детей на внутреннее убранство, украшение юрты. |
2неделя | Рассматривание музыкального инструмента курай. Игра «Кто-кто в домике живет». | Дать детям элементарные представления о национальном музыкальном инструменте – курае. Закрепить знания своего имени и фамилии. |
3неделя | Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад. Подвижная игра «Юрта». | Знать название улицы. |
4неделя | Художественно-продуктивная деятельность «Украсим полотенце». Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин». | Развивать представления детей б башкирском орнаменте. Знать имена всех членов семьи. Осознание своей социальной роли в семье. |
Май | ||
1 неделя | Целевая экскурсия по улице, на которой расположен детский сад. | Познакомить детей с ближайшим окружением детского сада, обратить внимание на различное строение домов. Вспомнить на какой улице расположен детский сад. |
2неделя | Дидактическая игра «Кто где живет?» Вечер развлечений «К бабушке в гости». | Знать свой адрес. Закрепить полученные в течении года знания о культуре башкирского народа. |
3-4недели | Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». | Закрепление пройденного за год материала. |
Перспективный план работы по реализации парциальной программы Р.Х. Гасановой «Земля отцов»
Средняя группа «Мы подросли! Хотим все знать!»
Срок проведения | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | ||
1 неделя | Беседа «Моя семья». Словесная игра «Хорошо – плохо». | Закрепить понятие «семья». Формировать представление о традициях: уважение к старшим, желание заботиться о ближних. Высказываться на тему из личного опыта. |
2неделя | Игра с куклами «Магазин игрушек». Чтение стихотворения К. Ильясова «Аниса и Нафиса», Г. Юнусова «Чемпион по одеванию», Х. Гиляжева «Воспитанный Айдар», Г. Давлетова «Гуси и Мунира» | Воспитание бережного отношения к кукле, как к живому существу. Знать имена всех членов семьи. Осознание своей социальной роли в семье. Рассказать, как много стихов о детях пишут башкирские поэты. |
3неделя | Сюжетно-ролевая игра «Укладывание кукол спать». Художественно-продуктивная деятельность «Моя любимая кукла» (рисование). | Вспомнить, какие колыбельные песни дети знают. Предложить спеть кукле колыбельные песни. |
4неделя | Беседа «Придумай сказку по сюжету песни Ю. Гарея «Колыбельная» Развлечение с участием бабушек «Наречение именем». Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Побуждать составлять сюжетный рассказ по сюжету известной колыбельной песни (по образцу воспитателя). |
Октябрь | ||
1 неделя | Рассказывание сказки «Лиса-сирота». Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка). | Познакомить детей с башкирской сказкой. Воспитывать интерес к фольклору. Закрепить название одежды: рубашка, халат, камзул и названий отдельных деталей одежды: рукав, воротник, подол. |
2неделя | Рассматривание иллюстраций головных уборов. Подготовка к драматизации сказки «Лиса-сирота». | Закрепить названия башкирских головных уборов: тюбетейка, шапка из меха. Работа над выразительными средствами. |
3неделя | Беседа «Мой родной город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». | Уточнить, знают ли дети название города, в котором они живут. |
4неделя | Рассматривание иллюстрации «Башкирская одежда». Игра «Оденем куклу». Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей». | Обратить внимание на то, чем украшена одежда: серебряными монетами, мехом, разноцветными лентами. Закрепить знания названий одежды: платье, шаровары, камзол, тюбетейка. |
Ноябрь | ||
1 неделя | Целевая прогулка по ближайшим улицам. Дидактическая игра «Где ты живешь?» Конструирование из строительного материала «улица нашего города». | Обратить внимание детей на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть свой номер. Вспомнить с детьми домашний адрес. |
2неделя | Дидактическая игра «Оденем куклу на праздник». Настольно-печатная игра «Кукла Айгуль.» | Закрепить представления о национальной одежде башкирского народа, ее деталях; дать понятие, что существует еще современная одежда. |
3неделя | Рассматривание иллюстраций «Человек творец рукотворного мира»: лоток, чан, кадка, батман. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?». | Рассказать детям, что все предметы утвари имеют свое название и назначение. Закрепить знания названия предметов утвари (старинных и современных). |
4неделя | Дидактическая игра «Путешествие в магазин «Посуда». | Закрепить представление о стеклянной, пластмассовой посуде, уметь находить различие и сходство. |
Декабрь | ||
1 неделя | Беседа «Что из чего сделано?» Дидактическая игра «Путешествие в магазин «Посуда». | Закрепление представлений о предметах утвари: посуда; классифицировать посуду – кухонная, столовая, чайная. |
2неделя | Словесная игра «Хорошо – плохо». | Находить хорошие и плохие стороны в одежде, в посуде. |
3неделя | Рассказ воспитателя о курае. Игра «Угадай на чем играю». | Узнавать курай по внешнему виду и звучанию. |
4 неделя | Подготовка к Новому году. Изготовление с воспитателем украшений для елки. | Использовать знания об искусстве башкирского народа. |
Январь | ||
1 неделя | Драматизация сказки «Лиса-сирота». | |
2неделя | Рассматривание иллюстраций из серии «Домашние животные». Заучивание стихотворения С. Муллабаева «Белый барашек». Беседа о труде животновода. | Дать представление том, что башкиры занимаются разведением лошадей, коров, овец, рассказать как их труд интересен и полезен. |
3неделя | Рассказывание сказки «Лиса-строитель». Включить в меню детского сада традиционное блюдо башкирского народа – бишбармак. | Рассказывать сказку при помощи фланелеграфа. Познакомить детей с традиционными блюдами башкирского народа – бишбармак. |
4неделя | Рассказ воспитателя о традиционных напитках башкирского народа: буза, кумыс, айран. Сюжетно-ролевая игра «Кафе-бар» (угощение напитками). | Показать, как готовиться напиток айран. В игре включать в меню названия напитков: айран, кумыс, буза. |
Февраль | ||
1 неделя | Рассказывание сказки «Медведь и пчелы». | Познакомить с натуральным продуктом – медом , рассказать о его целебных свойствах. |
2неделя | Беседа о труде пчеловода. Рассматривание картины А. Х. Ситдикова «Урожайный год. Пасека». Художественно-продуктивная деятельность «Пчёлка» (аппликация). Подвижная игра «Медведь и пчелы». | Закрепить представления о труде пчеловодов и пользе пчелы. |
3неделя | Рассказывание сказки «Ленивая Аусаф». | Воспитание уважения к старшим, воспитание трудолюбия. |
4неделя | Рассказывание сказки «Ленивый сын». Беседа «Что бы я сделел(а) для своей любимой мамочки (бабушки)?» Развлечение «Первый шаг малыша» (с участием детей старших групп). | Воспитание уважения к самому прекрасному на земле человеку – маме, воспитание трудолюбия. |
Март | ||
1 неделя | Пересказ сказки «Ленивый сын». Составление с детьми меню башкирской кухни. | Выразительно передавать диалог персонажей. Закрепить знания традиционных блюд башкирского народа. |
2неделя | Рассказывание стихотворения «Праздничный подарок» Ф. Губайдуллиной. Художественно-продуктивная деятельность «Что бы я хотел (а) подарить маме?» Развлечение «Вечер башкирской кухни» (с родителями). | Развивать творчество детей. Закрепить знания традиционных блюд башкирского народа. |
3неделя | Рассматривание иллюстрации «Плетеный аласык» – плетеный островерхий шалаш. Подвижная ига «Юрта». | Сравнить жилье башкир с современными домами. |
4неделя | Рассматривание иллюстраций из раздела «Жилище». Художественно-продуктивная деятельность «Укрась юрту», «Башкирский палас», «Украсим дорожку башкирским орнаментом» (аппликация). | Показать, что домашний быт украшает печь. Воспитывать уважение к человеку-труженику, бережное отношение к тому, что создано его руками. |
Апрель | ||
1 неделя | Заучивание потешки «Наша кисонька мала» К. Даяна. Пересказ потешки по ролям. Рассказывание сказки «Лиса и петух». | Развивать образность речи детей, умение подбирать определение к заданному слову. Подготовка детей к театрализованной деятельности. |
2неделя | Экскурсия по улице, на которой расположен детский сад. Подвижная игра «Липкие пеньки». | Закрепить с детьми адреса улицы, на которой расположен детский сад. |
3неделя | Художественно-продуктивная деятельность «Ракета», «Самолет» (аппликация). Чтение стихотворения «Самолет» Ю. Гарея. | Воспитывать уважение к человеку-труженику, бережное отношение к тому, что создано его руками. |
4неделя | Рассматривание иллюстраций о достопримечательностях города: театры, парки, дома. Конструирование из бумаги «Наша улица». | Узнавать знакомые детям места города. |
Май | ||
1 неделя | Беседа «Придумай другую сказку» (по сюжету сказки «Медведь и пчелы»). Дидактическая игра «Дом, в котором ты живешь». Заучивание стихотворения К. Даяня «Весенние цветы». | Развивать образную речь. Закрепить представления о жилище в прошлом и настоящем. |
2неделя | Дидактическая игра «Что сделали люди». Праздник башкирского фольклора «В гостях у сказки» с использованием сказок, малых форм фольклора (загадок). | Закрепить представление о том, что такое «рукотворный мир» (жилище, одежда, утварь, пища). Воспитывать уважение к человеку-труженику, бережное отношение к тому, что создано его руками. |
3-4недели | Индивидуальная работа с использованием тетради «Знакомство детей с культурой башкирского народа». | Закрепление пройденного за год материала. |
Старший дошкольный возраст «Скоро в школу: Мы можем творить, фантазировать»